История о том, как я носил маски, чтобы быть нужным, сильным и правильным. И как за каждой из них терял самого себя и находил нового.
⸻
В какой-то момент я начал замечать, что что-то не так.
Как будто внутри есть настоящий Я, но он где-то глубоко под одеждой, под ролью, под маской.
Снаружи — правильный, светлый, сильный, добрый.
Внутри — игривый, живой, сомневающийся, тихий.
Я не притворялся.
Так сложилось: среда, обстоятельства, семья, культура, карма))
Я вырастал, надевая одну роль за другой.
Но ни одна из них не была мной.
Вот 7 ролей, которые определяли отрезки моей жизнь.
И каждый раз мне казалось, что именно так и надо.
А потом я вдруг замечал, что это лишь часть меня, а Я нечто большее.
1. Послушный сын
Самая первая роль появилась раньше, чем я мог её назвать.
Когда мне было год и четыре месяца, родился мой младший брат.
И с этого момента внимание родителей, которое раньше принадлежало только мне, стало делиться.
Я не мог это объяснить, но чувствовал: меня как будто заменили.
Появился другой.
Значит, со мной что-то не так.
Так в моём мире зародилось первое детское решение:
надо быть хорошим, удобным, правильным — чтобы меня снова любили.
Я стал тонко чувствовать настроение родителей, обращать внимание на детали и старался соответствовать ожиданиям .
Я стал послушным сыном.
Часто не потому, что хотел, а потому, что боялся потерять любовь.
При этом внутри накапливались обида и капризность — как форма протеста.
И они проявлялись, но только в кругу самых близких — тех, у кого я чувствовал, что могу позволить себе хоть немного быть настоящим.
Но и тогда это сопровождалось чувством вины:
а вдруг сейчас я потеряю любовь, которую так старался заслужить?
Плюсы:
– чуткость, эмпатия, умение видеть другого
– высокий уровень адаптации
– развитая чувствительность к полю и настроению
Минусы:
– страх быть собой, если это неудобно
– вытеснение собственных желаний
– ощущение, что любовь нужно заслуживать
2. Ответственный брат
Как только я стал «хорошим сыном», следующим шагом стало быть ответственным братом.
Ведь если ты старший — ты должен заботиться.
А если младший болеет, лежит в больницах — ты автоматически становишься тем, кто должен быть ответственным и благодарным.
Эту роль никто не навязывал словами.
Она просто впиталась в тело.
Я стал чувствовать, что любая сложность в жизни младших — это моя ответственность.
Что я должен делиться, отдавать, помогать.
Что если я ем что-то вкусное, а брату не досталось — я плохой.
А позже эта роль перешла и на других.
В 15 лет я уже преподавал. Взрослым и детям.
И это воспринималось как норма.
Но внутри было другое ощущение:
я всегда должен был быть тем, на кого можно положиться.
Тем, кто разрулит. Кто ответит. Кто не подведёт.
Это не предлагалось — это предполагалось.
И я сам верил, что иначе нельзя.
Плюсы:
– зрелость и надёжность с раннего возраста
– умение брать ответственность и вести
– способность быть опорой
Минусы:
– отсутствие внутреннего отдыха
– путаница между любовью и долгом
– склонность игнорировать свои потребности ради других
3. Славный парень
Если тебя любят за то, что ты «хороший», если ты с детства отвечаешь за других —
то неудивительно, что, повзрослев, ты становишься тем, кто всегда поможет, всегда поймёт, всегда отдаст последнее.
Так и родилась моя третья роль — славного, доброго, безотказного парня.
Это была не стратегия.
Это было что-то глубоко встроенное в меня.
Я искренне хотел помогать. Поддерживать. Делиться.
Сначала — игрушками, вниманием, временем.
Позже — машиной, деньгами, идеями, энергией, собой.
Особенно в отношениях с девушками.
Я всегда платил, всегда старался угодить, чувствовать малейшие перемены настроения, угадывать желания ещё до того, как их озвучили.
Если я сделаю всё правильно, если угадаю, подстроюсь, вытащу, обеспечу — меня полюбят.
Меня не бросят.
Я буду нужен.
Я старался быть идеальным спутником.
Надёжным, добрым, поддерживающим.
Но со временем эта роль начала оборачиваться против меня.
Я начал замечать, что отдаю больше, чем есть,
что мои желания не важны,
что если вдруг я чего-то не могу — я уже чувствую себя виноватым.
А если кто-то рядом злится или грустит — значит, я что-то не так сделал.
Как бы я не старался, этого было не достаточно.
И да, конечно, никто меня не заставлял.
Это была внутренняя программа: быть хорошим, чтобы быть любимым.
Плюсы:
– высокая эмпатия
– забота, щедрость, способность чувствовать другого
– умение создавать тёплую, поддерживающую атмосферу
Минусы:
– игнорирование собственных границ
– ощущение, что любовь надо заслужить постоянной отдачей
– накопленные обиды за недооценённость
4. Потерянное поколение
Я родился в 1985 году и пошёл в школу в 1991.
А в учебниках — всё ещё был Советский Союз.
Мы изучали географию страны, которой уже не существовало.
На уроках истории — Ленин, который «жил, жив и будет жить».
Но уже тогда было понятно: что-то не так.
Я учился в экспериментальном гимназическом классе.
У нас были риторика, ритмика, музыка, история религии.
Много всего. Интересно. Но параллельно — внутренний шок от несправедливости.
На школьных выступлениях на главные роли ставили детей учителей.
Они почему-то пели лучше всех, им давали ответственные партии, именно они выступали от класса.
Их выбирали.
А если ты пытался делать что-то по-своему — даже если это был интересный, живой эксперимент — тебя могли выставить на посмешище.
Я помню, как на уроке письма я стал заполнять пропись не построчно, а по символам в несколько строк.
Мне было просто интересно попробовать — поэкспериментировать.
И вместо того чтобы поощрить любопытство, меня обсмеяли и унизили перед всем классом.
Назвали «самодеятельным».
Никакого диалога. Никакой поддержки.
И в этот момент внутри что-то замкнулось.
Я сделал вывод: в этой системе нельзя проявляться. Нельзя быть собой.
Религия, которую нам преподавали, не давала ясности.
Ответов на глубинные вопросы никто не знал.
А я их уже начал задавать:
Зачем мы живём?
Кто такой Бог?
И постепенно у меня формировалось глубокое, устойчивое недоверие к системе.
Государству не верил совсем.
А авторитетами для меня становились только те, чьи слова совпадали с действиями, чья жизнь была подтверждением их идей.
Таких было мало.
Но я искал именно их, искал и находил - это были Люди Силы и Слова.
И, отсюда — до сих пор — трудно создавать структуры.
Я чувствую, как внутри живёт сомнение в любой формализации, в любых попытках «закрепиться».
Будто только движение даёт честность, а всё, что оформляется, начинает портиться.
Плюсы:
– здравомыслие и критическое мышление
– высокая чувствительность к истине
– умение отличать суть от формы
– адаптация к переменам
Минусы:
– трудность укоренения и создания устойчивых систем
– скепсис, который мешает доверию
– внутреннее сопротивление внешним формам
5. Воин / Аскет
Я уже начал заниматься боевыми искусствами, когда умер дедушка.
Он был военным. Мужчиной с большой буквы.
Доброта, достоинство, уважение.
Перед смертью мы разговаривали. Он рассказал, как однажды на соревнованиях уступил противнику, увидев в зале его детей и жену.
Он мог победить — но выбрал сострадание.
Это глубоко отпечаталось во мне.
Словно он передал мне свой код — быть сильным, но не жёстким, держать форму, но не терять сердце.
На тот момент я уже тренировался: кунг-фу, тайский бокс.
Позже — айкидо, цигун, медитация.
И в какой-то момент всё это стало моим путём.
Не спортом.
А формой жизни.
Параллельно была школа, практика, тренировки, изучение философии, психологии и самонаблюдение.
И всё нужно было успевать.
Без жалоб. Без оправданий.
Наставник учил:
«Взялся— сделай, единственная причина невыполнения - это смерть,
но если ты обещал, ты не имеешь права умереть пока не выполнил обещание»
И я стал таким.
Строгим — прежде всего к себе.
Требовательным. Без скидок. Без поблажек.
Если болит — потерпи.
Если устал — ускорься.
Если страшно — иди вперёд.
Это дало силу.
Но со временем я стал замечать, что эта сила исключает слабость.
Я мог выдерживать многое — но не мог расслабиться, оттаять, позволить себе быть просто человеком.
Слёзы были признаком слабости.
Жалоба — почти предательство.
Отдых — что-то подозрительное.
Плюсы:
– стальная воля и выдержка
– способность к дисциплине и самонаблюдению
– устойчивость к внешнему давлению
Минусы:
– вытесненная уязвимость
– хроническое напряжение
– неспособность быть нежным к се⸻
6. Правильный мастер / Герой-спасатель
Стать ведущим — было не целью. А следствием.
Когда мне доверяют, когда я — «лицо школы», — я не могу подвести.
Через полгода тренировок кунг-фу, мне дали задание вести детскую группу.
В айкидо — снова то же самое.
Я едва начинал — а уже получал ответственное назначение .
И, по сути, не имел права на сомнение, усталость или слабость.
Меня видели. На меня рассчитывали.
Значит, я должен соответствовать.
Я не жаловался. Но внутри было жёсткое правило:
«Я не имею права ошибаться».
Когда я уже стал управлять ретрит-центрами, я много говорил о качестве.
Высказывал команде, что то, как проводят практики другие мастера, — недостаточно глубоко, недостаточно точно.
Однажды мне развернули мои же слова:
«Критикуешь? -Предлагай и сделай лучше»
Я сказал — да. Проведу.
Так началось моё ведение ретритов.
Не из желания «выйти на сцену»,
а потому что не мог оставить как есть.
На тот момент я уже знал как это сделать качественно и глубоко.
И делал это по-настоящему.
Но внутри:
я не могу позволить себе быть уставшим, больным или сомнении.
Мастер должен быть светом.
Даже когда внутри — тяжело или больно.
Даже когда просто хочется выдохнуть.
Плюсы:
– зрелость, ответственность, качество
– способность вести и поддерживать поле
– влияние и глубина работы
Минусы:
– изоляция и отдаление от самого себя
– запрет на слабость и человеческость
– тяжесть внутреннего перфекционизма
7. Свободный странник
Всё началось не с Азии, а с детства.
Каждое лето мы с родителями ездили в Белоруссию к родственникам.
Иногда родители оставляли нас там там у родственников.
И именно там, вдалеке от привычной обстановки, я впервые почувствовал, что можно просто быть собой.
Тётя — человек, от которого я до сих пор не слышал ни одного упрёка или резкого слова.
Она принимала меня полностью. Без условий.
И именно от неё я впервые соприкоснулся с тем, что позже назову безусловной любовью.
Не за успехи. Не за поведение. Не за старание.
А просто — за то, что я есть.
На фоне этого принятия мне легко было помогать: по хозяйству, на огороде, пасти коров.
Там я чувствовал вкус ответственности — не как долга, а как естественной зрелости.
Уже тогда появилась мысль, что где-то в мире может быть иначе.
Теплее. Проще. По настоящему.
Позже были поездки с мамой в Турцию.
All Inclusive, фрукты, солнце, другая культура.
И снова — лёгкость, свобода, чувство простора.
Когда в 18 лет появилась машина, мы с друзьями сразу отправились из Москвы в Уфу — к Эрнсту Мулдашеву.
Его книги о Гималаях и древних цивилизациях вдохновили нас на путь.
Мы встретились с ним, поговорили, вдохновились)
А потом — Аркаим, дольмены, Карелия.
Индия, Китай, Шри-Ланка и дальше больше.
Путешествия стали неотъемлемой частью моего пути.
Я никогда не стремился к «побегу».
Я всегда шёл к смыслу, к знанию, к себе.
И в аэропортах и переездах я чувствую себя вдохновлённо, как будто жизнь обновляется прямо на глазах.
Момент перемещения — всегда для меня живой.
Но вместе с этой ролью пришли и свои сложности.
Именно из-за неё стало трудно укореняться.
И отсюда — один из самых заметных последствий:
у меня до сих пор нет семьи.
Не потому что я не хотел.
А потому что слишком долго жил в пути.
И только начал учиться оставаться.
Плюсы:
– обширный кругозор и интерес к жизни
– богатый личный опыт и встречи с мастерами, культурами, знаниями
– вдохновение в переходах и трансформациях
– лёгкость в адаптации и смене среды
Минусы:
– фоновое чувство, что всё — временно
– сложность строить устойчивые связи
– откладывание глубокой близости, семьи, дома
Вместо вывода
Я не просто осознавал эти роли.
Я проходил через каждую из них в терапии снова и снова —
в расстановках, телесных практиках, в работе с чувствами, эмоциями и воспоминаниями.
Много-много раз.
Я видел, откуда они взялись, как они во мне устроены
и как иногда включаются — особенно в близких отношениях, в новых этапах жизни, в стрессах.
Они помогли мне глубже понять себя.
Через них я увидел, как формируются желания, реакции и модели поведения.
И именно благодаря этому опыту я научился замечать механизмы, исследовать их природу и помогать другим людям - разбирать их собственные роли, маски и сценарии.
Статья про маски и роли:
А какие роли ты исследовал в себе? Пиши, давай открываться вместе)