Найти в Дзене

7 ролей, в которых я не был собой

История о том, как я носил маски, чтобы быть нужным, сильным и правильным. И как за каждой из них терял самого себя и находил нового.

В какой-то момент я начал замечать, что что-то не так.

Как будто внутри есть настоящий Я, но он где-то глубоко под одеждой, под ролью, под маской.

Снаружи — правильный, светлый, сильный, добрый.

Внутри — игривый, живой, сомневающийся, тихий.

Я не притворялся.

Так сложилось: среда, обстоятельства, семья, культура, карма))

Я вырастал, надевая одну роль за другой.

Но ни одна из них не была мной.

Вот 7 ролей, которые  определяли отрезки моей жизнь.

И каждый раз мне казалось, что именно так и надо.

А потом я вдруг замечал, что это лишь часть меня, а Я нечто большее.

А какую роль играешь сегодня ты, чтобы Дед Мороз тебе принёс подарок?
А какую роль играешь сегодня ты, чтобы Дед Мороз тебе принёс подарок?

1. Послушный сын

Самая первая роль появилась раньше, чем я мог её назвать.

Когда мне было год и четыре месяца, родился мой младший брат.

И с этого момента внимание родителей, которое раньше принадлежало только мне, стало делиться.

Я не мог это объяснить, но чувствовал: меня как будто заменили.

Появился другой.

Значит, со мной что-то не так.

Так в моём мире зародилось первое детское решение:

надо быть хорошим, удобным, правильным — чтобы меня снова любили.

Я стал тонко чувствовать настроение родителей, обращать внимание на детали и старался соответствовать ожиданиям .

Я стал послушным сыном.

Часто не потому, что хотел, а потому, что боялся потерять любовь.

При этом внутри накапливались обида и капризность — как форма протеста.

И они проявлялись, но только в кругу самых близких — тех, у кого я чувствовал, что могу позволить себе хоть немного быть настоящим.

Но и тогда это сопровождалось чувством вины:

а вдруг сейчас я потеряю любовь, которую так старался заслужить?

Плюсы:

– чуткость, эмпатия, умение видеть другого

– высокий уровень адаптации

– развитая чувствительность к полю и настроению

Минусы:

– страх быть собой, если это неудобно

– вытеснение собственных желаний

– ощущение, что любовь нужно заслуживать

С учениками
С учениками

2. Ответственный брат

Как только я стал «хорошим сыном», следующим шагом стало быть ответственным братом.

Ведь если ты старший — ты должен заботиться.

А если младший болеет, лежит в больницах — ты автоматически становишься тем, кто должен быть ответственным и благодарным.

Эту роль никто не навязывал словами.

Она просто впиталась в тело.

Я стал чувствовать, что любая сложность в жизни младших — это моя ответственность.

Что я должен делиться, отдавать, помогать.

Что если я ем что-то вкусное, а брату не досталось — я плохой.

А позже эта роль перешла и на других.

В 15 лет я уже преподавал. Взрослым и детям.

И это воспринималось как норма.

Но внутри было другое ощущение:

я всегда должен был быть тем, на кого можно положиться.

Тем, кто разрулит. Кто ответит. Кто не подведёт.

Это не предлагалось — это предполагалось.

И я сам верил, что иначе нельзя.

Плюсы:

– зрелость и надёжность с раннего возраста

– умение брать ответственность и вести

– способность быть опорой

Минусы:

– отсутствие внутреннего отдыха

– путаница между любовью и долгом

– склонность игнорировать свои потребности ради других

Просто славный парень))
Просто славный парень))

3. Славный парень

Если тебя любят за то, что ты «хороший», если ты с детства отвечаешь за других —

то неудивительно, что, повзрослев, ты становишься тем, кто всегда поможет, всегда поймёт, всегда отдаст последнее.

Так и родилась моя третья роль — славного, доброго, безотказного парня.

Это была не стратегия.

Это было что-то глубоко встроенное в меня.

Я искренне хотел помогать. Поддерживать. Делиться.

Сначала — игрушками, вниманием, временем.

Позже — машиной, деньгами, идеями, энергией, собой.

Особенно в отношениях с девушками.

Я всегда платил, всегда старался угодить, чувствовать малейшие перемены настроения, угадывать желания ещё до того, как их озвучили.

Если я сделаю всё правильно, если угадаю, подстроюсь, вытащу, обеспечу — меня полюбят.

Меня не бросят.

Я буду нужен.

Я старался быть идеальным спутником.

Надёжным, добрым, поддерживающим.

Но со временем эта роль начала оборачиваться против меня.

Я начал замечать, что отдаю больше, чем есть,

что мои желания не важны,

что если вдруг я чего-то не могу — я уже чувствую себя виноватым.

А если кто-то рядом злится или грустит — значит, я что-то не так сделал.

Как бы я не старался, этого было не достаточно.

И да, конечно, никто меня не заставлял.

Это была внутренняя программа: быть хорошим, чтобы быть любимым.

Плюсы:

– высокая эмпатия

– забота, щедрость, способность чувствовать другого

– умение создавать тёплую, поддерживающую атмосферу

Минусы:

– игнорирование собственных границ

– ощущение, что любовь надо заслужить постоянной отдачей

– накопленные обиды за недооценённость

Лихие 90е)
Лихие 90е)

4. Потерянное поколение

Я родился в 1985 году и пошёл в школу в 1991.

А в учебниках — всё ещё был Советский Союз.

Мы изучали географию страны, которой уже не существовало.

На уроках истории — Ленин, который «жил, жив и будет жить».

Но уже тогда было понятно: что-то не так.

Я учился в экспериментальном гимназическом классе.

У нас были риторика, ритмика, музыка, история религии.

Много всего. Интересно. Но параллельно — внутренний шок от несправедливости.

На школьных выступлениях на главные роли ставили детей учителей.

Они почему-то пели лучше всех, им давали ответственные партии, именно они выступали от класса.

Их выбирали.

А если ты пытался делать что-то по-своему — даже если это был интересный, живой эксперимент — тебя могли выставить на посмешище.

Я помню, как на уроке письма я стал заполнять пропись не построчно, а по символам в несколько строк.

Мне было просто интересно попробовать — поэкспериментировать.

И вместо того чтобы поощрить любопытство, меня обсмеяли и унизили перед всем классом.

Назвали «самодеятельным».

Никакого диалога. Никакой поддержки. 

И в этот момент внутри что-то замкнулось.

Я сделал вывод: в этой системе нельзя проявляться. Нельзя быть собой.

Религия, которую нам преподавали, не давала ясности.

Ответов на глубинные вопросы никто не знал.

А я их уже начал задавать:

Зачем мы живём?

Кто такой Бог?

И постепенно у меня формировалось глубокое, устойчивое недоверие к системе.

Государству не верил совсем.

А авторитетами для меня становились только те, чьи слова совпадали с действиями, чья жизнь была подтверждением их идей.

Таких было мало.

Но я искал именно их, искал и находил - это были Люди Силы и Слова.

И,  отсюда — до сих пор — трудно создавать структуры.

Я чувствую, как внутри живёт сомнение в любой формализации, в любых попытках «закрепиться».

Будто только движение даёт честность, а всё, что оформляется, начинает портиться.

Плюсы:

– здравомыслие и критическое мышление

– высокая чувствительность к истине

– умение отличать суть от формы

– адаптация к переменам

Минусы:

– трудность укоренения и создания устойчивых систем

– скепсис, который мешает доверию

– внутреннее сопротивление внешним формам

Только вперёд)
Только вперёд)

5. Воин / Аскет

Я уже начал заниматься боевыми искусствами, когда умер дедушка.

Он был военным. Мужчиной с большой буквы.

Доброта, достоинство, уважение.

Перед смертью мы разговаривали. Он рассказал, как однажды на соревнованиях уступил противнику, увидев в зале его детей и жену.

Он мог победить — но выбрал сострадание.

Это глубоко отпечаталось во мне.

Словно он передал мне свой код — быть сильным, но не жёстким, держать форму, но не терять сердце.

На тот момент я уже тренировался: кунг-фу, тайский бокс.

Позже — айкидо, цигун, медитация.

И в какой-то момент всё это стало моим путём.

Не спортом.

А формой жизни.

Параллельно была школа, практика, тренировки, изучение философии, психологии и самонаблюдение.

И всё нужно было успевать.

Без жалоб. Без оправданий.

Наставник учил:

«Взялся— сделай, единственная причина невыполнения - это смерть,

но если ты обещал, ты не имеешь права умереть пока не выполнил обещание»

И я стал таким.

Строгим — прежде всего к себе.

Требовательным. Без скидок. Без поблажек.

Если болит — потерпи.

Если устал — ускорься.

Если страшно — иди вперёд.

Это дало силу.

Но со временем я стал замечать, что эта сила исключает слабость.

Я мог выдерживать многое — но не мог расслабиться, оттаять, позволить себе быть просто человеком.

Слёзы были признаком слабости.

Жалоба — почти предательство.

Отдых — что-то подозрительное.

Плюсы:

– стальная воля и выдержка

– способность к дисциплине и самонаблюдению

– устойчивость к внешнему давлению

Минусы:

– вытесненная уязвимость

– хроническое напряжение

– неспособность быть нежным к се⸻

Проведение ретрита.
Проведение ретрита.

6. Правильный мастер / Герой-спасатель

Стать ведущим — было не целью. А следствием.

Когда мне доверяют, когда я — «лицо школы», — я не могу подвести.

Через полгода тренировок кунг-фу, мне дали задание вести детскую группу.

В айкидо — снова то же самое.

Я едва начинал — а уже получал ответственное назначение .

И, по сути, не имел права на сомнение, усталость или слабость.

Меня видели. На меня рассчитывали.

Значит, я должен соответствовать.

Я не жаловался. Но внутри было жёсткое правило:

«Я не имею права ошибаться».

Когда я уже стал управлять ретрит-центрами, я много говорил о качестве.

Высказывал команде, что то, как проводят практики другие мастера, — недостаточно глубоко, недостаточно точно.

Однажды мне развернули мои же слова:

«Критикуешь? -Предлагай и сделай лучше»

Я сказал — да. Проведу.

Так началось моё ведение ретритов.

Не из желания «выйти на сцену»,

а потому что не мог оставить как есть.

На тот момент я уже знал как это сделать качественно и глубоко.

И делал это по-настоящему.

Но внутри:

я не могу позволить себе быть уставшим, больным или сомнении.

Мастер должен быть светом.

Даже когда внутри — тяжело или больно.

Даже когда просто хочется выдохнуть.

Плюсы:

– зрелость, ответственность, качество

– способность вести и поддерживать поле

– влияние и глубина работы

Минусы:

– изоляция и отдаление от самого себя

– запрет на слабость и человеческость

– тяжесть внутреннего перфекционизма

Встреча с Эрнстом Мулдашевым
Встреча с Эрнстом Мулдашевым

7. Свободный странник

Всё началось не с Азии, а с детства.

Каждое лето мы с родителями ездили в Белоруссию к родственникам.

Иногда родители оставляли нас там там у родственников.

И именно там, вдалеке от привычной обстановки, я впервые почувствовал, что можно просто быть собой.

Тётя — человек, от которого я до сих пор не слышал ни одного упрёка или резкого слова.

Она принимала меня полностью. Без условий.

И именно от неё я впервые соприкоснулся с тем, что позже назову безусловной любовью.

Не за успехи. Не за поведение. Не за старание.

А просто — за то, что я есть.

На фоне этого принятия мне легко было помогать: по хозяйству, на огороде, пасти коров.

Там я чувствовал вкус ответственности — не как долга, а как естественной зрелости.

Уже тогда появилась мысль, что где-то в мире может быть иначе.

Теплее. Проще. По настоящему.

Позже были поездки с мамой в Турцию.

All Inclusive, фрукты, солнце, другая культура.

И снова — лёгкость, свобода, чувство простора.

Когда в 18 лет появилась машина, мы с друзьями сразу отправились из Москвы в Уфу — к Эрнсту Мулдашеву.

Его книги о Гималаях и древних цивилизациях вдохновили нас на путь.

Мы встретились с ним, поговорили, вдохновились)

А потом — Аркаим, дольмены, Карелия.

Индия, Китай, Шри-Ланка и дальше больше.

Путешествия стали неотъемлемой частью моего пути.

Я никогда не стремился к «побегу».

Я всегда шёл к смыслу, к знанию, к себе.

И в аэропортах и переездах я чувствую себя вдохновлённо, как будто жизнь обновляется прямо на глазах.

Момент перемещения — всегда для меня живой.

Но вместе с этой ролью пришли и свои сложности.

Именно из-за неё стало трудно укореняться.

И отсюда — один из самых заметных последствий:

у меня до сих пор нет семьи.

Не потому что я не хотел.

А потому что слишком долго жил в пути.

И только начал учиться оставаться.

Плюсы:

– обширный кругозор и интерес к жизни

– богатый личный опыт и встречи с мастерами, культурами, знаниями

– вдохновение в переходах и трансформациях

– лёгкость в адаптации и смене среды

Минусы:

– фоновое чувство, что всё — временно

– сложность строить устойчивые связи

– откладывание глубокой близости, семьи, дома

А Путь продолжается)
А Путь продолжается)

Вместо вывода

Я не просто осознавал эти роли.

Я проходил через каждую из них в терапии снова и снова —

в расстановках, телесных практиках, в работе с чувствами, эмоциями и воспоминаниями.

Много-много раз.

Я видел, откуда они взялись, как они во мне устроены

и как иногда включаются — особенно в близких отношениях, в новых этапах жизни, в стрессах.

Они помогли мне глубже понять себя.

Через них я увидел, как формируются желания, реакции и модели поведения.

И именно благодаря этому опыту я научился замечать  механизмы, исследовать их природу и помогать другим людям - разбирать их собственные роли, маски и сценарии.

Статья про маски и роли:

А какие роли ты исследовал в себе? Пиши, давай открываться вместе)