Найти в Дзене
В городе Жить

Дорога смерти и идиллические виды. Чем притягивает река Квай?

Здесь в нескольких часах езды от Бангкока настоящие джунгли, как вы догадываетесь не каменные. Провинция Канчанабури несет на себе тяжелый отпечаток Второй мировой войны и связан он со строительство железной дороги смерти. Да, Таиланд никогда не был ни чьей колонией, но были в истории Сиама несколько эпизодов, связанных с оккупацией. В 40-е годы прошлого века Япония вторглась на территорию нынешнего Таиланда, чтобы пройти в Малайзию и Бирму, которые были британскими колониями. Японские власти намеревались построить через Таиланд транспортный коридор, который стал бы альтернативой для морской трассы и облегчил бы продвижение армии в Индию. В качестве рабочей силы японцы использовали принудительный труд сотен тысяч гражданских лиц из Юго-Восточной Азии и военнопленных из армий союзников. Одним из 7000 членов «F» Force, перевезенных на очередных поездах из Чанги в Сингапуре в Банпонг в Таиланде для строительства Тайско-Бирманской железной дороги, был британец сэр Харольд. "После прибытия

Это место на карте Таиланда стало популярным после того, как в 1957 году британцы и американцы сняли фильм "Мост через реку Квай". И хотя легендарный фильм, получивший 7 премий "Оскар", на самом деле снимали на Цейлоне, вот уже более полувека туристы со всего мира едут в тайскую провинцию Канчанабури, чтобы своими глазами посмотреть одно из многочисленных мест, где развивались трагические события Второй Мировой войны.

Та самая река Квай
Та самая река Квай

Здесь в нескольких часах езды от Бангкока настоящие джунгли, как вы догадываетесь не каменные. Провинция Канчанабури несет на себе тяжелый отпечаток Второй мировой войны и связан он со строительство железной дороги смерти.

Да, Таиланд никогда не был ни чьей колонией, но были в истории Сиама несколько эпизодов, связанных с оккупацией. В 40-е годы прошлого века Япония вторглась на территорию нынешнего Таиланда, чтобы пройти в Малайзию и Бирму, которые были британскими колониями. Японские власти намеревались построить через Таиланд транспортный коридор, который стал бы альтернативой для морской трассы и облегчил бы продвижение армии в Индию. В качестве рабочей силы японцы использовали принудительный труд сотен тысяч гражданских лиц из Юго-Восточной Азии и военнопленных из армий союзников.

Кадр из фильма "Мост через реку Квай" (1957)
Кадр из фильма "Мост через реку Квай" (1957)

Одним из 7000 членов «F» Force, перевезенных на очередных поездах из Чанги в Сингапуре в Банпонг в Таиланде для строительства Тайско-Бирманской железной дороги, был британец сэр Харольд.

"После прибытия в Банпонг заключенные провели следующие четыре недели, пешком преодолев более 300 километров до Канчанабури, где их отправили на работы по строительству железной дороги, - написала по итогам встречи с сэром Харольдом писательница и журналист Мониша Раджеш в своей книге "Вокруг мира на 80 поездах". - Британские, голландские, австралийские и американские заключенные, а также призывники из Бирмы, Малайзии и Таиланда, погоняемые проволочными кнутами, бамбуковыми прутьями и кулаками, трудились по восемнадцать часов в день, получая всего 250 граммов риса и горсть бобов. Пострадавшие от холеры, бери-бери, дизентерии, денге и пневмонии, мучимые тропическими язвами, которые зачастую приводили к ампутациям и смерти, мужчины за 14 месяцев построили 400 километров железнодорожных путей, или 600 километров, включая подъездные пути, – при этом на каждую проложенную шпалу приходилась одна загубленная человеческая жизнь".

Собственно говоря дорогой смерти этот путь и прозвали из-за огромного количества жизней, потерянных во время строительства.

После окончания войны часть дороги, который находился на границе Сиама и Бирмы, была разобрана. Часть печально известной железнодорожной ветки, включая и мост через реку Квай, используется и по сей день.

Мост через реку Квай
Мост через реку Квай
Туристы любят проходить по мосту, чтобы сделать фото
Туристы любят проходить по мосту, чтобы сделать фото
Когда по мосту идут поезда, те, кто идет пешком, могут спрятаться на специальном балкончике
Когда по мосту идут поезда, те, кто идет пешком, могут спрятаться на специальном балкончике

Интересно, что река, через которую проходит железная дорога, на самом деле называется не Квай. Точнее называлась. В Юго-Восточной Азии действительно была река Квай, приток реки Мае Клонг. Так вот железнодорожная переправа была перекинута именно через Мае Клонг. В ошибке виноват французский писатель Пьер Буль, который написал "Мост через реку Квай". Он приписал прохождение железной дороги не той реке. Этот ляп со страниц книги перекочевал в кинематографический фильм. И вот в сознании людей с самых разных уголков планеты мост проходит через реку Квай. Переубеждать уже кого бы то ни было поздно.

Тайцы пошли навстречу миру и переименовали реку Мае Клонг в Квай Яй. Да, тоже не Квай, но ближе к общемировому заблуждению. Хотя, конечно, Квай - это тоже искажение, правильнее будет Кхвэ.

Память о трагедии хранит не только сам мост через реку Квай. Недалеко от железнодорожной переправы на берегу реки есть мемориал.

Часть мемориала в честь дороги смерти
Часть мемориала в честь дороги смерти
Мемориал - обязательная точка на карте туристическим маршрутов
Мемориал - обязательная точка на карте туристическим маршрутов

Еще одним памятником Второй мировой войны в провинции Канчанабури является военное кладбище. Оно основано в 1950-х годах и включает могилы 1426 британских и 313 голландских военнопленных, погибших во время Второй мировой войны. Изначально это был лагерь для военнопленных на Бирманской железной дороге.

-8

Конечно, едут на реку Квай не только за историей. Туристы любят отдыхать в номерах, расположенных прямо на реке, сплавляться вплавь по Кваю и наслаждаться природой.

Утренний туман на реке Квай
Утренний туман на реке Квай

Текст и фото Андрей Мужщинский