Найти в Дзене

Импрессионизм - течение, изменившее всё: термин, история, основные представители 🦋

Одно из самых значительных и захватывающих течений в истории искусства сформировалось в конце XIX - начале XX века. Но его влияние ощущается и по сей день, а работы импрессионистов продолжают оставаться предметом восхищения у публики всего мира. Термин "импрессионизм" происходит от французского слова «импрессия», что переводится как «впечатление». Это название появилось благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), которая стала символом этого художественного направления. Импрессионисты стремились передать мимолетные ощущения и изменения света, цвета и атмосферы момента, часто работая на пленэре, то есть на открытом воздухе. Они отвергали традиционные подходы к живописи, такие как детальная проработка форм и использование статики, избегали академичности в своих работах. Вместо этого художники разрабатывали новые методы, которые бы позволили наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Они всегда изображали объект в его

Картина Пьера Огюста Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876 г.
Картина Пьера Огюста Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876 г.

Одно из самых значительных и захватывающих течений в истории искусства сформировалось в конце XIX - начале XX века. Но его влияние ощущается и по сей день, а работы импрессионистов продолжают оставаться предметом восхищения у публики всего мира.

Термин "импрессионизм" происходит от французского слова «импрессия», что переводится как «впечатление». Это название появилось благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), которая стала символом этого художественного направления.

Картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 г.
Картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 г.

Импрессионисты стремились передать мимолетные ощущения и изменения света, цвета и атмосферы момента, часто работая на пленэре, то есть на открытом воздухе. Они отвергали традиционные подходы к живописи, такие как детальная проработка форм и использование статики, избегали академичности в своих работах. Вместо этого художники разрабатывали новые методы, которые бы позволили наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Они всегда изображали объект в его взаимосвязях с окружающей средой.

Картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы", 1897 г.
Картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы", 1897 г.

История импрессионизма началась в 1874 году с Первой выставки живописцев-импрессионистов, которая проходила в Париже в ателье фотографа Надара на Бульваре Капуцинок. Её участники бросили вызов общепринятым нормам, экспериментируя с новыми техниками и приемами в своих работах.

Критики и публика подняли художников на смех, их упрекали в «неряшливости живописи», «незаконченности картин», отсутствии вкуса и смысла, «покушении на истинное искусство». Среди посетивших выставку был и критик Луи Леруа. Именно он в своей «рецензии-пародии на выставку» окрестил художников «импрессионистами». Однако, слово, употребляемое изначально как обывательство, стало впоследствии общепринятым выражением смысла живописи молодых бунтарей и приобрело позитивный окрас.

Основными (но не единственными) представителями импрессионизма являются Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар и Камиль Писсарро. Моне, безусловно, стал символом импрессионизма. Его работы отошли от детализации к акценту на цвет и свет, что позволило зрителю ощутить момент и атмосферу. Дега, в свою очередь, акцентировал внимание на движении, чаще всего в своих балетных сценах, передавая динамику и энергетику танцовщиц. Ренуар добавил в свои картины чувственность и тепло, создавая яркие, жизнерадостные композиции. А Писсарро был одним из первых импрессионистов, который заботился о социальном аспекте искусства, изображая простых людей и их повседневную жизнь.

Картина Камиля Писарро "Жатва близ Монфуко", 1876 г.
Картина Камиля Писарро "Жатва близ Монфуко", 1876 г.

Другие направления искусства, такие как постимпрессионизм и фовизм, своим становлением во многом обязаны импрессионизму, который заложил основы для дальнейших экспериментов с цветом, формой и композицией.

Импрессионизм не только изменил подход к живописи, но и открыл новое видение мира. Эмоции, которые передаются через цвет и свет, плавность линий, создают уникальную связь между произведением и зрителем, которая не теряется даже спустя века.