Однажды Нина Ермошенко и ее муж Андрей придумали уникальный шоколад с максимально чистым составом, и с тех пор каждый день продолжают делать жизнь всех сладкоежек страны счастливее и вкуснее. Как у них это получилось? Давайте узнаем вместе прямо сейчас.
-Нина, привет! Тезисно начну с главного - очень люблю ваш шоколад, добавляю его в подарочные наборы, горжусь тем, что его производят в Калуге, а недавно открыла для себя ваши карамели - еле растянула баночку арахисового пралине на три завтрака, ни с кем не поделилась и мне за это даже ни капельки не стыдно!)) Поэтому не узнать о создании этого бренда я просто не могла, и очень благодарна, что ты нашла время для встречи со мной и даже разрешила взглянуть одним глазком на ваше производство. Но давай начнем по порядку - с чего все началось?
-Привет. Очень приятно слышать, что тебе нравится наша продукция. Начну, наверное, с того, что мне всегда хотелось что-то производить, перед глазами всегда был пример отца, опытного производственника. Образование у меня связано с финансовым управлением, так что полученные знания очень пригождаются в моей нынешней работе. После университета я увлеклась ЗОЖ, сыроедением и стала искать работу в этой сфере. К своей радости, нашла производство ЗОЖ конфет ручной работы, и меня взяли кондитером. Там познакомилась с изнанкой ЗОЖ-бизнеса, магазинами полезного питания, узнала тонкости подбора сырья. Трех месяцев мне хватило с лихвой, и я ушла. Устроилась в компанию к отцу, хоть это и не было мне сильно интересно. Параллельно начала придумывать рецепты полезного печенья и хлебцев и угощать ими сотрудников.
Вскоре у меня уже было несколько проверенных и доведенных до идеала рецептов. Потом я уволилась, пришла к девушке, у которой работала с конфетами, и предложила возить ее товар на выставки, параллельно продавая и свою продукцию, прощупывая спрос. Тогда как раз вся эта веган-ЗОЖ-сыроедческая тема только набирала обороты.
Осенью 2011 я участвовала в масштабном на тот момент фестивале "ВегФест" в Этномире и нашла единомышленников, с которыми мы открыли производство сыроедческих хлебцев, где больше шести лет я выступала в роли руководителя и технолога. В том проекте я впервые, пока еще совсем не профессионально, погрузилась в тему шоколада. Мы достаточно успешно выпускали несколько видов плиток на сухофруктах. Кстати, наш лидер продаж, на данный момент самый популярный шоколад - горький с миндалем и изюмом, как раз был придуман именно тогда, и с тех пор рецептура не менялась (менялась только технология изготовления).
-А в какой момент ты поняла, что хочешь заниматься именно и только шоколадом?
- Еще когда делала те первые плитки. Мысль о шоколадной фабрике казалась мне чем-то очень романтичным! В Москве (я оттуда родом) я познакомились с мужем, потом мы поженились и приехали в Калугу. Из того проекта я вышла, будучи в декрете. Любовь к шоколаду только росла. На тот момент я уже набрала техническую базу, пройдя курсы Наталии Спитэри (шоколатье, является автором полного профессионального курса по приготовлению Raw Веган шоколада), обкатав свои собственные рецептуры. Также прошла классические курсы шоколатье, но использовала веганский шоколад своего приготовления, а не обычный покупной.
-Шоколад дома делают многие кондитеры, но свое собственное производство - это мечта! Как ты решилась на такой серьезный шаг?
-Ты знаешь, я такой человек, что мне всегда нужно двигаться вперед, и я получаю огромное удовольствие, видя как задумка превратилась в продукт. Я предложила мужу попробовать. В моих представлениях это должно было быть небольшое производство, но мой муж мыслит гораздо масштабнее, поэтому у нас в аренде появилось сразу 200 квадратных метров. Как мы любим повторять: "Слабоумие и отвага - наше всё!"))
Честно говоря, на пути к открытию было много вопросов, далеко не везде нам хватало опыта. Но был неугасаемый энтузиазм и большое желание во всем разобраться.
Мы разработали 12 базовых рецептур, многие из которых есть в нашем ассортименте до сих пор. Производить стали сразу в арендованном помещении, перед этим отремонтировав и обустроив пространство.
Большую часть оборудования для производства мы разрабатывали и делали своими силами. Это и меланжеры (устройства для перетирания какао-бобов и орехов с целью получения однородной нежной текстуры), и темперирующая машина, аналогов которой нет в мире, и системы охлаждения. Разработка оборудования, конечно, занимала много времени, но это дало нам возможность быстрее расширяться и делать продукт высокого качества.
Сейчас в нашем ассортименте 29 видов шоколада, 15 видов ореховых паст и карамели, и это, конечно, не предел.
Очень горжусь тем, что удалось сделать наше производство действительно семейным делом, где у каждого нашлась своя роль.
-Это очень здорово! Но бытует мнение, что семью и работу нельзя смешивать, иначе рано или поздно наступают недопонимания. Как у вас с этим, поделишься?
-Поскольку на момент открытия производства наши дети были маленькими, то руководство процессами взял на себя муж, а я отвечала за рецептуры, технологическую часть, маркетинг. Параллельно писала книги, активно вела блог. В какой-то момент муж стал просить придумать новые вкусы, а я не успевала, меня просто перестало хватать на все. В итоге муж самостоятельно разработал несколько вкусов, которые мы пустили в линейку. Мне было сложно это принять, мне казалось, что я больше не нужна. Но потом поняла, что каждый из нас важен в системе, что мы вместе, и только вместе, как творческое и техническое, можем сделать идеальный продукт. Сейчас, спустя 8 лет, вкусы рождаются коллективно, и каждый может внести свою лепту.
-Расскажи, как придумали название шоколада, логотип, концепцию?
-Nilambari (Ниламбари) - это мое духовное имя, которое дал мне Авадхут Махарадж (Георгий Аистов), оно означает "одетая в голубое". Мне хотелось дать этому имени жизнь, так появилась марка нашего шоколада. Я от руки нарисовала будущую плитку, квадратную, с изображением лотоса как символа чистоты наших составов. Потом показала свои наброски художнице Веде Рам, так у моей идеи появилась физическое воплощение. Дизайны наших коробочек нам отрисовали дизайнеры студии "Diagonal 11", теперь на этой базе мы уже сами подбираем цвета для новых видов.
-Придумать классный продукт - это одно, но рассказать о нем в наш изобильный век, влюбить покупателя - это не менее важный этап. Как у вас построен маркетинг, на какие площадки делаете упор в рекламе?
-Когда мы только начинали, у меня уже была база контрагентов, с которыми я работала ранее, которые знали мои продукты и репутацию. Мы продвигались через ЗОЖ-магазины, через мой блог, через других блогеров. Несколько раз давали интервью в разные издания, в т.ч. газету о здоровом образе жизни "Vegetarian". Еще наш шоколад был в "AVOCADO BOX" Ирены Понарошку.
Кроме того, мы сотрудничаем с сетевыми магазинами - наш шоколад есть в "Глобусе", "Азбуке вкуса". В Калуге его можно купить в "Дорофее", "ЧесТноке", "Калужском тесте", кофейне "1554". На данный момент поставки нашей продукции есть даже в Белоруссию и Казахстан.
На самом деле, выйти на крупные сети не сложно, но их условия не всегда выполнимы для маленьких производств. Для примера - одна известная сеть сама вышла на нас с предложением сотрудничества, но оптовая цена закупки нашей продукции была невозможной. Они предложили снизить качество, чтобы "пройти по цене" (это, к сожалению, частая практика), но мы не пошли на это.
В пандемию мы вышли на маркетплейсы, и это позволило нам расширить географию сбыта, теперь любой желающий по всей России может заказать нашу продукцию прямиком с производства. Это позволило нам разработать подарочные наборы шоколада (по 5 разных вкусов в коробочке), менять упаковку к праздникам (например, к Новому году у нас была красивая тематическая упаковка), получать развернутую обратную связь от покупателей, что помогает нам развиваться и становиться лучше с каждым днем!
Наши принципы - этичность, экологичность, качество. Мы выбираем лучшее сырье, подбираем экологичную упаковку для своей продукции, сортируем отходы, и просто безумно любим то, что делаем!
-А какие мечты, что дальше? Хотелось бы вырасти в огромный шоколадный завод, передать бизнес по наследству детям? Или ты видишь какие-то другие перспективы?
-У меня три сына, и мы с мужем шутим, что кому-то из них по-любому придется взять на себя управление производством.))
На самом деле, я не знаю, как будет. Конечно, хотелось бы стабильного роста и расширения, но в последние годы стало очень трудно с сырьем - все мы знаем, как увеличились цены на ввозимые товары, особенно на какао-бобы. И мало того, что цены увеличились, так еще и найти качественное сырье стало в разы сложнее.
Но пока мы делаем все, чтобы и цены сдерживать, и не жертвовать вкусом и составом нашей продукции.
Из лично моих мечт - я бы хотела небольшую кофейню с нашим ассортиментом и веган-сладостями, крафтовым какао, но пока "слабоумия и отваги" на это не хватает!))
Если говорить о производстве, то сейчас мы думаем над разработкой аутентичного вкуса а-ля "дубайский шоколад", только сделать хотим шоколад "русский" или "калужский", но пока это только идея.
Еще нам сейчас очень интересно направление "Bean-to-bar": от боба до плитки. Это когда весь процесс производства шоколада контролируется нами - от выбора и обжарки какао-бобов до отлива в формы, при этом отбираются лучшие сорта бобов, а при изготовлении используют минимум компонентов. Это уже "другой" шоколад, для гурманов и тонких ценителей.
На производстве шоколада спустя почти 9 лет все достаточно стабильно, и уже не нужно выкладываться по-полной, потому мне снова не сидится на месте. Сейчас активно занимаюсь вторым проектом - производством анатомической (босоногой) обуви "Nogaya". У меня большой размер ноги, и всегда была проблема подобрать обувь. Увидела тему босоногой обуви и поняла, что это мое! Совместно с моей соседкой, швеей Натальей мы обучились новому ремеслу, разработали лекала, подобрали материал (кстати, он у нас тоже веганский - мы используем, например, яблочную или ананасовую кожу, знала о такой?)), стали отшивать первые партии, и сейчас уже полноценно запустились. В общем, теперь я с головой в этом процессе, и мне это очень нравится.
-Нина, как интересно все, о чем ты рассказываешь - одного интервью точно не хватит, чтобы расспросить обо всем. Большое спасибо за то, что нашла время пообщаться - твоя история - яркий пример того, как из маленькой мечты рождается нечто большое и важное, если не бояться и идти к цели. И спасибо, что разрешила пробраться на производство: когда своими глазами видишь масштабы, в которое выросла ручная работа, вдохновляешься еще больше, и веришь, что все возможно!
Желаю вам и вашему детищу только успехов, достижения всех поставленных целей и побольше благодарных ценителей!
Ну а вы далеко не уходите, скоро - новый герой и ну очень милое дело, которое просто не может оставить равнодушным ни детей ни взрослых! Вам понравится!:)