Простой железный колокол... и клетка из чистого золота для него! Зачем ирландский король 1000 лет назад заказал эту роскошь, и какие тайны эта штука скрывает до сих пор? Заглянем внутрь!
В полумраке зала Национального музея Ирландии в Дублине, под направленным светом, он притягивает взгляд словно древний магнит. Мерцающее золото, паутина тончайших серебряных нитей, глубокие искры горного хрусталя и темные, загадочные узоры черни – все это складывается в образ почти неземной красоты. Это Clogh Ór, "Золотой Колокол", но имя обманчиво.
Это не сам колокол, а его драгоценная темница, реликварий, созданный тысячу лет назад, чтобы хранить нечто еще более древнее и священное. Внутри этой ослепительной клетки покоится скромный, почерневший от времени железный колокол – реликвия, чье эхо, по преданию, разносилось над зелеными холмами Ирландии еще во времена самого Святого Патрика. Как простой инструмент для созыва верующих превратился в объект королевского покровительства и шедевр ювелирного искусства? Его история – это путешествие сквозь веру, власть, искусство и саму душу Ирландии.
Скромный свидетель святого
Давайте заглянем внутрь золотого саркофага. Там, плотно прилегая к стенкам, находится сам Колокол Святого Патрика. Он совсем не похож на свою блистательную оболочку. Сделанный из двух листов железа, грубо сваренных и покрытых для сохранности слоем бронзы, он имеет простую, почти утилитарную четырехугольную форму с петлей-ручкой наверху. Его поверхность темна, испещрена следами времени. Легенда гласит, что этот колокол держал в руках сам Патрик в V веке, используя его в своих миссионерских трудах, созывая первых ирландских христиан на молитву.
Однако суровая наука вносит свои коррективы. Археологи и историки, изучив форму, материал и технологию изготовления, относят колокол к более позднему периоду – вероятнее всего, к VIII или IX веку. Это не умаляет его ценности. Он – один из редчайших сохранившихся ручных колоколов раннесредневековой Ирландии, так называемых "колоколов святых". В ту эпоху подобные предметы были не просто инструментами.
Их наделяли огромной духовной силой. Считалось, что они могут исцелять, защищать от зла, а клятва, принесенная на таком колоколе, считалась нерушимой. Этот простой железный предмет был мощным символом веры и авторитета церкви, реликвией первого порядка, связанной с основателем христианства на острове. Его звон, пусть и не принадлежавший лично Патрику, веками освящал ирландскую землю.
Королевский заказ: золото для реликвии
На рубеже XI и XII веков Ирландия была мозаикой враждующих королевств, где шла постоянная борьба за верховную власть. В это неспокойное время на историческую сцену выходит Домналл Уа Лохлайнн (Domhnall Ua Lochlainn), амбициозный король северного королевства Айлех, провозгласивший себя Верховным королем Ирландии. Чтобы укрепить свой статус и заручиться поддержкой могущественной церкви, он делает ход, полный символизма и демонстрации благочестия – заказывает роскошный реликварий для самой почитаемой реликвии, связанной с Патриком и центром ирландского христианства, Армой.
Между 1094 и 1105 годами старый железный колокол обретает свой новый дом – Clogh Ór. Это был не просто акт набожности, но и политическое заявление. Заказывая столь дорогую раку, Уа Лохлайнн демонстрировал свое богатство, власть и неразрывную связь с наследием Святого Патрика, легитимизируя свои претензии на верховный трон. Он буквально облачал символ веры в символы королевской власти – золото и драгоценные камни.
К счастью для истории, создатели раки оставили свои имена. Надпись на задней, серебряной пластине, сделанная на ирландском языке, гласит:
Молитву за Домналла Уа Лохлайнна, короля Ирландии, по чьему заказу сделана [эта рака]. И за Домналла, наследника Патрика, при котором она сделана. И за Ку Дуилига Уа Инмайнена со [его] сыновьями, которые сделали [ее]
Мы знаем заказчика (короля), церковного иерарха, курировавшего проект (Домналла Мак Амальгада, епископа Армы, носившего титул "наследника Патрика"), и главного мастера с его семьей (Ку Дуилиг Уа Инмайнен). Это редчайший случай, когда средневековый шедевр сохранил имена своих создателей, выводя их из тени анонимности.
Симфония металла и камня
Рака Колокола Святого Патрика – это гимн мастерству ирландских ювелиров той эпохи. Ее основа – бронзовые пластины, но их почти не видно под слоем драгоценного декора. Лицевая сторона – это каскад золота. Тончайшая золотая проволока, свитая в филигранные узоры, покрывает поверхность, образуя сложнейшие кельтские узлы и переплетения. Эти узоры не просто красивы – они несут в себе символику бесконечности, вечности, защиты.
В центре композиции – крупный, прозрачный кристалл горного хрусталя, под которым, возможно, когда-то находилась еще одна небольшая реликвия или просто создавался эффект сияния. Вокруг него – россыпь более мелких камней, стекла и, возможно, эмалевых вставок (хотя их сохранность оставляет вопросы).
Боковые стороны раки не менее интересны. Здесь кельтские мотивы переплетаются с чем-то новым, пришедшим с севера – влиянием скандинавского искусства, в частности, стиля Урнес, популярного в Скандинавии и на Британских островах в XI-XII веках. Мы видим вытянутые, лентовидные тела фантастических зверей и птиц, сплетающихся в динамичные, напряженные композиции. Это напоминание о долгом и сложном взаимодействии ирландской и викингской культур. Мастера Уа Инмайнена блестяще синтезировали эти два стиля, создав нечто уникальное.
Задняя сторона раки контрастирует с золотым фасадом. Она выполнена из серебра и украшена гравировкой с чернью (ниелло) – темным сплавом, заполняющим линии узора. Здесь доминируют строгие христианские символы – большие ажурные кресты, окруженные переплетениями. Именно здесь находится та самая бесценная надпись, рассказывающая историю создания раки.
Создание такого объекта требовало невероятного терпения, точности и доступа к редким материалам. Золото, серебро, горный хрусталь – все это было дорогим сырьем, доступным лишь королевской или высшей церковной элите. Техника филиграни, когда тончайшие проволочки спаиваются на основу, создавая объемный узор, достигла в Ирландии того времени невероятных высот, сравнимых разве что с другими шедеврами, такими как Брошь из Тары или Чаша из Арды.
Хранители древней реликвии
После своего создания рака вместе с колоколом не осталась в церкви Армы на постоянном хранении. У нее, как и у многих других значимых ирландских реликвий, появились наследственные хранители – семья Ó Maellchallain (О'Маллхаллан), чье имя позже было англицировано как Mulholland (Малхолланд). На протяжении столетий, из поколения в поколение, эта семья оберегала священный предмет. Это была не просто почетная обязанность, но и огромная ответственность. Хранители несли реликвию на важные события, на ней приносили самые торжественные клятвы (считалось, что лжесвидетельство на реликвии навлечет на клянущегося божественную кару), возможно, ее выносили для защиты общины во время бедствий или даже войн, хотя тяжелая рака делала колокол непригодным для звона.
Представьте себе эту семью, веками передающую из рук в руки не просто старинную вещь, а объект, наполненный сакральным смыслом, связанный с основателем их веры и историей их народа. Они жили с этой реликвией, защищали ее в смутные времена междоусобиц, английских завоеваний и религиозных реформаций, когда многие другие сокровища ирландской церкви были утеряны или уничтожены. Их верность своему долгу позволила этому уникальному артефакту дожить до наших дней.
Новая жизнь в музее
К началу XIX века эпоха наследственных хранителей подходила к концу. Менялся мир, менялось отношение к реликвиям. Рака и колокол попадают в поле зрения антикваров и ученых, пробудившегося интереса к кельтскому прошлому Ирландии. После смены нескольких владельцев, среди которых был и торговец из Белфаста, и аристократ, реликвия наконец находит безопасное пристанище. Ее приобретает Королевская Ирландская Академия – научное общество, сыгравшее ключевую роль в сохранении культурного наследия Ирландии. А позже, вместе с другими бесценными артефактами, рака и колокол передаются в Национальный музей Ирландии.
Здесь, в тишине музейного зала, древний колокол и его золотая рака начинают новую жизнь. Они становятся объектами научного изучения, восхищения посетителей со всего мира и мощным символом богатой истории и культурной самобытности Ирландии. Современные методы исследования позволяют узнать больше о материалах, технологиях, раскрыть новые детали их долгой биографии. Консерваторы бережно следят за их состоянием, чтобы сохранить это сокровище для будущих поколений.
Безмолвный голос истории
Рака Колокола Святого Патрика – это застывшая музыка Средневековья. В ней слились воедино простота ранней веры и пышность королевского двора, строгие кельтские традиции и динамичные веяния Севера, искусство безымянных мастеров железа и виртуозность ювелиров, чьи имена сохранила благодарная история. Глядя на нее, мы видим не просто красивую вещь. Мы прикасаемся к тысячелетней истории Ирландии – к ее святым и королям, ее войнам и периодам расцвета, ее вере и ее искусству.
Древний железный колокол внутри молчит уже много веков. Но его золотая рака продолжает "звонить" – рассказывать свою удивительную историю каждому, кто готов слушать. Это безмолвный голос из прошлого, напоминающий о стойкости духа, силе веры и непреходящей красоте, созданной руками человека во славу вечности.
Читать также....
Чаша из Ардагского клада: уникальный уровень исполнения древнего артефакта
Брошь Тары принадлежала королю Ирландии или название маркетинговый ход ?
#артефакты_Ирландии