Найти в Дзене
Сергей Дагаев

Чудеса

«В свежий ветер верят паруса, Юность верит в чудеса» Из песни «Мы с тобой в чудеса не верим, Оттого их у нас не бывает…» Давид Самойлов Когда-то, в пионерском детстве, мы пели отрядную песню «Юность верит в чудеса». Русские, волшебные сказки, фантастика, романтика давали посыл к чудесному, невозможному, немыслимому. В школьной программе меня возмущал запрет движения тел со скоростью больше световой. И я пошел учиться в МИФИ, чтобы разрешить этот вопрос. Однако сразу же, чудесным образом, произошла коррекция направления моего образования. И вместо физика-теоретика я стал специалистом по взрыву. Меня распределили, без моего участия, в группу изучения «химии быстропротекающих процессов». Провидение (промысел Божий) был склонен направить меня по стопам моих отца и деда - саперов и взрывников. *) Провиде́ние (промысел Божий, или промысл Божий) — целесообразное действие Бога, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. Здесь и далее рассуждения о
Оглавление

«В свежий ветер верят паруса,

Юность верит в чудеса»

Из песни

«Мы с тобой в чудеса не верим,

Оттого их у нас не бывает…»

Давид Самойлов

Рассуждение и размышления физика о месте
чуда в нашей жизни

Когда-то, в пионерском детстве, мы пели отрядную песню «Юность верит в чудеса». Русские, волшебные сказки, фантастика, романтика давали посыл к чудесному, невозможному, немыслимому. В школьной программе меня возмущал запрет движения тел со скоростью больше световой. И я пошел учиться в МИФИ, чтобы разрешить этот вопрос. Однако сразу же, чудесным образом, произошла коррекция направления моего образования. И вместо физика-теоретика я стал специалистом по взрыву. Меня распределили, без моего участия, в группу изучения «химии быстропротекающих процессов». Провидение (промысел Божий) был склонен направить меня по стопам моих отца и деда - саперов и взрывников.

*) Провиде́ние (промысел Божий, или промысл Божий) — целесообразное действие Бога, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. Здесь и далее рассуждения о Промысле и Чуде имеют православный характер.

Как оказалось, по здравому размышлению, чудеса не только сопровождают нас в жизни, но и жизнь на Земле является чудом. Итак, что-же это такое, Чудо.

Чудо – сверхъестественное событие, действие, явление, нарушающее «законы природы» и не поддающееся рациональному объяснению. Истинные совершаются божественной благодатью (при её содействии). Ложные чудеса являются следствием обмана, действий падших духов.

Чудо само по себе доказывает только то, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, что есть сверхчеловеческая реальность. В духовной жизни каждого верующего чудо является знаком, ответом от Бога; всякое «внешнее» чудо направлено «внутрь», оно указывает на необходимость изменения внутреннего мира человека.

Воззрение духовного разума, например, на телесные недуги и на чудесные исцеления их – совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием. Духовный же разум видит и в недугах, посылаемых Промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною благодатью, милость Божию к человеку. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по-особенному Божию милосердию: как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления. Часто, весьма часто недуг бывает бо́льшим благодеянием, нежели исцеление, если б оно последовало. Без испытаний нет дарований. Серафим Саровский.

Оживление души Словом Божиим производит живую веру во Христа. Живая вера как бы видит Христа (Евр. 11:27), видит Истину, видит то, что закрыто от веры мертвой. Человек в духовном разуме прозревает и может наблюдать любую ситуацию, толковать любое событие в свое жизни, жизни страны и народа, в Истинном Свете. Живая вера – духовный разум, видящий жизнь как-бы сверху, в Новом измерении. Вся надежда такой души сосредоточена в Боге.

Живая клетка

Более того – вся наша жизнь является чудом, она необъяснима с точки зрения «здравого смысла». Возьмем, например, живую клетку любого организма.

-2

Мы знаем, что клетка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все живые организмы либо состоят из множества клеток (многоклеточные животные, растения и грибы), либо являются одноклеточными организмами (многие простейшие и все бактерии).

Без участия клетки никакого самовоспроизведению и развития быть не может. Для возникновения жизни на Земле из исходного бульона в течение долгой эволюции требуется не только создать генетический код, хромосому, но и клетку организма, в которой она будет храниться, для дальнейшего воспроизведения таких же клеток. Вероятность нужной сборки для клетки ~ 10−1081. Если здесь ошибка даже на 900 порядков величины — это ничего не меняет: мы всё равно одни-одинешеньки в пределах горизонта Вселенной, где всего лишь порядка 1020–1021 подходящих планет. Но это будет мертвая клетка, неживой она просуществует только несколько минут или секунд. А как вдохнуть в нее жизнь человек не знает, знает только Бог!

Жизнь, дыхание клетки сопровождается множеством биохимических реакций, протекающих с нужной скоростью за счет ферментов, их для нормальной жизнедеятельности в организме человека вырабатывается свыше 700 видов. Такого никакая эволюция не сможет сотворить ни за какие миллиарды лет.

Можно и не упоминать, что согласно концепции тонкой настройки Вселенной, существование жизни на Земле возможно благодаря строго определённым значениям фундаментальных мировых констант, входящих в физические законы. Замечено, что небольшое изменение значения констант или исключение одного из внутренних квантовых чисел ведёт к невозможности существования атомов, звёзд, галактик и жизни.

Чудеса - в рабочем порядке

Как говорят православные в застольных беседах: «У нас чудеса - в рабочем порядке...» Ведь жизнь каждого человека – это история. Невозможно не удивляться действию Господа в судьбах абсолютно всех людей. Наши судьбы пишутся совсем не нами, как мы часто думаем, а на Небесах. Потому что такие сюжеты может придумать только Бог. У человека не хватило бы на это фантазии.

Приведу несколько примеров из собственных наблюдений и ближайших моих знакомых и родственников.

Архимандрит Димитрий

Наиболее значимая для меня фигура, начиная с 1999 года, в моей православной жизни - это архимандрит Димитрий (Храмцов). Его поставили наместником Никитского мужского монастыря в городе Переславле-Залесском в упомянутом 1999 году на смену игумену Анатолию, который сначала стал епископом Переславским, а потом Камчатским.

Никитский мужской монастырь в городе Переславле-Залесском
Никитский мужской монастырь в городе Переславле-Залесском

Приехал к нам в Переславль отец Димитрий из прихода в селе Закобякино Ярославской области, где он был настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Закобякино
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Закобякино

По образованию он строитель, и многое сделал для восстановления разрушенных храмов не только на территории монастыря, но и по всей Ярославской области. Ему довелось участвовать в возрождении великой святыни Ярославской земли – Толгского монастыря. Затем были труды по восстановлению других храмов Ярославской епархии. Назначение в Никитский монастырь было естественным и закономерным продолжением созидательной деятельности отца Димитрия, его служения Богу и людям. В 2000 году в жизни древнего монастыря совершилось великое и важное событие: по благословению Святейшего Патриарха Алексия были обретены мощи преподобного Никиты столпника, Переславского чудотворца. Работы на могиле святого продолжались три дня – с 29 по 31 мая.

Были, конечно, и некоторые сомнения, связанные, в частности, с более ранними попытками обретения мощей св.Никиты. Еще в 1425 году по благословению святителя митрополита Московского Фотия было решено вскрыть мощи святого. После молебна могилу Никиты Столпника раскопали, достали завернутое в бересту нетленное тело, как вдруг яму с телом накрыл земляной вал, над присутствующими разразился настоящий ураган, раскидавший копавших от могилы. Многие присутствующие были травмированы, некоторые потеряли рассудок. Однако эти сомнения не поколебали уверенности отца Димитрия в благополучном ныне завершении начатого дела.

Теперь мощи Никиты столпника почивают в Благовещенском храме, при раке находятся и вериги преподобного.

Рака с мощами и вериги прп.Никиты-столпника
Рака с мощами и вериги прп.Никиты-столпника

Отец Димитрий стал моим духовником, поставил меня на клирос, где я пел вплоть до 2014 года. Жили мы поблизости от монастыря, и я с большим рвением и удовольствием исполнял там различные послушания. Проводил беседы на богословские темы, при случае водил экскурсии по территории монастыря, выступал с лекциями в городе и служил в разных храмах города и его предместье в качестве певчего. Преподавал физику и математику в Переславской православной гимназии имени святого благоверного князя Андрея Смоленского.

Архимандрит Димитрий (Храмцов)
Архимандрит Димитрий (Храмцов)

Отец Димитрий, в некотором смысле, сменил во старчестве своего брата игумена Бориса. Отец Борис прожил всего 46 лет, но именно он многих отчаявшихся возродил к подлинной жизни. К о.Димитрию стали приезжать духовные чада отца Бориса со всей страны, особенно из Ярославской и Ивановской областей, где служил игумен Борис и где он, в частности, занимался строительством монастыря в честь Сошествия Креста Господня в Антушкове.

игумен Борис (Храмцов; † 2001)
игумен Борис (Храмцов; † 2001)

Исповеди у отца Димитрия можно назвать особенным чудом. Стоит и молится, почти ничего не говорит, но выходишь из-под епитрахили очищенным и готовым к новому трудам «Во имя Господа» и к причастию. Однажды я был свидетелем исповеди одной женщины, которая позвонила мне со слезами, сказав, что она не хочет больше жить и готовы наложить на себя руки, просила совета. Я сказал, что ей может помочь только преподобный Никита и его служители. Уже поздно вечером мы подошли к вратам монастыря, они оказались заперты, и женщина опять впала в отчаяние - никому я не нужна, никто со мной разговаривать не будет. Я пытался её успокаивать и сказал, что как только мы попадём на территорию монастыря, к нам тут-же выйдет отец Димитрий. Но вот появились вратарники, они ужинали в трапезной. Нам открыли ворота, и мы стали подниматься по лестнице в Благовещенский храм. И нам навстречу действительно вышел архимандрит. «Батюшка это вы» - спросил я, «я-то это я. да что вы так поздно пришли», «да вот», отвечаю «требует духовной помощи», сказал, указывая на страждущую. Он посмотрел ей в лицо, взял за руку и увёл на исповедь, которая продолжалась полтора часа. После исповеди вышла женщина, совсем не похожая на ту, которую я привёл к вратам монастыря. Она скромно улыбнулась и сказала, что теперь можно жить... Это ли не чудо, никакой психиатр не нужен. Судьба же этой женщины сложилась сложно, мы до сих пор дружим с ней и с её семьёй и молитвенно общаемся.

В стенах никитского монастыря совершается много чудес, и за 14 лет пребывания там послушником я был свидетелем многих из них. Неоднократно наблюдал проявления одержимости людей бесами. Инфернальное присутствие заставляет волосы на загривке вставать дыбом, когда, например, девочка лет десяти начинает говорить басом всякие богохульства, а потом извиняется: «Мама, это не я, прости меня!».

Однажды, где-то в 2008 году, я в составе делегации никитского монастыря присутствовал при освещении вновь построенного храма, посвящённого архистратигу Михаилу в селе Рязанцево Переславского благочиния. Храм был сооружен попечением наместника Никитского монастыря архим. Димитрия (Храмцова). После службы по обычаю состоялась трапеза, на которой присутствовал человек 40-50. В президиуме сидели отец Димитрий, спонсоры строительства, депутат Ярославской Думы. Вина на столах не оказалось, была только одна бутылка «Кагора» на столе Президиума. Они наполнили себе по четверть стакана, и архимандрит передал бутылку мне со словами: «Сергей Константинович, распорядись, налей так, чтобы всем было не обидно». Я и распорядился, наливая каждому, как говорится «по глазам». Себе тоже оставил полстакана, хватило на удивление всем. Подняли тост за благотворителей, за священство, за отца Димитрия, и благополучно разъехались. Обратно я ехал в небольшой компании на монастырской Ниве, и шофёр Серёжа сказал, что только архимандрит мог одной бутылкой напоить 50 человек.

Когда мы собрались вернуться в Москву и начали продавать в 2014 году свою квартиру в Переславле, то оказалось, что единственный покупатель был тот, которому мы отказали три года назад. От судьбы не уйдешь.

Юра

Юра был одним из моих ближайших друзей. Интеллектуал, блестящий ученый, имеющий более 200 научных работ. И при этом – атеист.

Ю.Петров, С.Чекин, М.Кошелев студенты МИФИ, 1968г.
Ю.Петров, С.Чекин, М.Кошелев студенты МИФИ, 1968г.

В 1967 году у меня родился сын, Константин, а у Юры Андрей. Прошло более 50-ти лет, Юра тяжело болел и в 2020 попал в дом для престарелых, был физически недееспособным (тремор рук, общее тяжелое состояние), хотя разума не потерял. И вот тогда его сын Андрей обратился ко мне, как к единственному человеку, знающему хорошо его отца и пользующегося его доверием с просьбой стать «рукоприкладчиком» за него в наследственных делах. В конце мая, во время сильной жары, мы с Андреем подъехали к дому престарелых и после некоторой задержки, наконец, вошли в палату Юрия. Около его постели сидела медсестра и пыталась измерить кровяное давление у больного. В этот момент Юра издал последний стон и с сильным хрипом «испустил дух свой». Следует заметить, что за две недели до его смерти умерла его любимая жена Татьяна и Юра, как глубоко порядочный человек, с помощью Божией, дал возможность детям вступить в наследство по закону, без лишних юридических затей.

Как оказалось, Юра был в младенчестве крещён, и мы без тени сомнения служили по нему панихиду, отдавали записки о упокоении в храмах. И вот в годовщину его смерти Андрей с женой забыли справить панихиду о его упокоении. Последствия не заставили себя ждать - Юра во сне явился Андрею и строго сказал следующие слова:" Панихида должна быть! Будет Чекин и буду я!" Мы с Андреем, конечно, с трепетом исполнили его требование и в дальнейшем неукоснительно следовали Юриным указаниям. Через год Юра опять явился во сне Андрею, сообщил, что он теперь пребывает по адресу Престижная, дом 7 и «приказал всем долго жить».

Звонки родных с «того света»

Тема весточек с того света довольно популярна среди православных и даже неверующих людей. На поверку оказалось, что многие усопшие, даже не воцерковлённые люди, от оставшихся на земле потомков и знакомых требуют неукоснительного соблюдения поминовения усопших в божьих церквях.

Меня лично после крещения и воцерковления в 1996 году, и моих близких, в основном во сне, просили об их поминовении в храмах многие мои покойные родные, знакомые и свойственники. Отец, например, "звонил по телефону" моей маме, тогда она была еще жива, и просил, чтобы ребята, то есть мы с женой, продолжали почаще "кормить его булочками". Дед Григорий обижался, что я не поминаю его на литургии, считая неродным человеком. Моя воспитательница в детстве, подруга моей бабушки Елены, бывшая баронесса Яблонская, Людмила Александровна, обещала поминать меня в Царствии небесном взамен на поминание в церкви. Тёща Александра явилась в полусне моей жене и упрекала, что мы неправильно живём, надо жить, говорила, непрерывно благодаря Бога. А дядя жены Николай подробно рассказывал своему сыну как много народу около небесной «проходной», а остальное всё хорошо.

Следует заметить, что все обращающиеся к нам с «того света» к своим близким и родным не являлись воцерковлёнными личностями, во всяком случае явно, однако все были крещены в своё время во младенчестве или в юности. Поводы, по которым они обращаются к нам, очень серьезны и касаются нашей церковной жизни. Усопшие же, при жизни активно участвующие в жизни православной церкви, по-видимому, не нуждаются в особой молитвенной помощи от родных и знакомых. Очевидно, что Господь «зрит на сердце человека», принимая его "во царствие свое", а не на его социальный или религиозный статус при жизни.

Билеты из Симферополя

Однажды, где-то в конце восьмидесятых годов прошлого века, я возвращался из длительной командировки с Феодосийского полигона. Там по долгу службы я участвовал в испытаниях наших «изделий» в натурных условиях. Был конец августа и все отдыхающие с детьми возвращались по домам, поэтому на московские рейсы как в аэропорту, так и на железнодорожном вокзале билетов достать мне не удалось. Я сообщил домой по телефону жене о своей задержке, она очень расстроилась, так как ждала меня в Москву к празднованию моего дня рождения. Пришлось коротать ночь в зале ожидания вокзала, и с помятыми боками к 8 часам утра у касс образовалась небольшая очередь. Окошечко кассы открылось ровно в 8:00 и все страждущие с надеждой спрашивали у кассира есть ли билеты на Москву. Кассирша однообразно отвечала: «Сейчас посмотрю» и через несколько секунд отвечала - «Билетов нет». Наконец подошла моя очередь. Я хотел было уже уйти и опять ехать в аэропорт, однако всё же спросил у кассирши - мне нужен один билет на Москву. Она ответила - сейчас посмотрю. И на моё удивление сообщила, что есть один билет на севастопольский скорый в 11:00. Женщина, стоящая в очереди после меня, тихо сказала: «Всё-таки Бог есть». Для остальных в оставшейся очереди билетов не оказалось. Я, конечно, несказанно обрадовался и тут же побежал звонить в Москву жене на работу. Она ответила через несколько секунд после гудка и, узнав меня по голосу, расплакалась, я же сообщил ей о моем прибытии к завтрашнему дню. Как впоследствии оказалось, телефон в аптеке, где работала жена, не функционировал уже 2 дня. На стройке по соседству со зданием аптеки повредили телефонный кабель и связи не было. Поэтому, когда зазвонил телефон все сотрудники аптеки повернули головы к звонящему аппарату. После окончания разговора со мной жена опустила трубку, и кто-то из сотрудников тут же попытался совершить звонок. Но телефон молчал, как их в предыдущие два дня. И не работал ещё несколько дней. И мы с женой, тогда ещё некрещёные, согласились с той женщиной из очереди у кассы вокзала, что «Бог всё-таки есть!»

Преподобный Никита-столпник Переславский

В середине девяностых я занялся предпринимательской деятельностью, бросив науку и преподавание в школе. Однако это дело оказалось хлопотным и несколько криминальным. После крещения в 1996 году мы обнаружили, что спокойную христианскую жизнь продолжать в условиях приближающегося дефолта практически невозможно. У нас был дом в селе Ивановское, недалеко от Углича. Мы часто по дороге туда проезжали город Переславль и иногда там останавливались, посещая святые места города – Никитский, Даниловский и Никольский монастыри. Нам очень понравилась обстановка в Никитском мужском монастыре, и мы задумали перебраться в Переславль.

Однажды жена, когда мы ехали из Никитского в город, даже указала пятиэтажный дом в начале улицы Маяковского, где она, по молитвам преподобного, хотела бы жить по переезде в Переславль. В этом доме мы и жили 14 лет начиная с 2000 года!

Толчком к переезду был дефолт 1998 года. Мы быстро собрались, продав дом в Ивановском, купили небольшую квартиру вблизи монастыря и в конце девяносто восьмого года переехали туда. Таким образом всё наше христианское становление происходило в городе Переславле, в его монастырях и, в основном, в Никитском монастыре, под крылом преподобного Никиты.

Как-то после обретения мощей преподобного в 2000 году директор Православной гимназии протоиерей Андрей Кульков похвалился мне щепочкой от гроба Никиты. Я, конечно, тоже захотел иметь в доме такую же святыню и обратился к наместнику монастыря архимандриту Димитрию с этой просьбой. Он обещал помолиться и подумать об этом и недели через три вручил мне небольшую коробочку, но не со щепочкой от гроба, а с частичкой от мощей преподобного Никиты-столпника. С тех пор эта святыня украшает мой святой уголок, где я молюсь ему о всяких наших надеждах и чаяниях.

Частица от мощей прп.Никиты на земельке с Его могилы
Частица от мощей прп.Никиты на земельке с Его могилы

Никитский мужской монастырь, древнейший из четырех ныне в городе существующих. Нынешние его насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время святой благоверный Ростовский князь Борис с епископом Илларионом ставили первые церкви на Плещеевом озере. В 1152 году Юрий Долгорукий, заложил первый Преображенский собор в городе в устье реки, им же названной Трубежем. Сбором средств на строительство Спасо-Преображенского собора и был занят мытарь Никита, будущий столпник и Переславский чудотворец, на века прославивший своими подвигами Никитскую обитель. Из Жития преподобного Никиты столпника мы узнаем, что к тому времени эта обитель именовалась уже лаврой. Особо подчеркивается сребролюбие Никиты, его непреклонная жестокость, обидчивость и злопамятность – «обидлив бо и жестокосерд быв». Однажды Никита вошел в новоустроенный Преображенский храм. Диакон читал книгу пророка Исаии: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1, 16–20). Эти слова пророка проникли в самую глубину его души и потрясли до полного духовного отрезвления. Мгновенно предстали перед ним все его беззакония. Ужасаясь содеянному, раскаявшийся грешник пришел в обитель, желая искупить свои страшные прегрешения. Так окончилась жизнь Никиты – немилосердного и корыстолюбивого притеснителя горожан – и началось житие преподобного Никиты, столпника Переславского. Мученическая кончина преподобного Никиты столпника совершилась 6 июня 1186 года.

В городе святого Никиту называют просто Преподобный. К нему обращаются по разным поводам, от домашних неурядиц до серьёзных исцелений. Вериги святого Никиты, которые сохраняются в Никитском монастыре, паломники возлагают на бесноватых для изгнания демона. Вода Никитского источника, который находится близ монастыря и был выкопан Никитой, считается святой и помогает от многих болезней. Мне как-то были даны для передачи в Никитский монастырь рентгеновские снимки позвоночника, до и после омовения, человека, исцелившегося в купели на источнике преподобного Никиты. Ему также молятся, когда нет надежды на выздоровление, и когда надо облегчить мучения больного просьбой, чтобы тот скорее был призван к Богу. Однажды мне довелось помолиться по такому поводу Никите столпнику о женщине, не выходящей из своей квартиры уже 3 года. Она сильно страдала, живя в запущенной квартире, по которой она едва передвигалась. Через два или три дня после этой молитвы женщина тихонько отошла как Господу.

Во время случившегося со мной жесточайшего приступа нелеченого остеохондроза моя жена со слезами обратилась к преподобному, а когда она вернулась домой, я уже сидел и работал над контрольными студентов. На следующий день я попал на приём к неизвестному нам до этого врачу, не только вылечившего меня от этой болезни, но и избавившего от сильного искривления позвоночника. Я до сих пор, вот уже 15 лет, пользуюсь его услугами.

Отпевание Светланы

Поздней осенью 2006 года мы отпевали в Троицком храме Никитской Слободы мою бывшую ученицу Светлану. Её сбила машина на обочине трассы Москва-Ярославль. Это была женщина чистой души, немного юродивая. В своё время, ещё в Православной гимназии, я с ней проводил дополнительные занятия, чтобы ей успешно закончить девятый класс средней школы. В приходской жизни города она не занимала никакого заметного места, но её знали и любили все.

Троицкий храм в Никитской слободе
Троицкий храм в Никитской слободе
Игумен Александр (Широких)
Игумен Александр (Широких)

Полный храм народу участвовал в Заупокойной литургии в ее память, было три церковных хора из разных церквей города. Службу возглавлял игумен Александр из Никитского монастыря. Он сам лично читал весь канон и очень трепетно вёл службу. Троицкий храм каменный с двумя престолами: главным во имя Живоначальной Троицы и тёплым приделом в честь прп.Никиты столпника. На дворе было уже морозно и службу проводили в пределе Никиты столпника. Началась Херувимская песнь, когда вдруг плавно открылись большие резные деревянные врата, отделяющие тёплый предел от летнего неотапливаемого храма Живоначальной Троицы. Обе створки ворот открылись одновременно, так как открываются Царские врата во время литургии, но у этих створок никого не было видно. В помещение вошёл холодный морозный воздух. Все застегнули куртки, завернулись в шарфы, но никто не посмел попытаться закрыть эти врата. Вместе с морозным воздухом в храм вошла Благодать и кристаллом встала среди всех, провожающих Светлану в последний путь.

Игры с ящерицей

Ящерица прыткая
Ящерица прыткая

На нашем садовом участке в Коровино мы познакомились с одной ящерицей. Она жила у нас на террасе и часто грелась там на солнышке. Однажды она попала случайно мне в руку и оказалась тёпленькой и очень приятной на ощупь. Какая же ты красивая - сказал я ей, ну иди гуляй, и отпустил её на перильца. Она спокойна, с достоинством, пошла по перилам и ушла куда-то в сад. Где-то через час я пошёл по кирпичной дорожке в другой край нашего участка и вдруг обнаружил, что меня сопровождает эта самая ящерица. Она бежала по краю кирпичного бордюра с такой же скоростью как я шёл. Жена смеясь сказала - Иди помедленнее, а то она не может так быстро бегать. Когда я возвращался обратно она меня сопровождала в обратную сторону и очень весело поглядывала на меня своими глазками-бусинками, соревнуясь в скорости движения. Оказалось, что и с земноводными можно общаться почти на равных.

Заключение

Вся наша жизнь окружена чудесами, да она сама является чудом. Наука, на протяжении веков, многое объяснила нам, но окончательного понимания всех физических, психологических и социальных процессов на Земле нам не дано. Да это и не требуется от человека, лишь бы мир и тишина были в душе. Однако Бог может и отнять мир от земли и вот что сказано в Апокалипсисе: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Откр. 6:4.

2-й всадник
2-й всадник

Большой меч и огненно-красный цвет коня символизируют огонь и кровопролитные войны, а способность всадника заставлять людей убивать друг друга явно символизирует постоянную и глобальную войну. Нынешнюю гибридную войну России со всем обобщённым Западом уже нельзя назвать конфликтом локального характера. Это противостояние, которое затронуло весь мир и как раковая опухоль распространяется и угрожает применением оружия массового поражения.

И очевидно, что войны не будут уже прекращаться до конца, голод будет развиваться, эпидемии и мор от них достигнут крайних пределов своих и звери земные – люди, потерявшие свое человеческое достоинство, будут уничтожать жизнь на нашей планете.

-14

Но как гасит царь Давид в своем псалме:

Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль,

Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас. Пс.123:1-2.

И нам остается упование на чудо и надежда, что:

«Господь крепость людем Своим даст, / Господь благословит люди Своя миром» (Прокимен глас 7).