Публикую свой текущий (многое ещё не посмотрено) топ-50+ фильмов года по рубрикам. Делитесь своим мнением и любимчиками в комментариях.
Авангард года: «Брат 3» реж. Валерий Переверзев
Два часа синефильского счастья, безумный эксперимент, сделанный на деньги «Института современных медитаций». Монтажное калейдоскопическое кино, напоминающее о лучших образцах авангарда 20-ых и сделанное так, будто кино до этого не существовало – Переверзев в детском восхищении от возможностей кинематографии сделал уникальную открытку киноискусству. Сложно описать восторг, возникающий от его просмотра. Это и есть то, за что мы любим кино. Фильм действительно «невидимый» – цифрового релиза нет и не предвидится, в кинотеатрах показывался в основном под личным присмотром режиссёра. Кто успел, тот и съел.
Эссе о чувствах года: «Партенопа» реж. Паоло Соррентино
Полные бесконечного гуманизма, но в то же время пронзительно печальные размышления о (не)вечности любви, молодости, и о скрытой красоте. Соррентино в своей любви ко всему человеческому, пожалуй, не имеет конкурентов среди современных режиссёров. Камера скользит по складкам вуали, изгибам тела, древним статуям, морским волнам и везде отыскивает любовь. Что бы кто ни говорил про «Партенопу», но это фильм, который осязаемо любит своего зрителя. И купаться в этой любви – прекрасно.
Поэтика года: «Гранд Тур» реж. Мигел Гомиш
Река образов, путешествие-бег по пространствам сна и вымышленных миров, создаваемых монтажными рифмами. Бег без конечного пункта, ибо цель – целиком выдумана, как и само путешествие. И в этом его сила. Достаточно закрыть глаза – и включить камеру. И тогда киноглаз, повинуясь неограниченным законам поэтики, создаёт невиданные топологии, объединяющие хаос внешнего мира в Творение. Настоящий гипнотический мешок без дна.
Фильм взросления года: «Чистый лист» реж. Полина Кондратьева
Повесть о девушке, что мечтает вырваться из оков серого непонимания и российской глубинки куда-то в неведомые дали, где можно будет чего-то хотеть. Повесть о замкнутости и внутренней красоте бурных эмоций, скрывающейся за ней. Повесть о сострадании и дружбе. Простые темы, но как бесхитростно прямо и в то же время деликатно они поданы! Ни надрыва, ни нравоучений. Да и сыграно прекрасно. Прямолинейное, бунтарское кино, без особых киноизысков, зато искреннее. Одним словом – душевное.
Комедия года: «Второй акт» реж. Квентин Дюпье
Коротенькое метакино об актёрах, снимающих кино, в котором они снимают кино, в котором они снимают кино. Переплетение слоёв не-реальности наглядно демонстрирует, сколь безнадёжны попытки побега из вымышленных нарративов. Настоящего больше нет, а над псевдо-настоящим грех не посмеяться, настолько комично выглядят его попытки казаться серьёзностью. Как над известными жестами Илона Маска.
Эпик года: «Мегалополис» реж. Френсис Коппола
Недооценённый кундштюк стареющего мэтра, решившего напоследок распродать свои виноградники и как следует поразвлечься. Настолько эпично потратить деньги ради воплощения уморительно нелепой притчи о чём-то там, с цитатами Шекспира, идиотскими интонациями Адама Драйвера, не отошедшего до конца от роли у Каракса, дорогого стоит. Никакой духоты, никакой ремесленной импотенции в стиле позднего Финчера и прочих стареющих икон кинематографии, чистейшее удовольствие. Будто Корман в свои лучшие годы и с бюджетом. Эпичность этого фильма простирается за его пределы, это мета-эпичность. Кандидат на победу в номинации «комедия года».
Попкорн года: «Пчеловод» реж. Дэвид Эйр
Нарочито пафосный, с нарочито выкрученными до упора штампами боевичок – и то, в каком сказочном духе фильм преподносит элементы жанра, делают его душевным и забавным. Ко всему прочему, сюжет неожиданно смелый с политической точки зрения. Не критика ли там семейства Байденов?
Отупление года: «Еретик» реж. Вудс&Бек
Два часа оскорбительно глупой и утомительной критики религий уровня постов в твиттере, помноженных на бессмысленный сюжет и нестройную структуру повествования. А24, не делайте так больше, кредит доверия – штука небесконечая.
Хоррор года: «Субстанция» и «Носферату»
На самом деле, тут всё сложно. «Субстанция» – боди-хоррор на стыке с фантастикой, да и прорывного особо ничего не предлагает. «Носферату» же, хоть и очень профессиональная работа, динамичный готический хоррор в духе «Маятника и колодца» Роджера Кормана, также не способен сказать ничего нового. Эггерсу не хватает то ли смелости, то ли видения, чтоб сделать из ремейка культовой классики что-то по-настоящему важное. Его главная проблема в том, что он растворится в памяти людей, как слёзы под дождём.
Стиль года: «Бруталист» и «Конклав»
«Бруталист» – прежде всего холодный, строгий, минималистичный стиль, без единой лишней детали. Противоположность барочной «Субстанции». И это очень-очень ценно. Многие желовались на скучность ленты, на её низкую драматургическую ценность и отсутствие конфликта. Эти люди просто не смогли взглянуть на фильм под правильным углом. Конфликт здесь лежит не в плоскости самого сюжета, а в более тонких материях, в самом киноязыке. Конфликт старомодности визуала, его строгой геометричности, тоталитарной в своих принципах архитектуры, которую пытается воплотить главный герой в порыве неосознанного стокгольмского синдрома, с болотистой, минималистичной повторяющейся анти-структурной (но без надрыва) драматургией и является основным в фильме. Разве это не очевидно? Брутализм как архитектура – это растворение автора в тоталитарных принципах геометрии. Драматургия «Бруталиста» – это нежная нейросетевая холодность «Конклава», пост-модернистская, надчеловеческая, снимающая и убаюкивающая опасности тоталитарности. Автор здесь невиден, направляющая рука его мягкая.
«Конклав» и «Бруталист» говорят об одном. Над этим надо подумать.
А теперь – полный сравнительно ранжированный список фильмов 2024 года:
1. Брат 3 - 7.9/10
2. Партенопа - 7.9/10
3. Гранд тур - 7.7/10
4. Умирание - 7.5/10
5. Бруталист - 7.45/10
6. Субстанция - 7.35/10
7. Конклав - 7.25/10
8. Чистый лист - 7.2/10
9. Анора - 7.15/10
10. Другой человек - 7.1/10
11. Носферату - 7.05/10
12. Дюна: Часть вторая - 7.0/10
13. Наоборот - 6.9/10
14. Пчеловод - 6.8/10
15. Что случилось осенью - 6.75/10
16. Мастер и Маргарита - 6.7/10
17. Дикий робот - 6.68/10
18. Сталкер - 6.65/10
19. Мегалополис - 6.6/10
20. Настоящая боль - 6.59/10
21. Птица - 6.55/10
22. Присяжный №2 - 6.5/10
23. Второй акт - 6.45/10
24. Мемуары улитки - 6.4/10
25. Украденная картина - 6.36/10
26. Каскадёры - 6.35/10
27. Kneecap - 6.3/10
28. Ученик. Восхождение Трампа - 6.3/10
29. Призрачный свет - 6.25/10
30. Злая: Сказка о ведьме Запада - 6.24/10
31. Самый ценный груз - 6.21/10
32. Одинокие волки - 6.2/10
33. Ребел Ридж - 6.2/10
34. Собиратель душ - 6.15/10
35. Джокер: Безумие на двоих - 6.1/10
36. Ловушка - 6.05/10
37. Эмилия Перес - 6.0/10
38. Одержимая - 5.9/10
39. Боб Дилан: Никому не известный - 5.7/10
40. Суккуб - 5.4/10
41. Мария - 5.35/10
42. Выгон - 5.3/10
43. Кукушка - 5.25/10
44. Озеро Каддо - 5.2/10
45. Пришелец - 5.1/10
46. Синг-Синг - 5.1/10
47. Другой финал - 5.0/10
48. Тихое место: День первый - 4.3/10
49. Не говори никому - 4.1/10
50. Братья - 4.0/10
51. Мелочи жизни - 3.9/10
52. Сто лет тому вперёд - 3.5/10
53. Киноплёнка № 8 - 3.4/10
54. Чёрный чай - 3.3/10
55. Еретик - 2.5/10
56. Любовь Советского Союза - 2.4/10
57. Платформа 2 - 2.35/10