Неутомимо рассказываю каждый месяц о своих культурных открытиях. Знаю, что многим пригождаются все эти альбомы, фильмы, сериалы, а теперь и книги. Так что поехали!
Прошлые выпуски:
Кино
«Убийство – этой мой ритм» (1955). Добротный нуар, но до чего же внимательно надо смотреть, чтобы не потерять нить!
«Шофёр поневоле» (1958). Оптимистичная советская комедия, основанная на классических сюжетах типа «к нам едет ревизор» и «начальник познаёт реальную народную жизнь».
«Ночь упырей» (1959). Как «План 9 из космоса» без летающих тарелок, так же нелепо и смехотворно, тот же режиссёр Эд Вуд.
«Прощайте, голуби» (1961). Бодрая советская лирическая комедия, очень позитивная и человеческая, во многом напоминающая «Я шагаю по Москве».
«Нулевой фокус» (1961). Симпатичный японский нуар. Муж вскоре после свадьбы уезжает по делам и не возвращается. Жена отправляется на его поиски, но в деле появляется всё больше неожиданных обстоятельств.
«Солнце в сети» (1963). Красивейшая молодёжная драма из Чехословакии, немного, правда, тяжеловатая из-за немногословной манеры повествования.
«Убийца прячет лицо» (1966). Крутой социалистический детектив о поисках серийного убийцы и насильника.
«До конца этой ночи» (1966). Действие происходит в течение одной ночи в стенах ресторана. Два друга, самоуверенный красавчик и неловкий пухляш, пытаются познакомиться с парой девчонок. Вокруг все пьют и танцуют, напоказ тратят деньги, и всё это напоминает чехословацкий вариант «Сладкой жизни».
«Морган: Подходящий случай для терапии» (1966). С блестящим британским юмором рассказывается о бунтующем художнике-леваке, расстраивающем новый брак своей бывшей жены.
«В Гентаре ты умрёшь легко» (1967). Донатил на перевод этого итальянского боевичка. Потасовки вокруг затонувшего клада в экзотической стране, где подпольщики готовят революцию против местной военной диктатуры. Легко и весело.
«Дева-чудотворица» (1967). Чехословацкий авангард в духе «Санатория под клепсидрой», абсурдистская медитация на темы любви и творчества.
«Дезертиры и странники» (1968). Яростное и поэтичное изображение насилия во время войн прошлых, настоящих и будущих. Три жестоких истории из разных эпох.
«Праздник в ботаническом саду» (1969). Чехарда каких-то бессвязных весёлых происшествий в словацком селе.
«Микроскопическое жидкое метро к забвению» (1971). Преподаватель колледжа привозит несколько студентов к себе домой ради эксперимента. Один из студентов оказывается наркоманом, как и жена преподавателя, а сам он - извращенцем, но в кино это скучнее, чем выглядит в описании. Давно ждал этот греческий фильм в переводе, но он себя не оправдал.
«Прощай, дядя Том» (1971). Псевдодокументальное итальянское кино, как будто съёмочная группа отправилась на Юг Америки до Гражданской войны и исследовала феномен рабовладения, каким оно было во всём его зверстве.
«Металл-Мессия» (1978). Очень в духе 70-х. Дешёвый авангардный мюзикл в жанре фантастики, где подлинная рок-музыка противостоит коммерческой и бездуховной. С переводом не нашёл.
«Вавилон» (1980). Культовый молодёжный фильм о жизни выходцев с Ямайки в Лондоне под непрерывное звучание регги.
«Ксанаду» (1980). Странный в своей слащавости мюзикл без всякого сюжета и с чудовищными песенными номерами, хотя в саундтрек затесались Electric Light Orchestra.
«Карусель» (1983). Бенефис двух актёров, безупречно разыгрывающих комедию внезапной влюблённости не самых молодых людей. Старое доброе советское кино.
«Клуб "Завтрак"» (1985). Оставшиеся в школе наказанные за плохое поведение ученики обсуждают насущные для них темы вроде бунта, секса и буллинга. Культовая когда-то штука, но сильно не тронула. Всё-таки особо глубокой мысли за всем этим не стоит.
«Феррис Бьюллер берёт выходной» (1986). Ещё одна культовая молодёжная комедия от того же режиссёра (в будущем создателя «Один дома»). Сынок богатеньких родителей притворяется больным, чтобы не идти в школу и делать всё, что захочется, при этом постоянно общаясь непосредственно со зрителями.
«Kraftwerk: Поп арт» (2018). Хотя я и нахожу группу скучной, это сверххвалебный обзор её творчества с позиции того, что повлияло на него (Родченко, конструктивисты, Баухаус...) и на что, в свою очередь, повлияли сами музыканты, что в целом любопытно.
«Двое» (2018). Достаточно увлекательный сюжет о супругах на грани развода, выживающих среди величественной сибирской природы.
Сериалы
«Рандалл и (покойный) Хопкирк» (1969). Британский проект с эксцентричной идеей: один из инспекторов частного сыска участвует в сюжетах в виде призрака. Посмотрел только те три первые серии, которые нашёл на русском.
«Я, Клавдий» (1976). Не столько сериал в его нынешнем понимании, сколько длинный телевизионный спектакль по роману Роберта Грейвза. Прекрасно сыгранная полная интриг и отравлений драма о Древнем Риме.
Музыка
Уж насколько мне нравятся ранние Black Sabbath, но я никогда не слушал их творчество после 1978 года. Теперь в рамках личного исследования решил послушать у них всё, включая сольники всех участников. На мой взгляд, без Оззи группа стала звучать заурядно, а вот его альбомы 80-х настолько понравились, что пожалел, зачем не приобщился к ним раньше.
Мимоходом открыл для себя приятную группу из 70-х Starcastle, которую всегда сравнивали с Yes, но мне она грешным делом понравились больше оригинала за счёт более простых и оптимистичных мелодий.
Из тех же 70-х заинтересовало творчество некоего Роберта Вуда, который играл прогрессивный рок на вибрафоне и пел голосом Джима Моррисона. Для меня это безошибочное сочетание, и альбом Tombac Vibe (1976) буду переслушивать ещё не раз.
Из нового хорошо пошёл релиз The Legendary Flower Punk.
Книги
- Мария Галина – Медведки
Детективно-мистический реализм о том, насколько реальность отличается от того, как мы её воспринимаем.
- Ханс Руди Гигер – ХР Гигер ARh+
Краткая автобиография колдуна-создателя своей вселенной пугающих образов.
- Михаил Шишкин – Взятие Измаила
Большой экспериментальный текст, как будто исторический роман написан джойсовским потоком сознания с техникой монтажа Уильяма Берроуза. Но там, где из словесных вихрей собираются осколки ясных человеческих коллизий, это интересно. Дочитать глазами вряд ли бы смог, но слушал ушами – и преодолел все сложности.
- Bill McCay – Stargate 04: Reconnaissance
Продолжение приключений по мотивам фильма «Звёздные врата». Жителей открытой там планеты Абидос пришлось эвакуировать от гнева их богов сначала на Землю, а потом переселить на девственную планету. Но помимо прочих проблем оказалось, что здесь обитают механические воины с кошачьими головами.
- Владимир Шаров – Возвращение в Египет
Третий прочитанный мной роман этого писателя. На этом буду считать знакомство завершённым. Так и не разобрался: то ли графоман, предлагающий экзотические трактовки российской истории, то ли настоящий мудрец, то ли проказник-постмодернист. В этой книге потомки Гоголя решают, что все проблемы нашей страны от того, что их знаменитый предок не дописал «Мёртвые души»: у нас есть рассказ об аде, но нет о чистилище и рае. И они берутся завершить гениальное произведение и исправить судьбу России. Но всё это осложняется многочисленными ответвлениями и письмами с рассуждениями на религиозно-философские темы.
- Bill McCay – Stargate 05: Resistance
Завершил знакомство с этим книжным сериалом. Это средняя фантастика, интересная только как кальтернативное развитие легендарной космической оперы.
- Михаил Шишкин – Венерин волос
Шедевральный текст, тоже третий из прочитанных у этого автора. Снова эксперимент, где из первоначального словесного хаоса проступают трагичные человеческие истории.
- Лион Фейхтвангер – Братья Лаутензак
Главный герой изображает из себя провидца. Его предсказания привлекают внимание нацистской верхушки, и он идёт на сотрудничество с новой перспективной политической силой, но ему это не принесёт ничего хорошего. В прошлом месяце смотрел похожий фильм.
- Артур Кларк – Город и звёзды
Приятная старенькая (из 50-х) фантастика о человечестве через миллионы лет. Часть людей живёт в технологичном мире, развлекаясь виртуальными сагами, часть – в идиллии в ладу с природой.
- Юлий Даниэль – Говорит Москва
Повесть, где советское правительство без объяснения причин разрешило гражданам один день безнаказанно убивать друг друга.