Это устрашающее создание не зря назвали «Крокодил-людоед». Художник-реконструктор Роман Евсеев представил, как могло выглядеть чудовище, подстерегавшее наших предков на водопое в Олдувае.
Следы зубов на ископаемых костях — тема, которой много лет занимается танзанийский палеоантрополог Джексон Ньяу. На научно-популярном сайте Understanding Evolution ряд лет назад был опубликован любопытный обзор, посвященный исследованиям этого ученого.
Когда Джексон Ньяу начинал свои изыскания, его в первую очередь интересовали следы, оставленные на скелетах древними гиенами, львами, леопардами, шакалами. Однако когда ученый углубился в эту область, то обратил внимание, что в списке тех, кто грыз косточки наших предков, почему-то проигнорирован другой страшный хищник, некогда обитавший в танзанийском Олдувае — крокодил. Напомню, что Олдувай подарил ученым не только первые кости Homo habilis, человека умелого, но и одну из древнейших орудийных культур, названную, как нетрудно догадаться, олдувайской, или олдованом.
И судя по всему, крокодилы играли важную роль в экосистеме Олдувая. Во время олдувайских раскопок было обнаружено множество костей и зубов этих рептилий. Анализ состава осадочных пород, останков растений и животных указывал, что здесь когда-то простиралось болото, а многие участки находились вблизи соляного озера. В подобных местах нападения крокодила следовало бы опасаться даже больше, чем льва или леопарда. Поэтому Джексон решил исправить досадное недоразумение, из-за которого предыдущие исследователи, изучавшие следы зубов олдувайских хищников, обошли стороной крокодилов.
Как же отличить следы крокодильих зубов от любых других отметин, обнаруживаемых на древних костях? Исследователь подошел к вопросу просто: отправился на крокодилью ферму в Танзании и стал разглядывать кости коров и коз, съеденных нильскими крокодилами, сравнивая следы на них со следами зубов других животных, а также отметинами от каменных орудий.
Оказывается, крокодилы ведут себя «за столом» совершенно не так, как хищные млекопитающие. Крокодил очень неряшлив. Напав на жертву и утопив ее, рептилия расчленяет добычу на крохотные части, вертя ее под водой, яростно встряхивая, ударяя о камни, ломая при этом кости жертвы. Часто в таком пиршестве участвуют несколько хищников, тянущих добычу в разные стороны. Поскольку у крокодилов маленькие желудки, а также в силу их яростного характера, крупные части тела жертвы нередко отлетают в сторону почти нетронутыми.
Джексон постарался выделить особенности, отличающие следы крокодильих зубов от любых других. Крокодилий зуб - конической формы, с двумя острыми гребнями. Такие зубы могут оставлять характерные борозды с полукруглым углублением в центре — так называемые «раздвоенные метки» (bisected marks). Подобные следы не встречаются ни у какого другого хищника. Еще один автограф крокодила — изогнутые царапины, «крючки» (hook-scores). К сожалению, далеко не все крокодильи отметины на костях получается идентифицировать. Нередко следы, оставленные крокодилом, практически неотличимы от отметин, сделанных каменными орудиями!
Нашлись и другие подсказки, указывающие на крокодилов. Плотоядные млекопитающие обычно обгладывают кости, чего рептилии никогда не делают. Кроме того, после трапезы крокодила часто остаются целыми длинные кости конечностей, иногда всё еще соединенные с другими костями. В отличие от крокодилов, хищные млекопитающие (и, кстати, гоминиды) нередко разламывают кости, пытаясь добраться до костного мозга, и оставляют после себя только обломки.
Итак, крокодильи признаки:
• раздвоенные метки,
• метки-«крючки»,
• отсутствие следов обгладывания,
• наличие целых, не сломанных костей.
Анализ поведения диких крокодилов в Национальном парке Серенгети подтвердил, что перечисленный набор признаков действительно позволяет отличить этих плотоядных рептилий от других хищников или падальщиков.
Теперь Джексон перешел к анализу находок из Олдувая. Среди древних костей с явными следами зубов гиен или львов нашлись и кандидаты на роль объедков с крокодильего стола. Например, большая берцовая кость антилопы — целая, с множеством раздвоенных меток, и к тому же найденная рядом с зубами древнего крокодила, на участке, где когда-то было доисторическое болото. Более надежным свидетельством того, что тут приложил лапу крокодил, была бы, наверное, только находка костей антилопы прямо в крокодильей пасти!
Но нападали ли крокодилы на древних Homo?
Следы зубов обнаружены на многих костях древних людей, в том числе на знаменитых останках Homo habilis из Олдувая, найденных Луисом Лики. Еще в 1990 году австралийские палеонтологи Су Соломон и Иэн Дэвидсон предположили, что отметины на черепе H. habilis OH 7 появились в результате атаки крокодила. Джексон, отталкиваясь от собственных наблюдений, отнесся к такой гипотезе с сомнением. Отметки на черепе широкие и мелкие, скорее подошли бы леопарду, чем крокодилу. Другое дело — стопа хабилиса OH 8, всего в 100 метрах от которой был найден фрагментарный скелет крокодила. На таранной кости OH 8 видны четкие следы крокодильих зубов. Кстати, в 80-е годы прошлого века американец Рэнди Сусмен изучал те же самые окаменелости, сравнивая стопу H. habilis с большой берцовой костью гоминида OH 35, найденной на соседнем участке. Поскольку все кости относились к левой конечности, а также подходили друг другу по размеру и форме, Сусман предположил, что обе находки принадлежали одному индивиду.
Джексон понял, что версия «крокодильей атаки» тут весьма кстати. Если это кости одного человека — не может быть, чтобы крокодил схватил жертву за стопу, но не зацепил при этом большой берцовой кости! Надо искать на ней соответствующие отметины.
Большая берцовая кость находилась в Национальном музее Кении, в Найроби. На ней действительно обнаружились метки, сходные с крокодильими, хотя ряд отметин походил скорее на следы зубов леопарда. Казалось бы, подтверждается гипотеза Сусмана.
Однако внимательное изучение стратиграфии поставило на гипотезе крест: кости стопы и большая берцовая найдены на расстоянии в 200 метров, при этом стопа находится в более древнем слое — на 8-12 тысяч лет старше. Так что речь может идти о нападениях крокодилов на двух разных людей.
Видимо, хватать за левую ногу — фирменный стиль олдувайских крокодилов?
Кстати, по мнению специалистов, крокодилы, напавшие на этих несчастных, были молодыми, небольших размеров. Судя по существующим оценкам роста и веса хабилисов (которых, скажем так, нельзя назвать великанами), взрослый крокодил слопал бы беднягу целиком, не оставив нам никаких следов!
Эта история снова позволяет задуматься: как жилось человеку в Олдувае?
Джексон рассуждает: «У нас есть два разных хабилиса, которых крокодил хватал за левую ногу. На берцовой кости имеются и следы зубов леопарда. Так что бедный парень, возможно, был пойман леопардом, а затем его схватил и потащил в воду крокодил. Или, быть может, наоборот, крокодил поедал парня, а леопард подбежал и схватил его за ногу. Плюс к этому, у нас есть фрагмент черепа и челюсть со следами зубов леопарда. Здесь гоминидам было бы очень опасно жить».
Исследования, проводимые группой Джексона Ньяу в Олдувае, позволили описать новый вид ископаемого крокодила, жившего 1,84 млн. лет назад. В 2007 году найдены череп и фрагменты скелета этого чудовища. Длиной до 6 метров, более массивный, чем современные крокодилы, с двумя треугольными выростами–«рогами» на огромной голове, это был крупнейший и опаснейший хищник из найденных до сих пор в Олдувае!
Не удивительно, что вид окрестили Crocodylus anthropophagus — крокодил-людоед…
Художник Роман Евсеев создал портрет чудовища, наводившего ужас на наших далёких предков.
Автор текста — Александр Соколов. Первый вариант этого текста опубликован на Антропогенез.ру в 2013 году.
Источники:
http://evolution.berkeley.edu/evolibrary/article/njau_01
http://www.plosone.org/article/info:doi/10.1371/journal.pone.0009333
http://www.livescience.com/9840-ancient-human-ancestors-faced-fearsome-horned-crocodile.html
https://vk.com/club98425303
Вам также будет интересно:
Любите антропологию? Поддержите нас на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите эксклюзивные видео и научные новости.