Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Дорога лебедей, шхуна во льдах и ужин белого медведя: как я Тотальный диктант писала

Оглавление

Тотальный диктант - образовательная акция, в которой я участвовала шестой раз. Последние несколько лет прогуливала, потому что в эту же дату проводятся мои любимые соревнования и как разорваться - к умным тебе или к красивым? к пишущим или бегущим? А в этом что-то не бежится мне.

Тем более и площадка новая открылась прямо рядом с домом - в читальном зале любимой моей библиотеки.

Перед диктантом
Перед диктантом

Зачем взрослому человеку диктант?

"Зачем тебе это?" и "здорово, я тоже хочу" - к этим двум фразам можно свести все реакции знакомых. 😀

Мне "это" для того, чтобы внести маленький, доступный, посильный вклад в хорошее дело - популяризацию грамотности.

Чем больше мы читаем и пишем в мессенджерах и интернете - пространствах, где нет цензуры, чем больше память фотографирует неправильное написание, тем хуже с грамотностью. Да и в печатных книгах не всегда редактура на высоте.

В моей голове правила русского языка задерживаются плохо. В школе я их не учила - выезжала на "врожденной грамотности", которая суть зрительная память. Но в сложных случаях она не помогает, а в тандеме с интернет-общением даже мешает - запоминает и правильное, и неправильное написание, а где между ними черта, уже не помнит.

Марина Москвина - автор Тотального диктанта-2025

Автор каждый год разный, выбирается и объявляется заранее, текст пишет специально для проекта.

Обычно стараюсь что-то прочитать у автора, но в этот раз в моем багаже только одна книга Марины Москвиной, детская. Составить по ней впечатление об авторе сложно.

Книга из домашней библиотеки
Книга из домашней библиотеки

Но как же мне понравилось её вступительное слово, эмоциональное прочтение текста диктанта и просто весь облик:

Не могу процитировать дословно, но посыл участникам диктанта: тем, что и как мы говорим и пишем, мы формируем этот мир.

Чем не девиз для образовательного проекта?

О тексте

В моем регионе он о путешествии в Арктику, к Шпицбергену. Ученые, писатели, художники и музыканты из разных стран на маленькой шхуне отправляются дорогой лебедей (так её называют поморы) убедиться, что тают ледники, встретиться с моржами, тюленями и белым медведем.

Об этом путешествии рассказано в книге "Гуд бай, Арктика!.."

Пятерки у меня бывали, если Тотальному диктанту предшествовала подготовка в пару недель в их онлайн-школе или "грамоте.ру". Без неё бывали тройка и четверка.

В этот раз подготовки не было никакой, текст показался несложным. Сомнения меня терзают по поводу заключения в кавычки некоторых словосочетаний, а также по применению точки с запятой.

Но подождем проверки. 😀

Классики наблюдают, но не подсказывают)
Классики наблюдают, но не подсказывают)

А вы писали диктант? А у Марины Москвиной читали что-нибудь?