Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Кто вылечил Рахманинова и другие истории дома 11 на Малой Дмитровке

На углу Малой Дмитровки с Дегтярным переулком- доходный дом А. А. Шешкова (№ 11/10). Дом был у него далеко не единственным в Москве. Этот- в 1891 году построил. С помощью архитектора М.Г. Пиотровича. Мечеслав Густавович постарался, как мог, дом приукрасить. Узорчатые наличники. Вдоль карниза третьего этажа- старички. Напуганные затесавшимися между ними львами. Но как говорится, не красен дом углами, а красен жильцами. В квартире № 14 в 1899-1900-е гг. поселился А. П. Чехов. Как знал, что почти через полвека улицу его именем назовут. В гости к Антону Павловичу захаживали Л. Толстой, И. Бунин, В. Гиляровский, В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, художник И. И. Левитан. Как вспоминал К.С. Станиславский, «Рядом с его комнатой часто шумел самовар, а вокруг чайного стола, точно калейдоскоп, сменялись посетители. Одни приходили, другие уходили». Снимал квартиру в этом доме и другой доктор. В отличие от Чехова, добившийся успеха в профессиональной деятельности. Николай Владимирович Даль.

На углу Малой Дмитровки с Дегтярным переулком- доходный дом А. А. Шешкова (№ 11/10).

Дом был у него далеко не единственным в Москве.

Этот- в 1891 году построил. С помощью архитектора М.Г. Пиотровича.

Мечеслав Густавович постарался, как мог, дом приукрасить.

Узорчатые наличники.

-2

Вдоль карниза третьего этажа- старички.

-3

Напуганные затесавшимися между ними львами.

Но как говорится, не красен дом углами, а красен жильцами.

В квартире № 14 в 1899-1900-е гг. поселился А. П. Чехов. Как знал, что почти через полвека улицу его именем назовут.

В гости к Антону Павловичу захаживали Л. Толстой, И. Бунин, В. Гиляровский, В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, художник И. И. Левитан.

Как вспоминал К.С. Станиславский, «Рядом с его комнатой часто шумел самовар, а вокруг чайного стола, точно калейдоскоп, сменялись посетители. Одни приходили, другие уходили».

Снимал квартиру в этом доме и другой доктор. В отличие от Чехова, добившийся успеха в профессиональной деятельности. Николай Владимирович Даль. Психотерапевт.

Как- то считается, что эти психотерапевты только в последнее время проявились. Нет. И сто лет назад востребованная профессия была. Лечил Николай Владимирович многих знаменитостей. От душевных терзаний. Ф. Шаляпина, М. Врубеля, композиторы А. Скрябина. Кого гипнозом. Кого просто добрым словом.

Долгое время его пациентом был Рахманинов. Сергей Васильевич делал блестящую карьеру. Ещё учась в Московской консерватории стал популярен как композитор и пианист.

И вдруг, 15 марта 1897 года, фиаско. Премьера Первой симфонии в Петербурге закончилась полным провалом.

Как потом писал внук композитора (со слов бабушки), во всем виноват А.К. Глазунов. Который взял на себя роль дирижера на премьере симфонии. Мол, был в стельку пьян. И размахивал дирижерской палочкой перед изумленными музыкантами совершенно не в такт замыслам автора.

Хотя некоторые считали, что дело вовсе не в пьяном Глазунове.

«Если бы в аду была консерватория,— писал композитор Цезарь Кюи,— если бы одному из ее даровитых музыкантов было задано написать программную симфонию... вроде симфонии господина Рахманинова, то он... привел бы в восторг обитателей ада».

«Сергей Васильевич испытал совершенно жуткий психологический удар. – продолжил воспоминания внучек - 3 года после этого провала Рахманинов музыки не писал, в меланхолии лежал в постели и не хотел вставать».

И вот доктор Даль помог. Избавил от депрессии и меланхолии. Вернул к жизни и творчеству. И в 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт. Ставший одним из самых общеизвестных и популярных произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыки.

Некоторые источники, утверждают что причиной такой метаморфозы был не доктор Даль, а его племянница. И зачастил в этот дом композитор не для того, чтобы услышать дурацкие вопросы типа «Вы хотите об этом поговорить?». А для встреч с красавицей- иудейкой.

И сначала свой Второй фортепианный концерт Рахманинов именно ей посвятил.

Чем бы это все закончилось – неизвестно. Если бы не бдительность Натальи Александровны Сатиной. Двоюродной сестры Рахманинова. С детства считавшей себя его невестой.

- Уймись, Сережа- грозила она композитору- Если свою иудейку не бросишь, всем скажу, что ты меня обесчестил. А ведь ты дворянин и прилюдно обещал на мне жениться.

Это, опять же, по воспоминаниям внучка.

Короче, на втором фортепианном концерте вместо посвящения племяннице появилось посвящение ее дяде. Доктору Далю. А вскоре Наталья Александровна все- таки женила на себе Сергея Васильевича.

Дом А. А. Шешкова в то время был трехэтажным.

Надстроить дом еще тремя этажами Шешков поручил другому архитектору. К.Л. Розенкампфу. В 1910- м году.

В эти годы в доме жил мастер модерна Н.И. Жерихов.

Но к его услугам Шешков, почему-то, обращаться не стал. То ли брал дорого. То ли модерн был Шешкову не по вкусу.

Хотя Розенкампф и приделал к своей надстройке необычный эркер.

-4

С намеком на модерн.

О знаменитых жильцах верхних трех этажей сведений нет.

В 2004 году здание еще раз реконструировали. В результате сверху появился изящный застекленный горб.

-5

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь