Найти в Дзене

Испытание на прочность! Авианосец "Илластриес" под немецкими бомбами.

10 января 1941 года недолгий период господства британского флота на Средиземном море, начавшийся после ноябрьского рейда на Таранто, подошел к концу. Переброшенные на Сицилию пикирующие бомбардировщики 10-го авиакорпуса Люфтваффе нанесли массированный удар по главному герою той операции - авианосцу "Илластриес". Шести бомб, попавших в авианосец, вполне хватило бы на любой другой корабль этого класса, но "Илластриес" не был обычным авианосцем. Спроектированный для действий в районах доступных вражеской базовой авиации, корабль обладал такой уникальной ля своего времени особенностью как 76-мм бронированная полетная палуба. О том насколько этот элемент защиты был эффективен читайте в этой статье. 16 декабря 1938 года в состав британского флота вошел первый авианосец нового поколения - "Арк Ройал". Это был прекрасный корабль! Быстроходный, маневренный, с мощным зенитным вооружением и хорошей мореходностью. Двухуровневый ангар обеспечивал эксплуатацию авиагруппы из 72 машин. Идеальный кораб

10 января 1941 года недолгий период господства британского флота на Средиземном море, начавшийся после ноябрьского рейда на Таранто, подошел к концу. Переброшенные на Сицилию пикирующие бомбардировщики 10-го авиакорпуса Люфтваффе нанесли массированный удар по главному герою той операции - авианосцу "Илластриес". Шести бомб, попавших в авианосец, вполне хватило бы на любой другой корабль этого класса, но "Илластриес" не был обычным авианосцем. Спроектированный для действий в районах доступных вражеской базовой авиации, корабль обладал такой уникальной ля своего времени особенностью как 76-мм бронированная полетная палуба. О том насколько этот элемент защиты был эффективен читайте в этой статье.

16 декабря 1938 года в состав британского флота вошел первый авианосец нового поколения - "Арк Ройал". Это был прекрасный корабль! Быстроходный, маневренный, с мощным зенитным вооружением и хорошей мореходностью. Двухуровневый ангар обеспечивал эксплуатацию авиагруппы из 72 машин. Идеальный корабль для действий на просторах мирового океана! Однако, по мнению отвечавшего за проектирование и строительство новых боевых единиц для Королевского флота адмирала Гендерсона для действий на Средиземном море и других прибрежных водах Европы требовался совсем другой корабль, поэтому "Арк Ройал" в серию так и не пошел. Бурное развитие бомбардировочной авиации в 30-е годы привело к тому, что внезапный авианалет мог застать корабли практически в любой точке европейских вод. В то же время состояние британской палубной авиации, а в особенности ее истребительной компоненты, было удручающим. Поэтому было решено построить серию авианосцев с бронированной полетной палубой. Заложенный в 1937 году головной корабль серии из 6 единиц "Илластриес" имели бронированную полетную палубу толщиной 76 мм и 114-мм броню ангара и бортов. Однако, большой вес броневой коробки привел к тому, что ангар имел только 1 уровень, что, в свою очередь, ограничило численность авиагруппы 36 машинами. Корабль был вооружен 16 универсальными орудиями калибра 114 мм, расположенные в 8 башнях на спонсонах вдоль полетной палубы. Они также имели по 6 – 8-ствольных 40-мм зенитных автомата.

Обратите внимание на разницу в высоте борта авианосцев с двух- и одноуровневым ангаром.
Обратите внимание на разницу в высоте борта авианосцев с двух- и одноуровневым ангаром.

"Илластриес" был принят флотом 25 мая 1940 года. В состав авиагруппы вошли 806-я, 815-я и 819-я эскадрильи. Первая была истребительной, остальные две были вооружены торпедоносцами "Суордфиш". После учений в районе Бермудских островов, авианосец вернулся в Англию, после чего в августе того же года был отправлен на Средиземное море. 2 сентября авианосец соединился с основными силами Средиземноморского флота и сразу же включился в боевую работу, самым значим эпизодом которой стал, бесспорно, авианалет на Таранто, проведенный авиагруппой авианосца в ночь с 11 на 12 ноября. В результате удара по главной базе итальянского флота из 6 линкоров один вышел из строя до конца войны, ещё двое провели в ремонте по полгода. Рейд на Таранто обеспечил британскому флоту доминирование на всем Средиземном море. Но доминирование продлилось недолго. Уже в декабре 1940 года на Сицилии появились немецкие бомбардировщики 10-го авиакорпуса - подразделения Люфтваффе, специализирующегося на атаке морских целей. Концепцию бронепалубного авианосца ждала серьезная проверка.

Авианосец "Илластриес" в Индийском океане. Август 1942 года
Авианосец "Илластриес" в Индийском океане. Август 1942 года

6 января 1941 года стартовала операция Эксесс по проводке 4 транспортных судов из Гибралтара на Мальту и в Грецию. До Сицилийского пролива конвой охранялся гибралтарской эскадрой вице-адмирала Сомервилла. Западнее Мальты его должны были встречать главные силы Средиземноморского флота адмирала Каннингхэма. На рассвете 10 января казалось, что самая опасная часть операции уже позади. Главные силы Каннингхэма - линкоры "Уорспайт", "Вэлиент", авианосец "Илластриес" и 5 эсминцев - сопровождали взятые под охрану транспорта. Ещё три крейсера сопровождали на Мальту подорвавшийся на мине эсминец. В 12:23 линкоры подверглись атаке двух итальянских торпедоносцев. подкравшихся на бреющем полете. Их торпеды прошли за кормой "Вэлиента". Истребители "Фульмар", до этого патрулировавшие над соединением на больших высотах, немедленно снизились. Лучше бы они этого не делали!

Истребители Fairey Fulmar. Скорости в 410 км/ч отчаянно нехватало для эффективного перехвата многих бомбардировщиков
Истребители Fairey Fulmar. Скорости в 410 км/ч отчаянно нехватало для эффективного перехвата многих бомбардировщиков
Пикирующий бомбардировщик "Юненрс" Ju-87, он же "Штука", он же "лаптежник". Один из символов Второй мировой.
Пикирующий бомбардировщик "Юненрс" Ju-87, он же "Штука", он же "лаптежник". Один из символов Второй мировой.

Примерно в 12:30 корабельный радар обнаружил большую группу самолетов, приближающуюся с севера. Офицер наведения немедленно отозвал гонявшиеся за итальянцами истребители, но те доложили о почти 100% расходе боеприпасов. В то же время, только что взлетевшему им на замену звену требовалось время, чтобы набрать высоту. Британские двухместные истребители "Фульмар" не отличались выдающимися летными данными! Между тем немцы распределили цели и начали атаку. Из 43 пикирующих бомбардировщиков Ju-87R 10 атаковали линкоры, в то время как остальные избрали своей целью "Илластриес". Заняв позицию на высоте 4000 метров пикировщики образовали круг, из которого одно за одним вываливались звенья по 3 самолета. Адмирал Каннингем, следя за атакой с мостика "Уорспайта", вспоминал:

Эта новая форма атаки пикировщиков оказалась настолько интересной, что мы следили за ней, забыв о страхе. Несомненно, что мы наблюдали величайших мастеров. Сомкнувшись в огромный круг над флотом, они один задругим выходили в атаку, стремительно ныряя вниз. Мы не могли не восхищаться их мастерством и точностью. Выход из пике происходил в предельно низкой точке, некоторые из них проносились над взлетной палубой „Илластриеса“ ниже его дымовой трубы. Я видел как в первый же заход он был поражен бомбой позади мостика, и через каких-нибудь 10 минут, получив 6 попаданий 1000-фунтовыми бомбами, он выкатился из строя, охваченный пламенем — его рулевые лопасти были заклинены, самолетоподъемники выведены из строя, экипаж понес тяжелые потери
Момент атаки. Худ. Кевин Кларксон
Момент атаки. Худ. Кевин Кларксон

Вся атака заняла не более 10 минут. Всего в ходе этой атаки получил 6 прямых попаданий авиабомбами разной массы и 3 близких разрыва. И это не считая того, что на авианосец рухнул один из двух сбитых зенитных огнем "юнкерсов"!

  • Первая 500-кг бомба попала в авианосец в 12:38. Она прошла через платформу зенитного автомата S1 левого борта и, повредив саму установку и убив двух моряков из расчета, отрекошетив от бортовой брони упала в воду, не разорвавшись.
  • Второе попадание пришлось в носовую часть у самого среза палубы. 500-кг бомба прошла через одну из кают, пробила борт и взорвалась в 3 метрах над водой под левой скулой авианосца, нанеся осколками значительные повреждения и вызвав затопление ряда носовых отсеков.
  • Третья 250-кг бомба, едва не задев мостик, попала в 40-мм зенитную установку правого борта, убив большую часть её расчета. Взрывом повалило стрелу подвижного крана на соседнюю зенитку.
  • 250-кг бомбы №№ 4 и 5 угодили в кормовой самолетоподъемник. Первая попала в край кормового подъёмника ближе к переднему правому углу, пробила платформу и взорвалась на дне колодца. Вторая попала в тот же подъёмник ближе к левому краю и взорвалась. В момент попадания платформа была на пол пути между ангаром и полетной палубой, поднимала истребитель, который в результате взрыва просто исчез вместе с пилотом. Находившиеся в ангаре 9 "Суордфишей" и 4 "Фульмара" сгорели. Осколки перебили электрические провода идущие к элеваторам боеприпасов, а также, и что более важно, к рулевой машине. Полученные повреждения усугубил близкий разрыв бомбы возле правой раковины, затопивший ряд отсеков и повредивший само рулевое управление, заклинив руль в положении "лево на борт". Вследствие этого, авианосец потерял управление и начал описывать круги. Тем временем, пожарные партии опустили огнеупорные завесы и приступили к тушению огня.
  • Шестая 500-кг (1000-кг по мнению британцев, но немцы не подтверждают) бомба ПРОБИЛА бронированную палубу и взорвалась примерно в полуметре над палубой ангара в центре сектора С. Взрывная волна прошла по ангару, снося противопожарные перегородки, убивая и калеча людей, включая тех членов экипажа, кто был ответственен за срабатывание системы пожаротушения. В носу второй самолетоподъемик был выгнут дугой, отчего в ангар хлынул поток воздуха, ещё больше раздувая пожар. Но здесь англичанам невероятно повезло. В секторе С, куда угодила бомба и не сработала система пожаротушения, стояли только истребители но не было ни бомб, ни торпед. В секторе Б и А, где это все было, систему включили.
Худ. Кевин Кларксон
Худ. Кевин Кларксон

Дополнительные повреждения были вызваны ещё двумя близкими разрывами. Первый, по левому борту, в районе установок 40-мм автоматов, вызвал пожар в кают-компании старшин и повредил электропроводку. Большой осколок этой бомбы попал в островную надстройку и обрубил провода питания, идущие к радару, репетирам гирокомпаса и 50-см сигнальным прожекторам. Второй, по правому борту, вызвал пожар в кают-компании морской пехоты. Ну и как будто этого было мало, один из сбитых юнкерсов рухнул в шахту того же кормового самолетоподъемника, вызвав дополнительные жертвы среди экипажа.

Между тем, испытания для "Илластриеса" только начинались. По окончанию налета неуправляемый корабль ходил по кругу с сильным пожаром на корме. В 13:03 управление было восстановлено, и капитан 1 ранга Бойд принимает решение идти на Мальту. В 13:35 во время уклонения от атаки итальянских горизонтальных бомбардировщиков (мелочь по сравнению со "штуками") рулевое управление снова отказало, и следующий час корабль наворачивал круги. В 14:48 был зафиксирован в нейтральном положении, после чего, управляясь машинами, авианосец двинулся к острову на 14 узлах. В 16:04 прилетело ещё 20 Ju-87, но на этот раз с менее опытными итальянскими экипажами. Однако, с пикирования и итальянцы смогли добиться успеха всадив бомбу в колодец многострадального кормового самолетоподъемника. Взрыв этой бомбы принес дополнительные жертвы среди экипажа, но помог погасить часть пожаров. Близкий разрыв другой бомбы позади кормы снова повредил затопленное рулевое отделение и перебил всех в импровизированном лазарете на квартердеке.

"Илластриес" под бомбами.
"Илластриес" под бомбами.

Все это время над авианосцем шли воздушные бои. Горстка "Харрикейнов" с Мальты, плюс присоединившиеся к ним "Фульмары" воздушного патруля, пополняющие запасы топлива и боеприпасов на береговом аэродроме пытались защитить свой корабль, но для организации эффективного воздушного прикрытия их было слишком мало. Британские истребители заявили о 5 сбитых, зенитчики ещё о трех. Немцы подтвердили потерю 4 своих самолетов

Пока наверху боролись с пожарами и отбивали воздушные атаки, механики в машинном отделении делали всё возможное, чтобы корабль сохранил ход. Работать приходилось в условиях высокой задымленности и адской жары. Члены экипажа прикрывали рты мокрыми тряпками и обливались пресной водой из вспомогательных насосов. Некоторые нашли дыхательные аппараты и в них вернулись на свои посты. Во многом благодаря их усилиям в 22:15 "Илластриес" пришвартовался у причала Гранд-Харбор. Бушевавшие на борту пожары были окончательно потушены в районе 3 часов ночи, когда корабль уже ввели в док. Всего за 10 января экипаж авианосца потерял 13 офицеров и 113 матросов убитыми, а также 7 офицеров и 91 матроса - раненными.

Вид на корму авианосца. На заднем плане покореженный лифт.
Вид на корму авианосца. На заднем плане покореженный лифт.

Задерживаться на Мальте было нельзя. Немцы продолжали свое воздушное наступление, атакуя как саму Мальту, так и корабли в прилегающих водах. На следующий день в море пикировщиками был потоплен крейсер "Саутгемптон". В момент атаки экипаж крейсера обедал, а бомбы по несчастливой случайности угодили в кают-компании офицеров и старшин, лишив корабль многих квалифицированных специалистов. В результате крейсер пришлось оставить.

Ремонт "Илластриеса" на Мальте это отдельная история. День за днем, под немецкими и итальянскими бомбами, моряки и рабочие на скорую руку латали повреждения, стремясь поскорее покинуть ставший ловушкой порт. Вечером 16 января во время налета 70 бомбардировщиков "Илластриес" получил еще одно попадание в корму, разрушившее командирскую каюту. Многочисленные попадания именно в кормовую часть породили опасения за целостность корпуса, который пришлось укреплять временными подпорками. 20 января корабль был готов к выходу в море, но у Люфтваффе было своё мнение. В этот день близким разрывом авиабомбы было вызвано затопление нескольких отсеков по левому борту. Ударная волна повредила опоры левой турбины и вывела из строя ряд других механизмов.

Повреждённый "Илластриес" стоит в доке под большим краном, а вокруг него в городе Валлетта рвутся бомбы.
Повреждённый "Илластриес" стоит в доке под большим краном, а вокруг него в городе Валлетта рвутся бомбы.

23 января в 18:46 "Илластриес" все таки покинул Гранд Харбор и в сопровождении 4 эсминцев взял курс на Александрию. В начале перехода авианосец развивал 25 узлов, но потом, когда выяснилось, что из-за попадания воды в топливные цистерны мазута осталось всего на 3 часа хода. Экипаж сделал все возможное, чтобы удалить воду из цистерн и изолировать поврежденные магистрали. В конце-концов скорость удалось довести до 23 узлов. 25 января в 13 часов дня "Илластриес" бросил якорь на рейде Александрии. Впереди его ждал переход в США и 7-месячный ремонт в Норфолке.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, я скажу, что на мой взгляд главными факторами выживания авианосца "Илластриес" 10 января 1941 года следует назвать удачу, а также мужество и профессионализм его экипажа, а вовсе не бронированную полетную палубу. Попадание в палубную броню было ровно одно - шестая 500-кг бомба. Англичане и ремонтировавшие корабль американцы говорят, что бомба была 1000-кг, но немцы вообще отрицают наличие на пикировщиках бомб такого калибра в тот день. Как бы то ни было, палубу бомба пробила. Впрочем, кто знает, может быть не будь брони, то снаряд прошел бы гораздо глубже вглубь корпуса, достиг машинного отделения и лишил бы корабль хода? Что же касается остальных бомб, то, как мы помним, три из них приманил к себе магнит кормового самолетоподъемника, одна попала в зенитный автомат, одна вообще не взорвалась, ещё одна пробила небронированный участок палубы в носу и взорвалась снаружи корпуса.

Схема бронирования авианосца
Схема бронирования авианосца
Места попаданий. Источник: https://topwar.ru/172945-britanskie-avianoscy-pod-bombami-ljuftvaffe.html
Места попаданий. Источник: https://topwar.ru/172945-britanskie-avianoscy-pod-bombami-ljuftvaffe.html

Вторым удачным фактором стало то, что все взрывы в ангаре произошли в корме, в том месте где обслуживались только истребители и не было торпед и глубинных бомб, подвешиваемых на "Суордфиши". А там, где они были исправно работала система пожаротушения. То есть судьба японской четверки у атолла Мидуэй, англичан благополучно миновала. Ну и конечно нельзя не упомянуть превосходный экипаж этого корабля, действия которого были выше всяких похвал.

Читайте также:

Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал и на группу в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей! Впереди ещё много интересного.