Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Орловский спис - графика или мозаика?

В народном творчестве, где украшение предметов быта и одежды имело важное значение, использовались отработанные поколениями людей устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие художественные традиции разных народов. Вышивка орловский спис является устоявшейся традицией, она узнаваема сразу. О том, что такая вышивка является графической системой, состоящей из линий и штрихов-стежков доказано тут: https://dzen.ru/a/Z0Dy4voPf0PTJb7j Этому есть иллюстрация: Именно такую графическую систему используют для росписи сувенирных досок, свистулек и тарелок: Линия – один из главных элементов графики. Здесь линии определяют границы образа и динамику движения для штриховых орнаментов. Но только ли это графическая система? С другой стороны, вышивку орловский спис можно воспринимать как мозаику из бранок и этому тоже есть иллюстрация в той же статье З.В. Воропаевой: Если абстрагироваться от белого полотна и красных ниток и рассматривать вышивку как геометрический объект, то

В народном творчестве, где украшение предметов быта и одежды имело важное значение, использовались отработанные поколениями людей устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие художественные традиции разных народов.

Вышивка орловский спис является устоявшейся традицией, она узнаваема сразу. О том, что такая вышивка является графической системой, состоящей из линий и штрихов-стежков доказано тут: https://dzen.ru/a/Z0Dy4voPf0PTJb7j

Этому есть иллюстрация:

Иллюстрация из статьи З.В. Воропаевой «Красной нитью через века» в журнале «Славянка»: https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH
Иллюстрация из статьи З.В. Воропаевой «Красной нитью через века» в журнале «Славянка»: https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH

Именно такую графическую систему используют для росписи сувенирных досок, свистулек и тарелок:

Фото из рекламного видеоролика
Фото из рекламного видеоролика

Линия – один из главных элементов графики. Здесь линии определяют границы образа и динамику движения для штриховых орнаментов.

Фото экрана компьютера из рекламного видеоролика
Фото экрана компьютера из рекламного видеоролика

Но только ли это графическая система?

С другой стороны, вышивку орловский спис можно воспринимать как мозаику из бранок и этому тоже есть иллюстрация в той же статье З.В. Воропаевой:

Бранка слева – "шашка с дробнушкой", справа бранка "шашка", её часто называют "шахматка", источник:  https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH
Бранка слева – "шашка с дробнушкой", справа бранка "шашка", её часто называют "шахматка", источник: https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH

Если абстрагироваться от белого полотна и красных ниток и рассматривать вышивку как геометрический объект, то очевидно, что мы имеем дело с мозаичным покрытием, составленным из базовой минимальной плитки, называемой «дробнушка» с чередованием белого поля и цветного поля. Дробнушка зашивает нитью две нити основы и накладывается на две близлежащих нити утка и соответствует одной клетке. Из этой базовой плитки создают красивые комбинации из нескольких таких «дробнушек», например, такие:

Слева бранка «кочерга», справа бранка «сосна». https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH
Слева бранка «кочерга», справа бранка «сосна». https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH

Вот как это описывает Народный мастер орловской области, педагог З.В. Воропаева: «Начинающим вышивальщицам необходимо внимательно следить за счетным шагом – количеством пропущенных и застеленных нитей основы. Этому поможет предварительное крупное прорисовывание бранок на клетчатой тетради. (Одна клетка – это стежок, прошитый туда и обратно)», –цитата из её статьи: https://dzen.ru/a/ZawdwAcDZWoHyGIH

Фактически мы составляем красивые мозаики из базового квадрата – дробнушки и прямоугольников, состоящих из 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти последовательных дробнушек и квадратов состоящих из одной, 4-х и 9-ти дробнушек.

Меня увлекли эти мозаичные конструкции, ведь зная геометрические закономерности, можно самим сконструировать интересные орнаменты и определить те геометрические критерии, при которых разные орнаменты-бранки будут гармонично сочетаться друг с другом. Вышивка орловский спис – прекрасный материал для интересного и содержательного изучения геометрии и определения закономерностей расположения фигур-бранок на плоскости в том числе и для детей. Надо чётко понимать, что словом бранка называют как удвоенные стежки, закрывающие 2, 4, 6, 8 и 10 нитей основы, так и повторяющуюся устойчивую конструкцию из них. Названия бранок и их вид описаны тут: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3

Для того, чтобы у меня и у вас было визуальное представление решения такой простой задачи как гармоничное сочетание бранок, я вышила ещё две пасхальные салфетки.

Здесь использованы бранки волна, хрясты, крестики, вороний глаз, штоф и две фантазийные бранки синяя – шестиугольник с крестиком (вверху справа), зелёная – ромб с крестиком (вверху слева).
Здесь использованы бранки волна, хрясты, крестики, вороний глаз, штоф и две фантазийные бранки синяя – шестиугольник с крестиком (вверху справа), зелёная – ромб с крестиком (вверху слева).

На этой салфетке, только одно расписное яичко в левом нижнем углу имеет глубину волны в три ступеньки, все остальные – в 4 ступеньки.

Вторая салфетка:

Задесь три фантазийные бранки: голубая посередине (сверху слева) и зелёные посередине (сверху справа и снизу слева))
Задесь три фантазийные бранки: голубая посередине (сверху слева) и зелёные посередине (сверху справа и снизу слева))

Как вы видите, бранки плавно переходят друг в друга и красиво орнаментируют пасхальные яйца-писанки.

Если внимательно присмотреться к вышивкам, то вы заметите, что на яичках с голубой отделкой на второй салфетке используется разная глубина волны: в 2 ступени на верхнем слева, а на нижнем справа – в 3 ступени. На яичках с зелёными вставками глубина волны составляет 4 ступени. Задача красивого перехода от бранки к бранке кажется решена, надо подбирать соразмерную комбинацию стежков. Но встаёт другая задача: можно ли плавно переходить от бранки волна меньшей глубины к бранке волна с большей глубиной? Эта задача решена в моей предыдущей статье на пасхальной салфетке с зайчиком вот так:

-8

Внимательно присмотревшись, можно заметить, что сверху глубина волны составляет 4 ступени, однако полоса синего орнамента посередине сопровождается ниже полосой из красных дробнушек. Этот приём позволяет перейти на глубину волны в 3 ступени.

_____________________________

В качестве бонуса привожу фотографии обратной стороны салфеток, что тоже интересно и симпатично.

-9
-10

О месте орловского списа в мировом культурном наследии мозаичных картин и орнаментов будет моя следующая статья.

ВСЕХ ВАМ БЛАГ!