Найти в Дзене

Часть 7.1 Ключевка через 15 лет после войны.

Прошло пятнадцать лет после разрушительной для страны, родного села и его жителей, войны. Детская память запечатлела те моменты из жизни села, о которых пойдет речь в данной статье. Рассказывая о местах общего пользования односельчан, постараюсь передать, чем жили тогда земляки. Центр села Ключевки географически и по значимости для ее жителей это школа. Бывшее здание церкви постройки 1869 года и перестроенное под школу в 1940 году. Место под постройку предки выбрали на возвышенности, что придавало нашей школе величественный вид. Хотя внутри было всего четыре классных комнаты, учительская и коридор, он же спортивный зал. Внутри еще было три печки галандки, и оцинкованный бак с кружкой для питьевой воды. Снаружи высокое крыльцо и большая деревянная лестница на чердак. Последняя была такой же большой головной болью для дежурных учителей. Рядом со школой кубовая для хранения топлива и инвентаря. Уличный дощатый туалет в метрах тридцати за углом. С тыльной стороны школы росли березы. Это

Прошло пятнадцать лет после разрушительной для страны, родного села и его жителей, войны. Детская память запечатлела те моменты из жизни села, о которых пойдет речь в данной статье. Рассказывая о местах общего пользования односельчан, постараюсь передать, чем жили тогда земляки.

Центр села Ключевки географически и по значимости для ее жителей это школа. Бывшее здание церкви постройки 1869 года и перестроенное под школу в 1940 году. Место под постройку предки выбрали на возвышенности, что придавало нашей школе величественный вид. Хотя внутри было всего четыре классных комнаты, учительская и коридор, он же спортивный зал. Внутри еще было три печки галандки, и оцинкованный бак с кружкой для питьевой воды. Снаружи высокое крыльцо и большая деревянная лестница на чердак. Последняя была такой же большой головной болью для дежурных учителей. Рядом со школой кубовая для хранения топлива и инвентаря. Уличный дощатый туалет в метрах тридцати за углом. С тыльной стороны школы росли березы. Это можно сказать единственный сад в деревне в то время. Доставка воды с речки или с колодцев, которые были не на много ближе, не располагали односельчан к посадке садов и огородов в черте села. О том, какие в школе работали замечательные учителя, мы поговорим позднее, а пока по возрасту мне в школу рано.

Центральная конюшня.

Рядом со школой стояло длинное под соломенной крышей и с большим навесом помещение конюшни. Рабочие лошади колхоза содержались на фермах, где они работали. Рабочих быков к этому времени в колхозе уже не было. Центральная конюшня выполняла две функции:

- Здесь содержались выездные лошади, племенной жеребец. Говоря современным языком, это был гараж служебного транспорта. К слову, только два человека из молодежи отваживались кататься на племенном жеребце, это Шоков Василий Алексеевич и Черных Владимир Михайлович, заядлые лошадники.

 - Еще конюшня выполняла задачи пожарной части села. На улице и под навесом стояли проездные сани, тарантасы и пожарная повозка. На этой повозке была деревянная бочка с водой и большой ручной насос с двумя коромыслами. Под навесом висел колокол с надписью «спаси и сохрани». Не трудно догадаться, откуда он здесь появился.

Надо сказать в селе в это время продолжало оставаться много домов с соломенными крышами. А надворные постройки почти все были крыты соломой. При пожаре колокол был слышен во всем селе. И стар и млад, все бежали к месту возгорания. Женщины и дети с ведрами, мужчины с вилами, баграми. Конюха быстро запрягали пару лошадей в пожарную повозку и через несколько минут они уже на месте. Четверо мужчин качали насосом воду из бочки, другие лезли на крышу, скидывали солому, до которой еще не добралось пламя. Женщины таскали воду. А в это время колокол продолжал бить набат. Общим миром всегда удавалось избежать большой беды для села.

Будучи студентом, случилось видеть пожар в городе. Люди проходили мимо горящего дома, чуть замедляя шаг, и ни как, не участвуя в процессе тушения. Меня это тогда очень удивило. 

Пожарная повозка. Фото взято из открытых источников.
Пожарная повозка. Фото взято из открытых источников.

Но вернемся в конюшню. Из под навеса был вход в помещение конюхов. Это была небольшая комната, по стенам которой были развешаны хомуты, вожжи, дуги, уздечки и другие принадлежности сбруи. По периметру стояли лавки. Место это было излюбленное для Ключевских стариков - пенсионеров. Завсегдатаями здесь были: - Черных Иван Лукьянович, Ларионов Федор Иванович, Черных (Чека) Сергей Афанасьевич, Шеповалов Сергей Иванович, Фалько Тимофей Петрович, Потапов Сергей Павлович, Пшеничников Иван Васильевич, Пшеничников Семен Тимофеевич. У каждого в кармане был кисет с махоркой. Кто ни будь из них доставал сложенную особым образом газету. Все сворачивали самокрутки. Дым стоял коромыслом. Пока конюхи Шестаков Захар Ильич и Сдержиков Прокопий  занимались делом - чинили сбрую, или плели веревки для колхоза, остальные обсуждали новости, горячо спорили между собой, что-то доказывали друг другу. А спорить тому поколению было о чем. Чека вместе с другими активистами раскулачивал «богатых» земляков. У семьи моего деда реквизировали скот и инвентарь. Фалько Тимофей участник гражданской войны. Ларионов Ф.И. активист создания колхоза, а не все жители Ключевки хотели в те годы перемен. Мне не раз доводилось видеть описываемую картину, когда увязавшись за дедом Андреем, оказывался в конюшне. 

Жизнь менялась быстро и к лучшему. У бригадира и агронома появились мотоциклы. Колхоз в Нестеровку закупил пожарную машину. И на одном из майских субботников, где то в 68 или 69 году нам ученикам пришлось раскрывать соломенную крышу конюшни. А через несколько лет на этом месте колхоз построил новый садик для детей и медицинский пункт. Прогресс в данном случае пошел на пользу. Колокол пропал, около водокачки повесили кусок рельса. Здравствующие пенсионеры перекочевали в бригадную контору. 

Больше информации на моем канале https://dzen.ru/id/66c340d99f51c96c24041819