На стримингах вышел фильм «Черный чемодан — двойная игра» — романтический шпионский детектив от голливудского вундеркинда Стивена Содерберга, режиссера «Супер Майка» и «Одиннадцати друзей Оушена». В главных ролях — Майкл Фассбендер, Кейт Бланшетт, Пирс Броснан и Том Бёрк («Фуриоса: Хроники Безумного Макса»). Будучи одним из самых продуктивных режиссеров планеты, Содерберг не перестает удивлять. «Черный чемодан» — старомодное в приятном смысле кино в актуальном нынче жанре whodunit («кто это сделал»).
Кинокритик Оля Смолина — о том, как «Черный чемодан» возвращает зрителям веру в настоящую любовь, и почему «новый Содерберг» лучше «старого».
Высококлассный агент британской разведки Джордж Вудхаус (Майкл Фассбендер) получает самое сложное задание в карьере: ему необходимо найти «крота», ответственного за кражу сверхсекретное программное обеспечение Северус, способное устроить глобальную мировую катастрофу. Проблема в том, что в списке потенциальных подозреваемых значится коллега и супруга Джорджа — Кэтрин Сент-Джонс (Кейт Бланшетт), которой он безоговорочно доверяет.
Вудхаус приглашает коллег на семейный ужин, предлагая широкое разнообразие блюд, щедро сдобренных «сывороткой правды». Все бы ничего, но вместо информации о краже Джордж получает пестрый набор личных откровений. Штатный психолог Зои Воган (Наоми Харрис) хочет расстаться с полковником Джеймсом Стоуксом (Реге Жан-Пейдж), спецагент Фредди Смоллс (Том Бёрк) и вовсе закрутил тайный роман на стороне. С каждым новым этапом расследования тучи сгущаются, напряжение растет, а подозрения ухудшаются. Сможет ли Вудхаус сохранить брак, если «крот» Северуса все же найдется?
«Черный чемодан — двойная игра» — второй проект Содерберга в этом году, вышедший следом за экспериментальным хоррором «Присутствие». Несмотря на довольно внушительный бюджет ($60 млн), фильм снимался практически на коленке, и — что сакраментально для выбранного жанра — в атмосфере секретности. На первый взгляд, абсолютно невозможной задаче при таком легендарном актерском составе. По традиции, Содерберг взял на себя обязанности режиссера, оператора и монтажера. Сценаристом «Черного чемодана» выступил его постоянный творческий партнер Дэвид Кнепп («Кими», «Присутствие»).
Идея снять «шпионскую версию «Кто боится Вирджинии Вульф?» пришла к Содербергу аккурат во время производства «Присутствия». И, пока ужастик, снятый от лица девочки-призрака, триумфально шествовал по мировым фестивалям, режиссер вернулся к работе. Помимо интригующего сюжета у «Черного чемодана» имелась четко выраженная концепция. Устав от бесконечного потока громоздких трехчасовых блокбастеров и арт-мейнстрима с претензией на интеллектуальность, Содерберг стремился снять простое игровое кино — нонконформистское по отношению к актуальным голливудским тенденциям, диктующим моду на интертекстуальность, но удивительно уютное для современного зрителя. «Черный чемодан» — редкое кино, для которого не нужно делать «домашнее задание»: это классическая шпионская комедийная мелодрама, без завихрения референсов и отсылок. А камео Пирса Броснана в роли «Джеймса Бонда на пенсии» и так узнает каждый.
Впрочем, шпионские интриги, международные заговоры, смертельное оружие и даже «русский» след в лице беглого генерала Павлючука (Дэниэл Дау) — всего лишь декорации для воодушевляющей истории о крепком моногамном браке. Джордж Вудхаус и Кэтрин Сент-Клер — два психологически устойчивых человека в исконно токсичном бизнесе. Обман, измена и предательство — три главных столпа экранного шпионажа. За долгие годы супружества героям лишь чудом удается сохранить доверие друг к другу. Фраза «черный чемодан», означающая тайную операцию с нелегальным проникновением в частную жизнь или структуры для получения информации, в фильме используется как стоп-слово, если разговор переходит границы личной ответственности. А скелетов в шкафу у Джорджа и Кэтрин хватает.
«Черный чемодан — двойная игра» — кино не сюжетное, а персонажное, работающее по принципу whodunit («кто это сделал») — классического детектива в стиле Агаты Кристи, совсем как «Убийства в одном здании» с Мартином Шортом, Стивом Мартином и Селеной Гомес или дилогия «Достать ножи» Райана Джонсона.
Интенсивные поиски «крота» прерываются кулуарными романтическими интригами. По сути, Содерберг проводит негласную дуэль между старомодным моногамным браком Джорджа и Кэтрин и незрелыми, созависимыми отношениями Зои и Джеймса, Фредди и Клариссы. С ощутимым перевесом выигрывают первые. Рецепт их идеального брака прост — любовь всегда превыше выбранной профессии. Страх разоблачения ничтожен, когда значимость партнера стоит так высоко.
Оставаясь старомодным в своей фабуле, «Черный чемодан» — эксцентричен в форме. Будучи оператором фильма, Содерберг повсеместно использовал размытый фокус и рассеянный желтый свет, чтобы актеры, по его собственному признанию, выглядели в кадре симпатичнее. Открывающая сцена снята одним долгим кадром, совсем как нетфликсовском мегахите «Переходный возраст» или втором эпизоде нашумевшей «Киностудии». Благо, на весь хронометраж Содерберга не хватило — в конце концов, «Черный чемодан — двойная игра» — кино, которое осознанно ушло от популярности, а значит все совпадения случайны.
Читайте также:
FT узнала о тестах на полиграфе в Киеве из-за утечки о ресурсной сделке
Российские гимнасты отказались участвовать в международных соревнованиях
Когда и при каких условиях на Украине могут пройти президентские выборы