Сегодня в нашем обзоре стран-пособников гитлеровского Рейха южная и теплая Испания. Ранее я незаслуженно обделил вниманием эту страну, перескочив сразу в середину алфавита, исправляюсь, так как граждане этого государства, как мы увидим, очень охотно шли сражаться против СССР.
Контекст
Первая фашистская партия была организована в Испании в феврале 1931 г. Рамиро Ледесмой Рамосом. Рамос назвал свою партию Хунтой национал-синдика- листского наступления (ХОНС). Следующая правая испанская партия — Кастильская хунта Испанского действия (ХКАХ) была организована спустя четыре месяца Онесимо Редондо Ортегой в Вальядолиде. В октября 1931 г. была образована самая значимая фашистская организация Испании — Испанская фаланга (ФЕ). Организация была образована Хосе Антонио Примо де Риверой. Хосе Антонио был сыном бывшего испанского диктатора генерала Мигеля Примо де Ривера. Лидер фаланги был харизматической личностью и прекрасным оратором. В феврале 1934 г. ему удалось добиться слияния всех трех организаций в единую Испанскую фалангу Хунты национал-синдикалистского наступления (ФЕ ХОНС). Видя всю бесперспективность парламентской борьбы за власть, руководство фаланги начало организовывать военизированную партийную милицию.
В феврале 1936 г. в Испании состоялись парламентские выборы. Объединенные в Народный фронт левые партии пришли к власти и образовали коалиционное правительство Мануэля Асаньи, Торжество левых привело к эскалации насилия в стране и предопределило восстание испанских правых. 17 июля 1936 г. в Испании вспыхнуло вооруженное восстание против левого правительства Народного фронта. Мятеж подняли части испанской Африканской армии, расположенные в Марокко и возглавляемые националистически настроенными генералами и офицерами. Вскоре к восстанию присоединились и части армии.
По ряду причин восставшим не удалось добиться быстрой победы. Борьба за власть длилась почти два года. Республиканцы и националисты оказались не способны одержать победу без помощи извне и поэтому вскоре обратились за военной помощью к иностранным государствам. Нацистская Германия и фашистская Италия поддержали националистов, во главе которых встал генерал Франсиско Франко, а республиканцам оказал помощь Советский Союз. В армию националистов из Германии прибыл т. н. «Легион Кондор», а из Италии — Корпус добровольческих войск. В республиканскую армию вступило большое количество военных советников, танкистов и летчиков из Советского Союза. Военная помощь Германии и СССР, враждующим сторонам в годы войны, предопределила участие испанских добровольцев в войне 1941—1945 гг.
250-я пехотная «Синяя дивизия» («Голубая дивизия»)
Испанские националисты считали местных коммунистов и социалистов агентами Коминтерна и СССР, а советская военная помощь республиканцам разожгла в националистах жгучую ненависть к Советскому Союзу. Нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. взбудоражило всю Испанию. В благодарность за помощь Германии в годы Гражданской войны правительство Франко предложило Гитлеру отправить на советско-германский фронт контингент добровольцев. Через несколько дней после немецкого вторжения в СССР по всей Испании были открыты пункты записи добровольцев, желавших участвовать в уничтожении коммунизма. Количество добровольцев в 40 раз превысило ожидаемое, и поэтому вербовочные пункты прекратили свою деятельность уже 2 июля 1941 г. К этому времени ими было зарегистрировано свыше 18 000 добровольцев. Большое количество добровольцев позволило Франко распорядиться о создании целой добровольческой дивизии. Командиром дивизии был назначен один из ближайших сподвижников Франко генерал-лейтенант Аугустин Мунос-Грандес. Основная масса испанских добровольцев была членами движения ХОНС с синей униформой и потому отправилась на место сбора в своих форменных синих рубашках – отсюда и название дивизии.
14 июля 1941 г. генерал Мунос-Грандес и дивизия вылетели в Берлин К 20 июля все испанские добровольцы были собраны в учебном лагере Графенвер в Баварии. Общая численность дивизии с учетом рот связи, военной полиции, медиков и ветеринаров составила 18 693 человек. Из этого числа офицеров было 641 человек, унтер-офицеров 2272 человека и 15 780 нижних чинов.
20 августа 1941 г. в Байройте части дивизии погрузились в железнодорожные составы и отправились в Сувалки (город на территории оккупированной Польши), далее - в СССР. В начале октября 250-я пехотная дивизия оказалась в районе севернее Новгорода.
Прибыв в группу армий «Север», дивизия вошла в состав 28го армейского корпуса 16-й армии. Части дивизии заняли участок фронта, тянувшийся от западного берега р. Волхов до западного берега оз. Ильмень. Едва успев занять свои позиции, испанцы были атакованы советской пехотой, но сумели удержаться на занятых рубежах. В 20-х числах октября 1941 г. части дивизии участвовали в боях за Руссу и Ситно.
В ноябре 1941 г. ударили сильные морозы, температура упала до -40 градусов. Морозы нанесли большой урон испанской дивизии. 13 ноября советские войска полностью окружили 1-й батальон 269-го полка в Посаде и начали шквальный артобстрел этого населенного пункта. Части испанской дивизии несли значительные потери. К примеру, только за два месяца боев 2-й батальон 269-го полка потерял 580 человек: 120 убитыми, 440 ранеными и 20 пропавшими без вести, но смогли вырваться из окружения.
В конце декабря 1941 г. в составе дивизии была организована лыжная рота из добровольцев разных частей. 8 января 1942 г. лыжная рота по просьбе немецкого командования перешла по льду оз. Ильмень и отправилась на помощь немецкому гарнизону, окруженному во Всваде. Из 206 лыжников пострадали от обморожения и выбыли из строя 178 человек. Остатки роты приняли участие в деблокированнии немецкого гарнизона, но к концу операции в строю осталось всего лишь 12 испанцев. Испанская армия постоянно заменяла выбывших солдат новыми добровольцами – поток желающих воевать против СССР не иссякал.
С середины января 1942 г. испанские добровольцы участвовали в отражении наступления 2-й ударной армии на Волховском участке фронта. Советские войска под командованием генерала А.А. Власова попытались своим контрнаступлением снять блокаду с Ленинграда. К весне советское наступление провалилось, и на этом участке фронта образовался т. н. Волховский котел. Испанцы участвовали во всех крупных операциях по уничтожению образовавшегося котла. Потери дивизии неуклонно росли и к середине апреля 1943 г. составили 8000 человек. Затем части дивизии отбыли в Колпино, чтобы сменить части 121-й пехотной дивизии.
По прибытии в Колпино дивизия была включена в состав 24го армейского корпуса. В конце августа 1942 г. ее перевели в Пушкин и затем выдвинули на фронт. Немецкое командование выделило для испанцев 29-километровый участок фронта, тянувшийся от Пушкина до Красного Бора.
С середины января 1943 г. Красная Армия начала свое очередное контрнаступление. Испанцы обороняли свой участок фронта, а один из батальонов 269-го полка был взят в качестве ударной группы для применения в боях за Поселок № 6 (в районе Мги). 10 февраля 1943 г. после интенсивной артиллерийской подготовки советские войска обрушились на Красный Бор. Командир испанской дивизии ввел в бой все свои резервы и даже запасной батальон, но это не спасло ситуации — Красный Бор был оставлен. В результате боев советские войска продвинулись на 3 км.
Испанцы также оборонялись на западном берегу р. Ижоры у местечка Подолово. На этом рубеже испанцы с успехом отбили все атаки Красной Армии. Февральское наступление советских войск дорого обошлось испанцам. В боях за Красный Бор и его окрестности дивизия потеряла почти 75% своего состава. Так, перед началом советского наступления в дивизии числилось 5608 человек, а в ходе боев испанская дивизия потеряла 3645 человек.Месяц спустя части дивизии участвовали в боях за Петрулово, а потом в долгой позиционной войне.
Изменения во внешней политике правительства Франко сделали невозможным дальнейшее пребывание испанской дивизии на советско-германском фронте. Представители США и Великобритании в Испании усилили нажим на Франко и потребовали немедленного отзыва испанской дивизии. Последний бой частей 250-й дивизии состоялся 4 октября 1943 г. В этот день Красная Армии атаковала позиции 269-го полка на востоке от Пушкина, однако советские войска так и не достигли видимого успеха. За время пребывания на фронте потери испанской дивизии составили 12 726 человек, из них убитыми 3934 (в их числе 153 офицера), 8466 ранеными и 326 пленными и пропавшими без вести.
В середине октября 1943 г. части дивизии были выведены в Волосово, а затем погружены в вагоны и отправлены в Германию. В Германии выяснилось, что почти 50% дивизии не хотят возвращаться в Испанию и покидать своих немецких товарищей по оружию. Сам Франко прекрасно понимал, что отзыв испанской дивизии охладит испано-германские отношения, и, чтобы сгладить это, разрешил вместо дивизии организовать испанский добровольческий легион, более известный как «Синий легион».
Испанский добровольческий легион — «Синий легион»
20 ноября 1943 г. в Ямбурге был официально образован испанский добровольческий легион. Командиром легиона был назначен ветеран «Синей» дивизии полковник Антонио Гарсия Наварро. В составе легиона было образовано 2 пехотных батальона (Banderas) под командованием майоров Ибарры и Гарсии и один смешанный батальон из технических и вспомогательных частей, которым командовал майор Виргилий. Общая численность легиона составила 2133 человека. В декабре 1943 г. легион участвовал в антипартизанских операциях под Нарвой, а в конце месяца был переброшен на восток, где вошел в состав 121-й пехотной дивизии. На католическое Рождество превосходящие силы Красной Армии обрушились на позиции 121-й дивизии, дивизия смогла удержать занимаемые позиции и отступила только в середине января 1944 г. 19 января испанцы отошли к Любани, потом к Оредежу. Затем, вплоть по 26 января, легион сражался за Тосно, а затем, оставив его, достиг Луги. В феврале 1944 г. испанские добровольцы были переброшены по железной дороге в Эстонию, в местечко Тапе.
В середине марта 1944 г. Франко в ультимативной форме потребовал от немцев возвращения испанского легиона. 21 марта 1944 г. чины легиона были отправлены в Кенигсберг и 12 апреля 1944 г. испанский легион был официально расформирован.
Испанские добровольцы в немецких спецслужбах
и войсках СС после официального расформирования
После официального расформирования испанского легиона, несмотря на категоричное требование Франко о возвращении в Испанию, 34 офицера и 390 нижних чинов легиона отказались покинуть своих немецких товарищей и нелегально остались в Германии. Кроме того, к маю 1944 г. еще около 300 испанских добровольцев нелегально перешли испано-французскую границу. Эти люди предоставили себя в полное распоряжение германского командования. Для упрощения организационной работы с испанскими добровольцами немцы создали особый штаб «Ф» (Sonderstab F), названный так по фамилии генерала Вильгельма Фаупеля, который в 1936—1937 гг. был немецким поверенным в делах при генерале Франко, а в тот момент возглавлял Иберо-американский институт в Берлине. Штаб-квартира зондер штаба была организована в Версале, а его наружные пункты неподалеку от испано-французской границы — в городах Лурдес и Сан-Жан-де-Луц.
Затем испанская группа была переведена в Италию. В Италии испанцы участвовали в антипартизанских операциях у Авеццано, Арсоли, Карсоли, Терни, Бевагна, Перуджа. В сентябре 1944 г. группа «Пиренеи» была влита в состав формируемой 24-й горно-егерской дивизии войск СС. В составе 59-го горно-егерского полка дивизии была образована испанская рота под командованием ваффен-унтерштурмфюрера СС Хосе Ортиса. Общее количество испанцев в 24-й дивизии СС не превышало 100 человек. В рядах дивизии испанцы сражались с югославскими и итальянскими партизанами вплоть до конца войны.
Отметились испанцы и на западном фронте – в составе дивизии СС «Валлония». Уже к началу Арденнского наступления 41 испанец находился в рядах этого формирования, приданного 6-й танковой армии СС. После провала наступления боевая группа вернулась в район Брауншвейга.
В рядах дивизии «Валлония» испанцы участвовали в боях за Померанию (см. статью про коллаборационистов Бельгии). В марте 1945 г. по приказу начальника Главного управления СС обер- группенфюрера СС Готтлоба Бергера испанские добровольцы были переданы из дивизии «Валлония» в состав III танкового корпуса СС. Позже из них для обороны Берлина была сформирована оперативная группа СС «Эскерра», названная так по фамилии командира — ваффен-гауптштурмфюрера СС Мигеля Эскерры. В состав группы вошло около 150 испанцев, а также эсэсовцы других национальностей. В Берлине оперативная группа «Эскерра» сражалась на Моритцплац и у здания Имперского министерства авиации. Вместе с остатками берлинского гарнизона 21 испанец из группы «Эскерра» попал в советский плен.
Испанский авиационный легион — «Синяя эскадрилья»
Помимо пехотных частей из испанских добровольцев было создано соединение и в составе Люфтваффе. Это подразделение было известно как «синяя» эскадрилья. Запись добровольцев в это подразделение была начата в один день с записью в пехотную дивизию. Из-за большого количества добровольцев было создано пять независимых эскадрилий (т.н. волны), сменявших друг друга после 6 месяцев службы на Восточном фронте. Первая эскадрилья была сформирована 23 июля 1941 г. в Мадриде. В ее составе состояло 130 человек, из которых 17 пилотов имели больше трех побед еще в годы гражданской войны в Испании. Командиром эскадрильи был назначен майор Ангель Салас Ларразабал.
Пилоты первой волны вылетели из Мадрида 27 июля 1941 г. Прибыв в Германию, пилоты прошли одномесячный курс стажировки на немецких истребителях Bf.109 в 1-й истребительной школе в местечке Вернойхен. В начале сентября 1941 г. немцы передали испанцам 12 самолетов, и в конце месяца испанские добровольцы отбыли на территорию СССР. 1 октября 1941 г. испанцы прибыли на аэродром Мошны, расположенный неподалеку от Смоленска. Испанцы были введены в состав 27-й истребительной группы, став ее 15-й эскадрильей. Главной задачей испанских пилотов было сопровождение немецких бомбардировщиков в их налетах. Испанцы 1-й волны сражались над Москвой, Калинином и Клином. После 422 вылетов в январе 1942 г. испанские добровольцы были выведены на реорганизацию в Витебск. 13 февраля 1942 г. испанцы отбыли в Мадрид, где 4 марта 1-я эскадрилья была официально расформирована. Затем было еще 4 эскадрильи, которые отметились позднее и в боевых действиях в центральной части СССР, ив боях на Курской дуге. Всего за 1941 — 1944 гг. на Восточном фронте успело побывать 659 чинов испанской авиации.
Таким образом, испанцы были одними из самых преданных коллаборационистов нацисткой Германии. Не испытывая проблем с добровольцами, они сражались долго и упорно большей своей частью против СССР на Восточном фронте, отняв жизни немалого числа советских воинов. При этом, как вы могли видеть выше, сражались франкисты упорно, в отличие, например, от тех же венгров и румын. Официально не вступая в войну, фашистское руководство во главе с Франко вовремя сориентировалось в конце Второй Мировой и отозвало своих граждан, однако это не умаляет их участия в войне против нашей страны. Не знаю, как обстоит в Испании с отношением к таким темным страницам собственной истории, но для нас режим Франко того времени – однозначно союзнический вражескому нацистскому.
Может быть интересно