Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Не пропустите одну из самых интересных выставок Москвы 2025!

“Картинки с выставки 2.0” Где: Музей С.С.Прокофьева Адрес: Камергерский переулок, д.6/5, стр.3 До: 22 июня 2025 Российский национальный музей музыки представляет экспозицию из 13 картин, все они из фондов музея. Проект получился необычайно интересный, так как он олицетворяет синергию живописи и музыки. Название возвращает зрителя к знаменитому фортепианному циклу Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Посещение композитором выставки работ своего безвременно ушедшего друга художника и архитектора Виктора Гартмана вдохновило на создание музыкальной «прогулки» по выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, пьесы стали результатом свободного полёта фантазии композитора. Специально для данной экспозиции современный российский композитор Кузьма Бодров создал авторский цикл для виолончели и фортепиано. Тринадцать пьес соответствуют тринадцати работам, и это прекрасный оммаж и Мусоргскому, и художникам, чьи картины представлены в экспозиции. К каждой работе есть qr-код, по

“Картинки с выставки 2.0”

Где: Музей С.С.Прокофьева

Адрес: Камергерский переулок, д.6/5, стр.3

До: 22 июня 2025

А.М.Васнецов Площадь в Китеже Эскиз декорации к кантате С.Василенко :"Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" 1903, бумага, акварель, пастель
А.М.Васнецов Площадь в Китеже Эскиз декорации к кантате С.Василенко :"Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" 1903, бумага, акварель, пастель

Российский национальный музей музыки представляет экспозицию из 13 картин, все они из фондов музея. Проект получился необычайно интересный, так как он олицетворяет синергию живописи и музыки. Название возвращает зрителя к знаменитому фортепианному циклу Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Посещение композитором выставки работ своего безвременно ушедшего друга художника и архитектора Виктора Гартмана вдохновило на создание музыкальной «прогулки» по выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, пьесы стали результатом свободного полёта фантазии композитора.

В.К.Бялыницкий-Бируля Скамейка у Валдайского озера Холст, масло
В.К.Бялыницкий-Бируля Скамейка у Валдайского озера Холст, масло

Специально для данной экспозиции современный российский композитор Кузьма Бодров создал авторский цикл для виолончели и фортепиано. Тринадцать пьес соответствуют тринадцати работам, и это прекрасный оммаж и Мусоргскому, и художникам, чьи картины представлены в экспозиции. К каждой работе есть qr-код, по которому зритель может прослушать пьесу и прочитать как интерпретирует данную картину композитор.

В.М.Васнецов Воины Апокалипсиса 1887 холст, масло
В.М.Васнецов Воины Апокалипсиса 1887 холст, масло

Кузьма Бодров родился в 1980 году в Киргизии. В 2005 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции, а в настоящее время сам ведёт там класс, является членом Совета Союза композиторов России. Кузьма Бодров - автор музыки к фильму К. Хабенского «Собибор», нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI (2011), оперы, симфонии, концертов и сонат.

Н.К.Рерих Старая Ладога 1899 бумага, акварель
Н.К.Рерих Старая Ладога 1899 бумага, акварель

Что же объединяет эти 13 работ? Казалось бы: разные техники, совсем разные сюжеты и жанры, разные направления в живописи, но во все эти картины нужно спокойно вглядеться, прожить сюжет, изучить детали и услышать музыку, как услышал её Кузьма Бодров.

Б.Ф.Шаляпин Лиловый конь
Б.Ф.Шаляпин Лиловый конь

Я бы хотела начать с трех картин, которые экспонируются впервые. “Лиловый конь” Бориса Шаляпина, сына знаменитого певца, это символ могучего русского духа (вспомним ретивых, неукротимых коней из русского фольклора). Лиловый цвет ассоциируется с духовностью, просветлением. Например, в творчестве Михаила Врубеля фиолетовые оттенки символизируют гармонию противоречий: усмирение активности красного и ликвидацию пассивности синего. В поэзии Блока фиолетовый стал цветом мечты и недосягаемого идеала. Итак, чудо-конь стремительно летит над землей, проносится под ним бескрайняя русская земля, а правит конем всадник в шапке, которая практически закрывает ему глаза. В этом неукротимом полете метафора бесконечного движения вперед. Как тут не вспомнить Гоголя: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа». Да еще и с закрытыми глазами несётся…

В.Д.Поленов Дочь Пилата 1899 холст на картоне, масло
В.Д.Поленов Дочь Пилата 1899 холст на картоне, масло

Вторая картина из трех впервые представленных широкой публике - «Дочь Пилата» Василия Поленова. У Василия Дмитриевича огромный и очень известный евангельский цикл, тем интереснее работа, представленная впервые. Сам художник писал так: “Как я ни старался, за всю историю человечества я так и не нашел более мудрого, доброго и внутренне красивого человека, нежели Иисус Христос.” Поппея, дочь Понтия Пилата, страдала от расслабления, она не могла двигаться. Когда она узнала, что в земле Иудейской появился человек по имени Иисус, который совершал чудеса (ставил на ноги расслабленных, даровал зрение слепым и даже воскрешал мёртвых), Поппея решила поехать в Иерусалим, чтобы встретиться с ним. Но она опоздала, прибыв в Иерусалим, она узнала, что Иисуса распяли. Встретившись с отцом, она сказала: «Вы сегодня убили Бога, отец!». Однако вера Поппеи спасла ее и помогла исцелиться. Это картина о вере, о надежде и о пасхальной радости.

П.А.Борисов Сон композитора Прокофьева Москва, 2011 оргалит, масло
П.А.Борисов Сон композитора Прокофьева Москва, 2011 оргалит, масло

Третья картина - «Сон композитора Прокофьева» Павла Борисова. В левом углу мы сразу же узнаем профиль Сергея Сергеевича Прокофьева. Он безучастно наблюдает за гостями на фантасмагорическом вечере. Когда я смотрела на эту картину, мне вспомнился Булгаков и бал Воланда в Москве. Сюжет картины связан с наступлением нового 1921 года. Композитор был в Америке и “сразу попал в самую бучу вакханалии”, как он сам вспоминал, всё это было похоже на сон. Кстати, Прокофьеву часто снились сны, он любил их записывать: то Чайковского куда-то провожал, то Дягилеву стеснялся сказать, что тот уже умер, то Рахманинов с букетом цветов приходил.

Б.Д.Григорьев В кафе 1920-е холст, масло
Б.Д.Григорьев В кафе 1920-е холст, масло

Рядом со “Сном композитора Прокофьева” висит картина Бориса Григорьева “В кафе”, и это не случайно. Их объединяет грустная тема разобщенности человека со всем происходящим в мире, мотив одиночества. Если мысленно провести линии взглядов героев картины, то ни одна из них не пересечется с другой. Как Прокофьев не понимает, куда он попал, так и у Григорьева все четыре человека существуют без диалогов, как будто каждый в своей плоскости.

М.С.Сарьян Сбор винограда в Армении 1937 холст, масло
М.С.Сарьян Сбор винограда в Армении 1937 холст, масло

Но на смену грусти приходит радость. Это яркие краски Армении Мартироса Сарьяна. Художник писал: “Самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот.” В 1928 в Париже состоялась выставка Сарьяна, на которой было представлено около 40 его работ. Предисловие к каталогу написал известный критик Луи Воксель. Он же сказал такую фразу: «Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог». Но после выставки произошла трагедия: почти все картины погибли в пожаре на борту парохода, которым Сарьян отправил багаж на родину.

К.А.Коровин Пейзаж с лодкой 1917 холст, масло
К.А.Коровин Пейзаж с лодкой 1917 холст, масло

Мартирос Сарьян учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, одним из его педагогов был Константин Коровин, чьи картины тоже представлены на выставке. “Пейзаж с лодкой” написан в имении Охотино (вблизи Переяславля–Залеского во Владимирской области), которое художник приобрел у Саввы Мамонтова, и где построил по своему проекту небольшой домик. Будучи страстным рыболовом, Константин Коровин любил обсуждать с местными крестьянами тонкости рыболовной "науки", ценил их советы. Вот и на этой картине внимание зрителя привлекает большая рыба, которая была поймана с помощью верши – ловушки в виде узкой плетеной корзины.

К.А.Коровин Вино и розы Париж, 1900 холст, масло
К.А.Коровин Вино и розы Париж, 1900 холст, масло

У Коровина часто гостили его друзья Валентин Серов и Федор Шаляпин. Знаменитый певец вспоминал это время так: «Рассказать все чудачества этого милейшего комика нет возможности, но чтобы установить во всей, так сказать, сложности художественный хаос его “хозяйства”, достаточно заглянуть в его чемодан. В любое время – теперь, пять лет назад, десять, двадцать. Удивительно, как все это может сочетаться. Полуоткрытая коробка сардинок с засохшей в углу от времени сардинкой, струны от скрипки или виолончели, удочка, всевозможные краски, в тюбиках и без тюбиков, пара чулок, очки, оторванные почему-то каблуки от сапог, старые газеты, нанесенные на бумагу отрывочные записи, гуммиарабик или синдетикон, засохший василек, банка с червями, тоже уже засохшими, словом... И не дай бог, если кто-нибудь ненароком переместит сардинки или червяков! Константин Алексеевич волнуется, кричит:

– Не устраивайте мне хаоса в моей жизни!»

Ф.Ф.Федоровский Мельница Эскиз декорации к опере А.Даргомыжского "Русалка" в постановке Большого театра 1944 холст, масло
Ф.Ф.Федоровский Мельница Эскиз декорации к опере А.Даргомыжского "Русалка" в постановке Большого театра 1944 холст, масло

А вот пейзаж, который кажется не менее жизнеутверждающим, чем у Константина Коровина, но это только на первый взгляд. Дело в том, что это эскиз декорации к опере А. С. Даргомыжского “Русалка”. В основу сюжета легла неоконченная драма А.С.Пушкина. Первое действие: мельница на берегу Днепра, дочь мельника Наташа ожидает страстно любимого ею князя, однако он приехал лишь для того, чтобы навсегда проститься, он женится на девушке знатного происхождения. Потрясённая Наташа признаётся князю, что скоро должна стать матерью, но он все равно уезжает. Покинутая девушка в отчаянии кидается в реку. И жернова мельницы на картине превращаются в жернова судьбы несчастной Наташи.

Ф.Ф.Федоровский Схима Эскиз сцены к опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Большого театра 1948 холст, масло
Ф.Ф.Федоровский Схима Эскиз сцены к опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Большого театра 1948 холст, масло

О постоянной экспозиции музея читайте в одной из моих предыдущих статей.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Музей_С.С.Прокофьева #картинки_с_выставки #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты