Найти в Дзене

Как работает бригада капитального ремонта скважин?

Оглавление

Люди, далекие от нефтяной отрасли, зачастую думают, что вся нефтянка заключается только в бурении и добыче. Буровики пробурили скважину, а промысловики знай ее добывают, сама же нефтюшка течет из земли, бери и присасывайся к трубе.

Но это не так, далеко не так, совсем не так. Есть еще одна одна структура, которая мало кому известна - капитальный ремонт скважин (КРС). В ней работает гораздо больше народа, чем в бурении и добыче вместе взятых, но почему-то они всегда находятся в тени.

Хотя если их не будет - то добыче скоро будет делать нечего. Ведь скважина может жить и по 50, и по 60 лет, но она, как и человек, нуждается в регулярной профилактике и лечении, иначе человек раньше времени отойдет на тот свет, а скважина сначала захиреет и дебит (производительность) ее начнет снижаться, а потом вообще перестанет давать нефть.

Увидеть бригаду просто. Если вы хоть раз ездили по месторождению, хотя бы мимо, то наверняка вам попадался такой вот агрегат с небольшой мачтой.

Некоторые по незнанию считают это вариантом буровой, но нет, это подъемный агрегат для капитального ремонта скважин. Есть, конечно, и другие варианты, например агрегаты вообще без кабины, например такой.

-2

В любом случае обращайте внимание на мачту, если она невысокая, расположена под небольшим углом и не имеет балкона верхового - то это или КРС, или ПРС (подземный ремонт скважин) - по сути, того же КРС, просто специализирующихся на одном виде работ

А это уже буровая - здоровенная, стоит вертикально и есть полати (балкон) врехового рабочего.
А это уже буровая - здоровенная, стоит вертикально и есть полати (балкон) врехового рабочего.

Бригада капитального ремонта скважин состоит из 8 или 9 человек. Управляет бригадой мастер КРС, в смену входит бурильщик и два помощника бурильщика. Также еще есть машинист, иногда их два, дневной и ночной.

Начнем с помощников бурильщика

Их в смене два, по идее один должен быть пятого разряда и стоять за ключом во время СПО (спуско-подъемных операций), а второй четвертого, подтягивать трубы, мазать резьбу и так далее, а по факту вполне может быть, что оба четвертого - и все. Тут либо не хотят повышать разряд, либо контора просто не дает его повышать. Приедет человек повысить разряд - и ему начинают задавать всякие идиотские вопросы, например, какого диаметра проходной шаблон или какой крепости есть трубы.

Это вообще на@х@й не нужно знать помбуру, он не бегает со штангенциркулем, и прочность подвески трубы не рассчитывает, он шаблон кидает, а трубы готовые подтягивает и скручивает. Но конторе хорошо, платят меньше, а работают как положено, все равно обязательно кто-то будет выполнять более квалифицированную работу - работать за ключом, клямсовать и так далее. А еще чаще это делают по очереди. За исключением случаев, когда в помбуры попадает необучаемый, бывает и такое.

Ну а потом руководство недоумевает, почему это народ не идет к ним работать.

Помбуры занимаются самым тяжелым трудом. Они работают всегда. Основная работа - это, конечно же, СПО, это основа любого ремонта скважин. Во время переезда, который бывает регулярно, они выполняют роль грузчиков, такелажников, стропальщиков. После переезда точно также все расставляют оборудование, растягивают оттяжки, забуривают якоря, тянут линии противофонтанной обвязки, разгружают и так далее.

-4

Работа очень тяжелая. Постоянно на улице, в любую погоду, постоянно в движении, постоянно физическая работа. Те же СПО это работы вполне еще терпимые, переезд гораздо тяжелее. Особенно подъем трубы, его вполне можно делать одному помбуру, да так и делают по очереди. Спускать сложнее, можно и одному делать тоже, но тяжело. Но это если речь касается стандартной трубы в 73 миллиметра. Если же будет т. н. тройка - 89 мм или труба под гидроразрыв пласта, или буровая труба СБТ, то один уже не справишься, особенно когда все станет большой и начнут трубу цеплять двуштропным элеватором типа КМ

-5

Такую дуру одному уже не завести, да и трубу тянуть тяжело.

Бывают и легкие работы. Например бурение. стой себе рядом с бурильщиком и лясы точи, поправляй буровой шланг - и все. Бывают и вообще полные про@б, например освоение, особенно с помощью сваба, кислотки и так далее, когда тебя нет на устье. Но это бывает редко, да и если такие работы затягиваются - то тебя все равно напрягут. Будешь красить оборудование, чистить емкости и так далее. Или еще лучше - заберут тебя в другую бригаду, так как там неполный состав вахты.

Долго работать помбуром я бы никому не рекомендовал. Тяжело это и для здоровья не очень. Например пойти через несколько лет в бурильщики КРС.

Обезьяна на заднем пране, которая держит палку (ручной тормоз) - это и есть бурильщик
Обезьяна на заднем пране, которая держит палку (ручной тормоз) - это и есть бурильщик

Бурильщик, в принципе, делает тоже самое, что и помбуры

За исключением спуско-подъемных операций. Если помбуры подтягивают трубы, цепляют за элеватор и свинчивают-развинчивают, то у бурильщика более ответственная работа. Он управляет буровой лебедкой, с помощью которой трубы идут вверх-вниз. Бурильщик стоит за палкой (ручной лебедкой), перед ним пульт, с их помощью он регулирует скорость хода вверх-вниз, открывает и закрывает спайдер, следит за индикатором веса и показаниями прочих приборов и так далее.

Да, физически это легче, но приходится стоят по 11-12 часов на одном месте. В современном большом бурении все гораздо технологичнее и комфортнее, там бурильщик сидит в кресле, работает джойстиком, у него мониторы и камеры. Но КРС - это не бурение. Оборудование не просто простое, по сути примитивное. Но надо стоять, на отрытом воздухе, летом на солнце и жаре, зимой на холоде. Летом одуреваешь и обливаешься потом, а зимой стынешь как цуцик, ноги просто ох@ева@т. Хоть что делай, хоть картонку подкладывай, хоть в валенках стой. И все время надо следить за помбурами, потому что усредненный помбур вовсе не элитарий-пролетарий, а тупой настолько, что на другую работу его не возьмут. Ну или какой рукоjоп, того и гляди, или элеватор не закроет, или пальцы начнет пихать в открытый ключ. А там и до травмы недалеко.

-7

Следующая ступень - это мастер КРС

Туда уже откровенных баранов не возьмут, хотя есть вполне близкие к такому состоянию товарищи и среди них. Особенно среди бригад из незаменимых иностранных специалистов, иной раз мне кажется, что в мастера там отбирают по критерию знания русского языка, кто лучше знает - тот и мастер. Шутка, конечно, но в любой шутке только доля шутки.

Мастер - это самая @б@нутая должность. Свой среди чужих, чужой среди своих. Рабочие считают, что ты лижешь @опу начальству, а начальство - что ты идешь на поводу работягам. И всем не угодить. работа же заключается в том, что ты руководишь работой бригады строго согласно плану работ, также ведешь всю бригадную документацию, сдаешь сводки, отчитываешься на селекторах, делаешь нужные расчеты и так далее. Это ответственно и очень нервно. Тебе все время делают нервы и выносят мозг. Покоя нет ни днем, ни ночью. Ночью может приехать супервайзер, представитель сторонней организации, позвонить начальник смены с совершенно идиотскими расспросами типа выйди и посмотри, нет ли у тебя крана, мы не видим его по GPS и не можем дозвониться, может он у тебя на кусту спит. Это очень утомляет, но почему-то идти на устье уже не хочется. Осел, постоявший в тени, работать не будет.

-8

Ну и, наконец, машинист

Их бывает один или два. Их работа - это следить за подъемником. Ремонт, текущее обслуживание, замена тормозных лент на лебедке, обслуживание гидросистемы, замена талевой системы и так далее. Переезд, монтаж и демонтаж.

Чаще всего ему помогают все те же помбуры и бурильщик, потому что справиться одному просто физически невозможно.

Сложность зависит от состояния подъемника. Если он новый и хорошо обслуживается - то работы немного, проводи ТО, сливай солярку и продавай. Последнее, естественно, в обязанности машиниста не входит, но это жизнь. Но вот если подъемник старый - то держись, машинист, будет под ним бедолага лазить сутками, весь в масле и мазуте. Если поломка серьезная - то приезжает рембригада, но машинисту от этого не легче, он работает с ней.

А еще машинист выполняет роль повара. Так традиционно сложилось, считается, что он занят меньше всего. А вот готовить он может по-разному, есть действительно классные машинисты, которые вкусно готовят, а есть и те, кто готовит полное хрючево. Правда, сейчас все чаще практикуют завоз готовой еды со столовой, но далеко не везде.

Живет бригада в мобильных домах - балках. Потому что жизнь кочевая. Встали на ремонт, отработали когда несколько дней, когда неделю-две - и вперед, к новой скважине. Раньше было их всего три. Это вагон-культбудка, где в одной секции жил мастер, а в другой части столовая и кухня. Остальные люди жили в спальном вагоне, по четыре человека в каждой секции. И это было незабываемо, особенно если пару человек храпит. Ну а третий вагон сочетал в себе сушилку с душем в одной половине, а в другой находится инструменталка.

К счастью, в последнее время ситуация начала меняться к лучшему. Не везде, но в целом, изменения налицо. Сейчас дают уже два спальных вагона, а культбудка отделена от кухни перегородкой, так как там всегда кто-то ест, работает телевизор, готовят и так далее, мастеру с чутким сном отдыхать невозможно. А еще дают вагоны, где есть туалет и душ. Очень удобно, потому что сидеть на корточках зимой в железной коробке, именуемой туалетом, не очень комфортно и полезно для здоровья.

Стоит ли идти в капитальный ремонт скважин?

Вопрос, конечно, неоднозначный и сложный. С одной стороны это отличная школа для человека, который хочет сделать карьеру в нефтяной промышленности. После работы в КРС дилетант начнет понимать все - устройство скважины, оборудование, принцип работы и так далее.

КРС дает шанс на нормальную жизнь тем, у кого особо альтернативы нет - не очень умным, бедным, необразованным, отсидевшим, жителям глухой провинции и так далее. Потому что туда берут всех. Лишь бы позволяло здоровье и было желание работать. Поэтому в КРС можно увидеть расписного под хохлому урку, колхозника с соломой в волосах, не нашедшего работу юриста и экономиста, уволенного за пьянку бывшего офисного работника, учителя, который ушел от безденежья, человека с дипломом педиатра и так далее.

Также работа в КРС дает возможность выйти на пенсию на десять лет раньше, так как идет вредность по второму списку. Главное выдержать 12,5 лет такого труда. А если есть северные - то можно и в 50 лет уже получать пенсию. Но, к сожалению, мало кто в молодости думает про старость и пенсию.

С другой стороны долго работать в КРС - это гробить здоровье. Геморрой, сорванная спина, понижение слуха, травмы - все это бывает у людей, которые работали там слишком долго.

Поэтому каждый сам решит, что ему нужно. Но я вообще бы порекомендовал многим поработать так недельку-другую. Хотя бы для того, чтобы поняли, как может человек в поте лица зарабатывать хлеб свой насущный. Авось и будут ценить то, что имеют.

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь