Вводная информация
Split Fiction — приключенческая игра от студии Hazelight, вышла 6 марта 2025 года на PlayStation 5, Xbox Series X/S и ПК. Как и их предыдущая работа (It Takes Two), игра заточена под кооператив: проходить можно вдвоём — онлайн или на одном экране. В одиночку не получится, да и не захочется.
В центре сюжета две начинающие писательницы — Мио и Зои. Одна сочиняет научную фантастику, другая — фэнтези. Они никогда не издавались и не встречались, но после подозрительного предложения от некоего издательства обе оказываются заперты в футуристичной VR-машине. Теперь им предстоит пройти через собственные вымышленные миры, наполненные загадками, испытаниями и битвами с боссами, чтобы вернуться в реальность.
Визуально игра выглядит очень стильно. Мир Мио — холодный, технологичный, с гравитацией, делающей что хочет. А у Зои всё волшебное, тёплое и словно из сказки. Обе вселенные проработаны до мелочей: хочется останавливаться, рассматривать детали и просто наслаждаться атмосферой. Фоторежима нет, вместо него — скамейки с шикарными видами, где можно перевести дух.
Особенно круто сделаны переходы между мирами. Пространство может буквально перевернуться с ног на голову, и это выглядит очень эффектно. Всё ощущается цельным и живым.
Split Fiction не делает вид, что учит жизни, не продвигает мудрёные истины и не лезет с громкими заявлениями. Это просто классное приключение, в котором по-настоящему чувствуются важные вещи — дружба, поддержка и умение слышать друг друга.
Моя история игры в Split Fiction
Два года назад, в 2023-м, It Takes Two стала для меня первой игрой для «вдвоём», на одном экране. Ради неё мы с моим парнем даже купили джойстик для ПК. Помню, что игра очень понравилась, и какое-то время после её прохождения мы делали попытки найти что-то подобное. Попадались мелкие проекты — на 1—2 вечера, но таких ярких впечатлений, как It Takes Two, они не вызывали.
В этой связи вопроса, играть ли в Split Fiction — проект той же студии, — не возникло вообще. И вот, не дожидаясь русской озвучки (только субтитры), мы скачали игру и приступили к процессу. Скажу сразу: ничего круче, интереснее, ярче, эпичнее и в целом крышесноснее я за свою «карьеру геймера» ещё не встречала!
С другой стороны, я не особо искушённый игрок — так называемый залипатель. Предпочитаю долго и не спеша играть в одну игру, погружаясь в неё с головой, чем каждый день/неделю пробовать новые (но за компанию — за любой гейм-кипиш). Поэтому, скорее всего, игроки с большим опытом и не разделят моих восторгов относительно Split Fiction. Тем не менее рассказываю, что понравилось в игре.
Сюжеты на любой вкус. И роль
Оказавшись вдвоём в VR-машине и пытаясь понять, что делать в сложившейся ситуации, героини Мио и Зои исследуют открывающиеся миры и обнаруживают, что в программе есть «глюки». Так называются добавочные мини-истории девушек, намётки и идеи, не обросшие полноценным сюжетом, и в них писательницы (и ты вместе с ними) могут перевоплотиться… да в кого угодно.
Многоликий оборотень? Отлично! Невозмутимое дерево («я есть Грут»)? Получите! Розовощёкий поросёнок на ферме? Почему бы и нет? Румяная сосиска на гриле? Ням-ням. Выпавший зуб? И это есть. И в каждом образе — полноценное управление, набор уникальных механик, умений и навыков.
«Видовое» разнообразие
В смысле возможность игры со многих ракурсов. Только что был обычный вид сверху, гравитация работала на все 100, но вот сюжет изменился — и ты идёшь вниз головой, боком, плывёшь, летишь среди звёзд или несёшься на сноуборде.
При этом мир внезапно может стать двумерным, пиксельным или и вовсе рисованным. Но самое главное — подстраиваться под это очень легко! То есть не нужно быть упоротым геймером, чтобы за всем уследить и освоить. Всё рассчитано на людей со среднестатистическим, обычным «уровнем игромании».
Продуманная система взаимодействий с партнёром
Split Fiction — это реально командная игра, где не получится выехать за счёт другого или, наоборот, всё время тянуть одеяло на себя. Только взаимодействие.
Большую часть времени экран разделён надвое, и у каждого игрока свои задачи. Но даже когда персонажи не в зоне видимости друг друга, ощущение единства и общности сохраняется.
Героини очень разные. Мио более мужественна и сдержанна. Её мир — это техника и роботы. Мир же Зои — чистое фэнтези (с драконами, троллями, замками и т. д.). Но истории и типы взаимодействия удивительно сбалансированные, главных ролей нет. Где-то Мио выстраивает безопасный путь для Зоуи, а где-то, напротив, хрупкая с виду Зои превращается в крушащий всё и вся таран, защищающий Мио.
Мы с парнем договорились, кто за кого будет играть ещё до начала всего, даже не зная о характерах героинь. Выбрали роли просто по именам. Мне досталась Зоуи, и я ни разу не пожалела. Хотя есть идея немного подождать — остыть — и переиграть всё заново, поменявшись персонажами.
Общая красота и проработка деталей
Мы играли в Split Fiction на 27-дюймовом мониторе — и красота нереальная: ярко, красочно, чётко! Было множество моментов, когда мы просто прыгали по кустам, кормили драконов странными плодами, бегали, чтобы поднять в воздух опавшие листья, гоняли наперегонки на улитках. Не по сюжету — чисто для удовольствия.
Но больше всего мне понравилась прорисовка самих героинь и то, как грамотно и реалистично сменяются разные фазы игры. Поясню. Поскольку история приключений девушек очень многогранная, управляемый режим поддерживается не всё время. Присутствует много «лирических отступлений», где героини рассказывают о своих жизнях, делают новые открытия и т. д. На это время управление теряется, и ты становишься просто зрителем.
Во всех играх, что попадались мне до этого, переход от «мультика» к действию был реализован не скажу что прям плохо, но весьма топорно. То есть было ясное понимание, что тот герой, который только что во весь рост откровенничал (сражался, воскресал) на экране в очередном повороте сюжета, и тот, что вновь поступил под твоё управление… Ну, мягко говоря, они не одно и то же. Но только не в Split Fiction!
Тут Зои и Мио всегда реальны, и это всегда они. Переход от видеороликов к самой игре реализован настолько классно и бесшовно во всех смыслах, что кажется, что ты управляешь сюжетом от начала до конца. И, когда, например, задушевная беседа героинь заканчивается и фигурка вновь переходит под контроль, сохраняются абсолютно все черты, особенности и детали «большой» версии девушки.
Здоровая простота (но не элементарность) боёв
Путешествие по мирам фантазий регулярно прерывается сражениями с боссами. Признаюсь честно: с первой попытки мы не победили ни одного из них. Скорее всего, из-за меня, так как сходу действовать и реагировать на все атаки идеально я, в отличие от моего более опытного напарника, не умею — нужно время, чтобы понять суть. Но в итоге тактика схватывается довольно быстро, и раза с пятого (или чуть больше…) босса всё-таки удавалось победить.
Лично для меня такая сложность оптимальна: и не слишком трудно (не злит и не тянет запустить джойстиком в стену), но и не очень просто (сохраняется ощущение, что ты приложил усилие для победы). И такой баланс поддерживается, пожалуй, на всех боссах, включая финального.
В меру сложные задания и головоломки
Основная задача персонажей в Split Fiction — идти вперёд и прокладывать путь (и себе, и другу). Придётся проявить разные навыки — от простого преодоления препятствий и перепрыгивания (по верёвкам, шестам, грибам, черепахам) до разгадки верной последовательности символов и действий, выбора нужных свойств предметов и т. д. — всего не перечислить. И все ответы мы нашли сами, пусть и не сразу.
Точно помню, что, играя в It Takes Two два года назад, пару-тройку раз мы смотрели подсказки в сети. Тут это не понадобилось. И не потому, что легко. Просто сюжет построен так, что нет тупика (когда кажется, что ну нереально найти выход!). Разгадка всегда интуитивно чувствуется, и очень интересно перебирать варианты для её поиска.
Во многом успех миссий определяется тем, насколько хорошо ты управляешь персонажем и какова скорость твоей реакции. Мы играли в варианте клавиатура (парень) + джойстик (я). Потому могу сказать только за себя: играть за Зои джойстиком очень удобно. Хоть в каждом мини-мире у героинь и проявляются уникальные способности (и нужно привыкать к новым кнопкам), базовая механика не меняется на всём протяжении игры.
Куча пасхалок и знакомых элементов
Пасхалок и отсылок к самым разным проектам кино- и гейм-индустрии, что глаза разбегаются. Тут и знакомые сцены, и узнаваемые механики, и тонкие намёки, от которых хочется улыбаться. Будто каждый из разработчиков пришёл со своими любимыми играми и фильмами и сказал: «А давайте вот это тоже добавим!» И ему ответили: «Да не вопрос!»
А финал — это просто фокус в духе «смотрите внимательно, сейчас будет магия». Всё привычное берут и аккуратно переворачивают с ног на голову. Экран, который всё время просто разделял нас пополам, внезапно становится… Впрочем, не скажу, играйте сами — и увидите. Не ожидала, что простой приём может так сильно сработать!
Вместо заключения
При подготовке этого отзыва, пока искала официальную информацию для вводной части, наткнулась на пару отзывов, где главным недостатком игры называли слабый и предсказуемый сюжет — его ключевую линию. И, честно говоря, вообще не поняла суть претензии.
Да, общая история — это не триллер с закрученным финалом, где до конца не догадываешься, в чём (и ком) дело. Да, вектор переживаний, причины поведения главных героинь и даже финальная развязка примерно ясны с самого начала. Но ведь Split Fiction — это не фильм, а игра. Сюжет здесь — вещь второстепенная, его незачем закручивать. Вся соль — в игровом процессе.
Это можно сравнить с автопутешествием, например, из Москвы во Владивосток. Тебе точно известны пункты А и Б, но в путь на машине ты отправляешься не ради конечной точки (до неё проще и быстрее долететь на самолёте), а ради впечатлений и приключений в дороге.
В общем, я осталась в полном восторге от игры именно в том виде, в каком она была пройдена. И ещё безумно рада, что я — неискушённый игрок. Потому что именно это позволило так искренне, по-детски восторгаться каждой мелочью. Split Fiction — это тот проект, который напоминает: иногда самое ценное — не критический взгляд, а чистая радость от того, что ты просто играешь.
© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек