В селе Чесноковка уже два десятилетия живёт и творит представитель третьего поколения династии художников – Дмитрий Мутовкин
Творчество в генах
Художник родился в городе Иваново, в том самом, где много невест, край ситца и большинство жителей города, по словам Дмитрия, умеют рисовать…
– В Иваново хорошо развиты творческие учебные заведения, связанные с художественным искусством и текстильной промышленностью, – говорит он.
Дмитрий Мутовкин вырос в творческой семье. Его отец, Борис Анатольевич Мутовкин, – художник, мама, Наталия Александровна, – учитель начальных классов, а дед, Анатолий Васильевич Мутовкин, прошедший войну, был художником Ивановского художественного фонда.
С детства Дмитрия окружали картины, поездки на этюды и выставки, в которых участвовал его отец, член Союза художников России. Постоянное присутствие творчества в жизни мальчика с ранних лет определило его будущую профессию. Уже в шесть лет первые работы Дмитрия были представлены на детской выставке рисунков в художественном фонде Иваново. После четвёртого класса он поступил и успешно окончил художественную школу, а затем – Ивановское художественное училище. Именно тогда началось его профессиональное увлечение живописью.
После окончания училища Дмитрий поступил в Ивановский энергетический университет на специальность «Технология художественной обработки материалов», что позволило ему ещё больше отточить и расширить свои творческие способности.
– На отделении нас учили работать с железом, создавать ювелирные изделия, мы осваивали художественную ковку, литьё, лазерную резку. Для дипломного проекта я разработал церковное осветительное паникадило, используя древнерусскую белокаменную резьбу, декоративные элементы, ковку, литьё и различные технологии, – делится Дмитрий Мутовкин.
После окончания университета Дмитрий работал менеджером по маркетингу в машиностроительной компании в Иваново, занимаясь продажей строительной техники. Частые командировки позволили ему объехать всё Поволжье, хотя до этого он ничего не знал об Уфе и Башкирии. Именно в Уфе он познакомился со своей будущей женой. Прожив два года после свадьбы в Иваново, супруги решили переехать в Башкирию.
– Здесь открылось много возможностей для творчества. В то время группа башкирских художников уезжала в Германию, в город Галле. Мне предложили присоединиться. Решив организационные вопросы, я отправился в зарубежную командировку со своими работами, и моя первая выставка состоялась в Германии, – вспоминает Дмитрий.
С 2010 года Дмитрий Мутовкин является членом Творческого союза художников Республики Башкортостан и России по декоративно-прикладному искусству. Кроме того, он входит в Творческую ассоциацию художников и мастеров современного искусства «Арт-путь».
Деревенская проза
Будучи городским жителем, Дмитрий основное внимание в своём творчестве уделяет деревенской и сельской тематике, запечатлевая природу и загородные пейзажи.
Когда Дмитрию было 12 лет, его отец, Борис Анатольевич, приобрёл дачу для семьи в живописном месте Ивановской области – селе Воскресенское. Именно это место вдохновило его на создание первых работ, наполненных деревенской лирикой.
Ранние произведения Дмитрия Мутовкина были написаны в Лежневском районе Ивановской области. Однако уже 20 лет его творчество вдохновлено красотами Башкирии: пейзажами Чесноковки, видами церквей Уфы и других уголков республики, а также природой и деревенскими мотивами этого края.
Особый взгляд на мир
– Когда я здесь делал выставку по городским видам, люди подходили ко мне и спрашивали: «А где же заявленные виды Уфы?». Местные жители не могли узнать знакомые места, потому что привыкли видеть его с одного и того же ракурса, – рассказывает художник. – И я объяснял им свой маршрут, как я туда добирался. Например, как я писал Крестовоздвиженскую церковь с необычного ракурса, где видна даль, железная дорога, Нижегородка. Я очень много писал Уфу – всю красоту, которую заметил, практически все церкви, мечети Ляля-тюльпан и Ар-Рахим.
Дмитрий поделился историей создания картины «Вербное воскресенье». Весной, когда храм в Чесноковке только построили, перед его входом случилось небольшое наводнение – вода скопилась и не уходила, затопив всё вплоть до самых дверей. Увидев это, он сделал снимок на телефон, но фотография долго оставалась без внимания.
Однажды, случайно наткнувшись на неё, Дмитрий вспомнил тот день:
– Наша церковь стоит у дороги, на ровном поле, и в ней трудно найти живописность. Но тогда наводнение создало удивительный пейзаж. Люди с восхищением проходили мимо, а я решил запечатлеть эту красоту. Фотография хранилась несколько лет, а затем, за неделю до открытия выставки, я написал картину. С тех пор такого разлива больше не было...
Важно уметь ловить подобные моменты и сохранять их – в памяти, на снимках или в картинах.
Источник вдохновения
– Моя мама тоже хорошо рисовала, но выбрала иной путь – стала педагогом. Видимо, от неё мне передалась склонность к преподаванию, – делится Дмитрий.
Почти десять лет назад он основал в Чесноковке детскую студию творчества. В то время в селе ещё не было Школы искусств и других художественных объединений. Студия расположилась прямо в его мастерской, в собственном доме.
– Два года мамы дошколят уговаривали меня открыть студию, и в итоге я решился. Педагогическое образование у меня есть, поэтому начал работать с детьми. Каждый год ко мне приходит заниматься 30–40 учеников. Самой маленькой ученице было всего 2,5 года. Чаще всего старшие дети приводят своих младших сестёр и братьев, – рассказывает Дмитрий. – Темы работ я выбираю светлые и добрые: природа, семья, экология, защита мира. Провожу мастер-классы: сначала рисую картину сам, показываю её детям, а затем они раскрывают тему через своё восприятие. Считаю себя больше наставником, чем педагогом. Я лишь даю идею, направляю их, помогаю создать свою версию. Например, на Крещение предложил ребятам представить нашу Чесноковскую церковь с высоты птичьего полёта и нарисовать её такой, какой они её видят в своём воображении.
В студии дети не только рисуют, но и работают с гипсом: создают маски по готовым мастер-моделям, а затем раскрашивают их, превращая в уникальные образы. Такие занятия традиционно проходят после новогодних праздников, и неудивительно, что среди масок встречаются Снежная королева, Дед Мороз, феи, принцессы, павлины, змеи и драконы.
Кроме того, в студии расписывают камни. Дмитрий признаётся, что, отправляясь на юг, всегда привозит с моря пару килограммов камней – они становятся прекрасным материалом для творчества.
Зажечь искру
Жизнь творческого человека отличается от жизни прагматика. Можно работать всю жизнь ради заработка, стремясь лишь к материальному благополучию. А можно творить — не ради себя, не ради обогащения, а ради других, ради того, чтобы наполнить мир красотой, создать вокруг себя пространство искусства – будь то живопись, музыка, поэзия или проза.
– Для меня творчество – это, скорее, хобби, но не в привычном смысле, а как работа души, предназначенная для людей. Оно позволяет выйти за рамки обыденности, погрузиться в иной мир, и, увлекаясь этим процессом, ты невольно ведёшь за собой других, побуждая их тянуться к свету, к красоте, к развитию. Я убеждён, что созидание – это основа всего творческого процесса, именно ради этого мы пишем картины и учим этому других. На выставке-концерте, который недавно прошёл в Школе искусств, каждый нашёл свой способ самовыражения: кто-то рисовал, кто-то пел, кто-то играл на скрипке… В завершение я пожелал всем участникам не останавливаться на достигнутом, не бросать своё дело, а идти дальше, развиваться и передавать своё искусство будущим поколениям. Ведь именно они будут равняться на нас, брать пример и продолжать этот путь, – поделился Дмитрий и добавил: – Когда в Чесноковке открылась Школа искусств и многие мои ученики ушли туда, я не испытывал ни ревности, ни зависти. Напротив, я радовался, потому что понимал: мои занятия пробудили в них интерес к творчеству, подтолкнули их идти глубже, заниматься искусством на серьёзном уровне. Я счастлив, что, когда школы ещё не было, мне удалось зажечь в этих детях искру вдохновения. Сейчас одна из моих учениц поступила на дизайн, и я помогал ей готовиться к поступлению. Другой ученик поступил в училище искусств на отделение скульптуры. И для меня нет большего признания, чем видеть, как моё дело продолжает жить в их работах.
За пределами обыденности
Останавливаясь у каждой картины, художник с теплотой и любовью рассказывал о них, словно о своих детях. И это действительно так – каждое произведение искусства выношено, рождено, взращено мыслями, трудом и душой.
Он делился историями создания своих работ. Например, вспоминал, как во время зимних каникул, находясь в командировке в Ростове, согревал на руках белила, чтобы краска не замёрзла и можно было продолжить писать. Или как жил в монастыре в Шуйском районе Ивановской области и создавал картины в уединённой келье.
Одна из особенно трогательных историй связана с афишей для недавно прошедшей выставки в Школе искусств.
– За месяц до выставки мама прислала мне в мессенджере этюд, который я написал ещё в студенческие годы. Он мне так понравился, что я решил его доработать. Попросил маму отправить его мне, и она переслала его в посылке среди банок с домашними соленьями. Буквально за несколько дней до выставки я закончил работу, – вспоминает художник.
Об искусстве можно говорить бесконечно. Время, проведённое в созерцании картин Дмитрия Мутовкина, словно замирает. Ты выходишь за пределы обыденности и ощущаешь соприкосновение с чем-то неземным, Божественным, что уносит в иную, более возвышенную реальность.
Резеда ИДИЯТУЛЛЛИНА