4 апреля в Москве на площадке Театра «Школа драматического искусства» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкульта РФ начались «Большие гастроли» Саратовского академического театра юного зрителя имени Киселёва.
Легендарный Саратовский ТЮЗ на встрече с журналистами приветствовала директор ШДИ Ольга Соколова, подчеркнув, что «Школа драматического искусства» принимает участие в проекте Росконцерта «Большие гастроли» уже пятый раз.
«К Омску, Кинешме, Ростову-на-Дону и Луганску теперь прибавился известный своими театральными традициями Саратов, - сказала Соколова. – На нашей сцене будут показаны три интереснейших спектакля, интерес к которым москвичи проявили сразу после опубликования афиши».
Театр на Сретенке связан с саратовским ТЮЗом особыми нитями – здесь начинал свою театральную карьеру художественный руководитель режиссёрско-актёрской лаборатории ШДИ Игорь Яцко.
«Для меня приезд в наш театр гостей из Саратова, - признался на пресс-конференции Яцко, - как удивительный сон, который был мечтой, а теперь начинает сбываться. В моей жизни есть две школы – Юрия Петровича Киселёва, который с первого курса выводил нас на сцену ТЮЗа, и Анатолия Александровича Васильева, на учёбу к которому в ГИТИСе благословил Киселёв, хотя и был в отношении собственного «хозяйства» достаточно суров».
Яцко назвал Саратовский ТЮЗ мощной этической и эстетической школой, которая, как всякий творческий корабль проходит через разнообразные бури, но свой единственный мощный курс, что опирается на чёткую культурную традицию, держит верно.
В конце апреля на саратовской сцене состоится премьера спектакля «Как важно быть серьёзным» по Оскару Уайльду в постановке Игоря Яцко – прочные нити становятся ещё крепче.
Полным залом и пристальным вниманием встретили столичные зрители первый из трёх привезённых саратовцами спектакль «Медея» в постановке ученика мастерской Леонида Хейфеца Олега Загумённова.
Глубокая и страшная до потери памяти трагедия в изложении Людмилы Разумовской и воплощённая саратовскими артистами заставила публику смотреть действо не дыша. Минимализм декораций, непривязанность к эпохе, живой шёпот морских волн давали полное погружение в происходящее на сцене и, наверное, в себя, где в душевных пучинах и омутах, так мастерски отторгаемых современным человеком, всё-таки рождались как приятие, так и сопротивление.
Олег Загумённов рассказал представителям СМИ, что с экспликацией по «Медее» Разумовской поступал и был принят на режиссёрский факультет ГИТИСа. Потом пьеса не отпускала его 20 с лишним лет, интересно было исследовать материал, который в череде прочих замечательных интерпретаций известного мифа принадлежит русскому драматургу.
Будущую главную героиню постановки Загумённов увидел на сцене учебного театра Саратовского театрального института - второкурсница из Тюмени Наталья Горячева поразила режиссёра своей индивидуальностью. Когда молодая актриса пришла работать в ТЮЗ, он не замедлил предложить ей роль известной царевны Колхиды..
«Медея» идёт на родной сцене с большим успехом и, несмотря на 3-5 показов в месяц, билеты на него достать практически невозможно.
Сегодня московский зритель увидит «Фому Опискина» в постановке Алексея Логачёва, спектакль-лауреат V Всероссийского фестиваля «Русская классика. Страницы прозы», который проходил в 2024 г. в Самаре. А 6 апреля для малышей и их родителей состоится показ «Приключений Фунтика» - динамичное, яркое, музыкальное действо, которое создал недавний главреж ТЮЗа Сергей Захарин.
«Для показов на сцене ШДИ мы отобрали три спектакля, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают разнообразие нашего репертуара, - подчеркнул на пресс-конференции директор ТЮЗа им. Киселёва Игорь Баголей. - Гастроли - всегда большая ответственность».
Главной миссией возглавляемого им театра, Баголей назвал содействие тому, чтобы молодой человек мог почувствовать себя личностью, т.е. умел видеть мир и осознавать его, развивая собственное мышление и формируя собственное мнение.
Руководитель Саратовского ТЮЗа выразил благодарность проекту «Большие гастроли» за возможность путешествовать по стране и демонстрировать искусство саратовских мастеров сцены во многих её городах.
Уже через неделю в Саратов в рамках «Больших гастролей» отправится ШДИ, билеты на спектакли с 11 по 13 апреля полностью раскуплены. И это неудивительно - Саратов очень театральный город и с нетерпением ждёт спектакли со Сретенки «С вечера до полудня» (реж. Егор Равинский), «Граф Нулин» (автор идеи – Игорь Лесов) и две постановки Игоря Яцко «Доктор сада» и «Опасные связи».
КСТАТИ
«Главная цель Всероссийского гастрольно-концертного плана, - поясняет министр культуры РФ Ольга Любимова, - познакомить как можно больше жителей страны с творчеством наших национальных коллективов и театров. Ежегодно к проекту присоединяются новые участники, и мы безумно рады, что наша творческая семья постоянно растёт. Так наши уникальные культурные традиции, музыкальные и театральные школы не только сохраняются, но и обретают новых поклонников по всей России».