Найти в Дзене
Прихожанин

«Нам надо научиться пробиваться к Богу…»

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Житие преподобной Марии Египетской представляет собой поразительный пример духовного преображения через аскетический подвиг и покаяние, демонстрирующий возможность выхода из глубочайшей нравственной деградации к святости. Родившаяся в V веке в Египте, Мария в двенадцатилетнем возрасте сбежала в Александрию, где погрузилась в пучину разврата. Особенно шокирует, что блуд для нее не был средством заработка – она предавалась ему из страсти, даже отказываясь от вознаграждения, чтобы привлечь больше мужчин. Семнадцать лет она провела в этом падшем состоянии. Переломный момент в ее жизни наступил в Иерусалиме, куда она прибыла на корабле с паломниками, продолжая и там свой греховный образ жизни. Попытавшись из любопытства войти в храм во время праздника, Мария обнаружила, что невидимая сила препятствует ей переступить порог святыни. Это потрясение привело ее к слезной молитве перед иконой Богородицы с
Оглавление

Пятая Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую.

Житие преподобной Марии Египетской представляет собой поразительный пример духовного преображения через аскетический подвиг и покаяние, демонстрирующий возможность выхода из глубочайшей нравственной деградации к святости.

Родившаяся в V веке в Египте, Мария в двенадцатилетнем возрасте сбежала в Александрию, где погрузилась в пучину разврата. Особенно шокирует, что блуд для нее не был средством заработка – она предавалась ему из страсти, даже отказываясь от вознаграждения, чтобы привлечь больше мужчин. Семнадцать лет она провела в этом падшем состоянии.

Переломный момент в ее жизни наступил в Иерусалиме, куда она прибыла на корабле с паломниками, продолжая и там свой греховный образ жизни. Попытавшись из любопытства войти в храм во время праздника, Мария обнаружила, что невидимая сила препятствует ей переступить порог святыни. Это потрясение привело ее к слезной молитве перед иконой Богородицы с обещанием изменить жизнь. После этого она смогла войти в храм, причастилась в церкви Иоанна Крестителя на Иордане и удалилась в пустыню.

Однако и там ей пришлось вести изнурительную борьбу с воспоминаниями и пристрастиями прежней жизни. Семнадцать лет – столько же, сколько она провела в грехе , – потребовалось Марии, чтобы победить блудную страсть. Ее аскетический подвиг включал сон на голой земле и питание скудной пустынной растительностью.

После еще двух десятилетий отшельничества, незадолго до кончины, Марию встретил в пустыне инок Зосима, которому она открыла свою историю. К тому времени она достигла такого духовного совершенства, что во время молитвы поднималась над землей и могла ходить по воде.

Имя Мария («госпожа», «хозяйка» по-еврейски) символически отражает главный урок ее жизни: человек с Божией помощью способен к радикальному духовному преображению даже из самого глубокого падения.

Митрополит Сурожский Антоний о преподобной Марии Египетской

«…И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия – и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет; мы хотели бы любить – но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли – а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли – она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску – а крепости в ней нет... Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаем, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: Неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото... Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением...

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды…» [1]

Советы святых отцов на пятую Неделю Великого поста

Макарий Великий

«Человек по своей природе изменчив. Поэтому как тот, кто упал в глубину порока и порабощен грехами, может обратиться к добру, так и тот, кто запечатлен Духом Святым и наполнен небесными дарованиями, свободен вернуться ко злу. Некоторые, вкусившие Божией благодати и ставшие причастниками Святого Духа, когда теряют осторожность и бдительность, духовно гаснут и становятся хуже, чем они были раньше. Это случается не потому, что Бог меняется или благодать Духа угасает, а потому, что сами люди теряют благодать и поэтому совращаются и впадают во множество зол».

Преподобный старец Паисий Святогорец

«Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех. К примеру, если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не должен проходить даже близко от пивной.

Необходимо малое усердие и доброе расположение, и тогда Благий Бог поможет нам преодолеть трудности.

К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он признает эту страсть, подвизается для того, чтобы ее отсечь, кается, смиряется. У него есть расположение отсечь эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает.

Но как Бог может дать человеку Свою благодать, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться, и продолжает грешить?

Благодать Божия не приходит к человеку, находящемуся в состоянии неправильном, потому что такому человеку благодать Божия не помогает».

***

Вслед за пятой Неделей Великого поста наступает шестая седмица – последние дни сугубого покаяния.

Шестая седмица Великого поста: время духовного пробуждения

Шестая седмица Великого поста, Лазарева суббота и Вербное воскресенье (на языке богослужения – Неделя ваий) завершают длительный путь духовного очищения перед Страстной седмицей и Пасхой. Это особое время церковного календаря, наполненное знаменательными событиями и глубоким символизмом, призванное подготовить христианина к сопереживанию последних дней земной жизни Спасителя.

-2

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

В 2025 году именно на шестую седмицу приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о грядущем рождении через Нее Спасителя мира. Этот праздник наполнен особой радостью даже среди строгости поста. Церковь напоминает верующим о смирении и послушании Божией Матери, ответившей на Благую весть словами: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему».

В этот день православным разрешается некоторое послабление поста – можно вкушать рыбу, растительное масло и даже немного вина. Это дарит духовную отраду среди подвига воздержания, напоминая о том, что истинный пост заключается не столько в ограничении пищи, сколько в очищении сердца.

Воскрешение праведного Лазаря

Лазарева суббота, завершающая шестую седмицу, посвящена воспоминанию о чуде воскрешения праведного Лазаря. Это событие, описанное в Евангелии от Иоанна, имеет огромное значение: Господь воскресил Своего друга Лазаря, уже четыре дня пребывавшего в гробнице. Это величайшее чудо стало явным свидетельством божественной природы Христа и предзнаменованием Его собственного Воскресения.

В Лазареву субботу церковные песнопения повествуют о встрече со Христом Марии и Марфы, глубоко скорбящих о смерти брата, и о том, как Господь, сострадая их горю, совершил это великое чудо. Воскрешение Лазаря – напоминание о победе жизни над смертью, света над тьмой, дающее христианам надежду на будущее всеобщее воскресение.

-3

Подготовка к встрече Господа

Завершается шестая седмица праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем). Подобно тому как жители Иерусалима вышли навстречу Христу с ветвями пальм, наши соотечественники приходят в храмы с веточками вербы – символом весеннего пробуждения и жизни.

Важно помнить, что многие из тех, кто восторженно встречал Спасителя, через несколько дней кричали: «Распни Его!» Это напоминание нам о непостоянстве человеческого сердца и необходимости укрепления веры, чтобы оставаться верными Христу не только в радостные, но и в трудные моменты жизни.

Духовные размышления шестой седмицы

Эти дни призывают верующих к глубоким размышлениям о собственной жизни. Подобно Лазарю, каждый христианин призван к духовному пробуждению от греховного сна. Как отмечают святые отцы, воскрешение Лазаря символизирует восстановление души, погибающей от грехов.

Шестая седмица – это время для осознания того, что Господь может преобразить даже самую отчаянную ситуацию, подобно тому как Он даровал жизнь четверодневному мертвецу. Верующим следует задуматься о чудесах Божиих в собственной жизни, о том, сколько раз Господь протягивал руку помощи в, казалось бы, безнадежных обстоятельствах.

Шестая седмица Великого поста – духовная вершина, с которой открывается вид на Страстную седмицу. Время особого сосредоточения, молитвы и осмысления предстоящих страданий Господа. В эти дни Церковь призывает нас не только внешне соблюдать пост, но и внутренне преображаться, очищая сердце от всего, что препятствует нашему единению с Богом.

Благая весть Архангела и чудо воскрешения Лазаря напоминают о беспредельной любви Божией и Его всемогуществе. Эти события укрепляют нашу веру и дают силы достойно пройти последний отрезок постного пути, чтобы с чистым сердцем встретить светлый праздник Пасхи – Воскресения Христова.

-4

________________

[1] Митрополит Сурожский Антоний. Проповеди. // Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский»

Елена Якушева