Найти в Дзене
Игорь Лосяков

О форме Земли

О форме Земли. О том,что Земля вовсе не плоская,знали уже как минимум в III веке до нашей эры (см. рис.1) Для ясности: греческая стадия (или стадий) равна 178 метрам. 700 стадий в одном градусе - это 124 км 600 м. Вопрос: Зачем на плоскости измерять РАССТОЯНИЯ в градусах? Значит, уже было более-менее ясное представление о том,что Земля - это не плоскость, а все-таки шар. Но доказать это впрямую в третьем веке до н.э. не было ни технической, ни физической возможности. Не умели тогда строить корабли, способные преодолевать океаны. Все морские плавания в основном проходили вдоль берегов. Есть еще одна особенность этой карты (рис.1) . Здесь указаны "холодный пояс" (севернее 54 градуса северной широты); "умеренный пояс" (24 градуса с.ш. - 54 градуса с.ш.) и "жаркий пояс" (экватор - 24 градуса с.ш.) А как же объяснить наличие этих самых поясов , если предполагать , что Земля - плоская , а Солнце вращается вокруг Земли? Ведь тогда вся поверхность Земли должна прогреваться Со

О форме Земли.

О том,что Земля вовсе не плоская,знали уже как минимум в III веке до нашей эры (см. рис.1)

  Рис.1.  (1,стр.5)
Рис.1. (1,стр.5)

Для ясности: греческая стадия (или стадий) равна 178 метрам. 700 стадий в одном градусе - это 124 км 600 м.

Вопрос: Зачем на плоскости измерять РАССТОЯНИЯ в градусах? Значит, уже было более-менее ясное представление о том,что Земля - это не плоскость, а все-таки шар. Но доказать это впрямую в третьем веке до н.э. не было ни технической, ни физической возможности. Не умели тогда строить корабли, способные преодолевать океаны. Все морские плавания в основном проходили вдоль берегов.

Есть еще одна особенность этой карты (рис.1) . Здесь указаны "холодный пояс" (севернее 54 градуса северной широты); "умеренный пояс" (24 градуса с.ш. - 54 градуса с.ш.) и "жаркий пояс" (экватор - 24 градуса с.ш.) А как же объяснить наличие этих самых поясов , если предполагать , что Земля - плоская , а Солнце вращается вокруг Земли? Ведь тогда вся поверхность Земли должна прогреваться Солнцем более-менее равномерно. И не должно быть смены времен года и даже смены дня и ночи! Если, конечно, не предполагать , что кто-то сидит на небе и периодически включает и выключает Солнце (как лампочку) и регулирует величину его нагрева (как электроплитку). Но, видимо, даже в третьем веке до н.э. подобные предположения считались несусветной дикостью.

А еще указаны расстояния в стадиях между различными географическими пунктами (островами, реками, городами). Вряд ли кто-то ходил там с землемерным циркулем. Видимо, были более прогрессивные методы подобных вычислений.

Следующая карта - второй век нашей эры (рис.2)

Рис. 2  (1, стр. 6)
Рис. 2 (1, стр. 6)

Здесь уже указаны меридианы и параллели в градусах . И хорошо видно, что эта карта - часть развертки сферы. И еще один факт. Римская, или птолемеева стадия (стадий, стадион) равна 185 метрам. Еще раз : СТА ВОСЬМИДЕСЯТИ ПЯТИ МЕТРАМ . Это - КАБЕЛЬТОВ , или 1/10 часть морской мили. А что есть морская миля? Это 1850 метров - длина дуги, стягивающей угол в одну угловую минуту земного меридиана (или экватора). Таким образом, в дуге одного градуса меридиана (или экватора) - 111 километров. Вполне современное представление.

Следовательно, уже на заре мрачного средневековья люди четко знали, что Земля - это все-таки шар. И понятия о географии, ориентировании, картографии и навигации у них были. Ведь ходили по морям корабли - военные и торговые, ходили армии в боевые походы и т. д.

Первый глобус (модель Земли) был сделан в ХV веке (1, стр.30) . И только в ХV веке появилась техническая возможность преодолеть океаны - люди научились строить океанский флот. Началась эпоха великих географических открытий. В ХV веке (1492 год) Христофор Колумб дошел до Америки. Хотя впоследствии Колумб до конца своих дней был железно убежден, что никакую Америку он не открывал, а побывал в Индии.

Первое в мире кругосветное плавание Фернана Магеллана состоялось в 1519- 1522 годах (ХVI век) И это плавание уже практически четко доказало и шарообразную форму Земли, и наличие Мирового океана.

А теперь выводы. Выходит, наши далекие предки , хоть и не умели строить океанский флот, не знали, что такое интеграл и понятия не имели о строении атома и еще о многом другом, были все-таки не глупее нас. И этот постулат очень многое объясняет в истории.

Источник. 1. Н.А. Максимов. Физическая география. Учебник для 5 класса средней школы. Издание 19-е, переработанное. М.,"Просвещение", 1988 год.

С уважением, И. В. Лосяков.