Шветцингенский дворец дважды, в 1753 и 1758 годах, посещал Вольтер, он провёл здесь в 1753 году две недели. 18 июля 1763 года здесь вместе с отцом и сестрой выступал на придворном концерте Вольфганг Амадей Моцарт. В 1774 году во дворце у курфюрста гостил композитор Кристоф Виллибальд Глюк. Пребывание в Шветцингенском дворце вдохновило Фридриха Шиллера на создание первого акта драмы «Дон Карлос». В 1781 году под именем графа фон Фалькенштейна в Шветцингенском дворце побывал император Священной Римской империи Иосиф II.
Всех этих знаменитостей привлекал Дворец, который в своё время нарекли " Маленьким Версалем " .
Путь от средневековой крепости до " Версаля" был тернистым . Тридцатилетняя война, пожары , перестройки. Исторические пласты запечатлелись на прекрасном облике , украшая его "морщинами" и "шрамами".
«Зюццинген», как и многие другие города в регионе, впервые упоминается в кодексе Лорша 766 года; с 1288 года его владельцами указаны пфальцграфы Гейдельбергские. О Кодексе Лорша Вы можете узнать из следующей публикации:
Бывшая куртинная стена комплекса сохранилась и теперь включена в существующую структуру дворца. Укрепление образует неправильный квадрат, ограниченный рвом. Небольшой главный двор, обращённый к городу, окружён стеной с аркой и мостом перед ней.
Строительный бум произошел при курфюрсте Людвиге V, правившем в 1508-1544 гг.Средневековый замок был преобразован в охотничий домик с элементами поздней готики.
Здание завершала квадратная башня. Сохранились ребристые своды на двух верхних этажах башенного помещения. На замковых камнях свода изображены гербы Пфальца под гребнем с ромбом Виттельсбахов и львом Пфальца.
Внешняя часть стены украшена рустованными/ рустовкой называют декоративную отделку стен, имитирующую кладку из массивного камня/ каменными плитами и широкими окантовками.Очень интересны знаки каменщиков, определяющие выполненную работу.
Так на протяжении длительного времени выглядел "охотничий домик". Пока на престол не взошёл курфюрст Карл Теодор.
Пфальцский двор под властью Карла Теодора регулярно покидал весной резиденцию в Мангейме, чтобы провести лето в Шветцингене.И начиналось великое переселение народов. С апреля по октябрь курфюрст наслаждался покоем , природой, прохладой.
Саксонский посланник граф Андреас фон Риокур докладывал о переезде двора «в деревню» вместе с теми, кому была оказана честь сопровождать курфюрста.
Логистические усилия, необходимые для перемещения резиденции в деревню на шесть месяцев, были колоссальными. Продовольствие и дрова привозили туда подневольные рабочие, поскольку летняя резиденция не обеспечивала этих повседневных вещей.
В обозе из Мангейма везли одежду, мебель, посуду и большое количество персонала.Число людей, следующих за курфюрстом в Шветцинген на лето, приближалось к полутора тысячам, и все они жили в этом крошечном местечке за счёт расходов курфюрста .
Большинство домашних слуг были женаты. Однако их семьи не имели права проживания во дворцах и фактически вынуждены были искать жилье в городе.В свою очередь, 70–80 аристократов, входивших в состав королевского двора, имели собственную прислугу, численность которой также составляла 1500 человек, каждое лето отправлявшихся в Шветцинген.
Персоналу, который искал жилье в местных домах, выплачивалась компенсация за проживание и питание на весь срок пребывания.
Как видим, граждане Шветцингена извлекали выгоду из присутствия двора. Они не только могли сдавать комнаты в аренду и продавать товары, им разрешалось участвовать в культурной жизни, поскольку все придворные празднества были публичными.
Это к разговору об эксплуатации населения. За всё платили исправно , давали работу и увеселения. По всей видимости народ не бедствовал при власти курфюрста. А как же жил в Шветцингене сам его Высочество Карл Теодор? Восхваляемая идиллия сельской жизни имела особую привлекательность для придворного общества XVIII века. По этой причине летняя резиденция в Шветцингене была намеренно проста в своем убранстве.
В помещениях дворца отсутствовала типичная роскошная обстановка, а также излишества и изысканный декор, такой как фрески и позолота.
Я бы сказала, что обстановка отличалась хорошим вкусом и умеренностью . Меня вдохновили обои в спальнях. Верх элегантности. И люстры.
Чтобы поддерживать световой уровень , а не жить в потёмках , в день дворец расходовал 500 свечей.
Вездесущие фонари, подчёркивающие простоту деревенской летней резиденции, освещали пространство.
Оригинальные люстры, изготовленные в Нюрнберге около 1760 года, украшены красочно расписанными цветущими лозами из железа.
Во всех комнатах появились новые деревянные панели, демонстрирующие отход от стиля рококо.
Отлично поработали реставраторы. Они приблизились к оригиналу со всей тонкостью мастеровых.Тканевые обои и шторы удалось воссоздать на шёлковой фабрике Tassinarie et Chatel в Лионе на основе сохранившихся остатков.
Несмотря на тесноту и неудачную планировку комнат, летняя резиденция все же следовала примеру Версаля в вопросах использования пространства.
Первая прихожая с простой деревянной обшивкой выступала как соединительная комната, гостиная и рабочее место для персонала, а также как комната ожидания для желающих получить аудиенцию.
Первая прихожая представляла собой мебель с табуретами и скамьёй для гражданских просителей — им разрешалось сидеть только на них.Вторая прихожая отделана вощёными хлопчатобумажными обоями и обставлена более роскошной мебелью.
Из примерно ста аристократов камергеров только 12 получали жалованье, и они должны были по очереди исполнять свои обязанности при дворе. Одной из задач было обеспечение ночного дежурства над курфюрстом.Все немецкие королевские дворы следовали примеру французского двора в Версале в вопросах моды, культуры и дворцового убранства.
Франция была абсолютным фаворитом. Этикет Версаля касался утреннего пробуждения , переодевания в присутствии вельмож , туалета. Доклады министров не прерывались даже в писсуарах.
Спальня в Шветцингене — это не чисто репрезентативная комната в смысле французского «chambre de parade», а скорее настоящая спальня.
Здесь велись политические беседы. Утром курфюрстина и отец/духовник/присоединялись к Курфюрсту за завтраком. Затем духовник доставал бумаги из шкафа. Высказывались аргументы, решение этой конфиденциальной встречи передавалось министрам.
В комнате также стоял «пюпитр». Таким образом, можно предположить, что Карл Теодор, игравший на флейте и виолончели, музицировал в своей спальне.
Кабинет курфюрста считался самой "потаённой "комнатой в его покоях. Здесь он принимал людей близких по духу, вёл беседы в "равноправной" обстановке.Для Карла Теодора его кабинет был уединённым местом, где он проводил часы в размышлениях и много читал. В кабинете, в интимной обстановке он принял французского философа Вольтера, проживавшего в Шветцингене в 1753 и 1758 годах.
Одним из самых любимых занятий Карла Теодора ...было наблюдение за погодой. И в кабинете он хранил физические и метеорологические приборы.У него была метеостанция с барометром, термометром, гигрометром и деклинометром (измерительный прибор для визуализации изменений магнитных полей).
Историки утверждают , что курфюрст читал несколько часов в день преимущественно научные труды .
В 1780 году было основано «Societas Meteorologica Palatina» и построено 39 метеостанций от Сибири до Гренландии и вплоть до Пенсильвании.Впервые наблюдения за погодой проводились на основе научных измерений с использованием калиброванных приборов.
Курфюрст был разносторонним человеком с научной подготовкой.
Интерес Карла Теодора к физике нашел отражение в оригинальных громоотводах на крышах дворца Шветцинген.В июле 1776 года были установлены «пятиконечные звезды Хеммера», которые, по общему мнению, являются старейшими громоотводами в Европе. Они названы в честь своего изобретателя Иоганна Якоба Хеммера, члена Палатинской академии наук.
За помпезной , парадной , стоит жизнь простого смертного. У сильных мира сего , как и у всех людей есть будни, рутина, слабости . Личная жизнь курфюрста не сложилась безоблачно. Как правило, браки были по расчёту, что накладывало определенный отпечаток на взаимоотношения . Фаворитки при дворе была дань моде и утешение.
У принца-курфюрста не было счастливого брака со своей кузиной Елизаветой Августой. Он находил уединённую радость с любовницами, поскольку в курфюршестве Пфальц не было официальной должности «любовницы», как при других дворах.
Соответствующей возлюбленной не разрешалось жить во дворцах.Курфюрст был образцом благоразумия.Его величайшей любовью была балерина Жозефа Сейферс. Она родила курфюрсту четверых детей, включая его единственного выжившего сына Карла Августа, которого он возвел в сан императорского принца.Будучи заботливым отцом, Карл Теодор признал всех пятерых своих выживших детей и наделил их имуществом и дворянскими титулами, поскольку, будучи незаконно рождёнными,они не имели права наследования.
Курфюрстина жила своей жизнью. Её страстью была охота.Она считала охоту королевской привилегией и личным развлечением, от которого не хотела отказываться даже в старости.
Отдельная спальня напоминает Версальскую.Первоочередной обязанностью курфюрстины было сохранение династии. Когда у Карла Теодора и Елизаветы Августы не было детей, курфюрстина совершала паломничества к чудотворной Деве Марии в Вагхезеле и проходила санаторно-курортное лечение в Бад-Швальбахе.
Только на 40-м году, после 19 лет брака, она забеременела и родила в 1761 году в своей спальне. Ребенок умер через несколько часов после рождения.
Элизабет Августа никогда не смогла оправится от пережитого удара судьбы.Ужасные воспоминания о потерянном ребенке заставили возненавидеть Schwetzingen.Даже вид комнат её раздражал , что стало причиной смены дизайна .
Жизнь на половине Курфюрстины имела свои нормативы.Например , за скрытой дверью находилось «убежище» с ночным туалетом и биде.Хотя туалеты со смывом уже были известны в то время, здесь имелся только ночной комод, покрытый тканью, с белым фаянсовым горшком.
Туалет опорожнялся через небольшой люк с помощью «ведра».
Писать о дворцах и замках невероятно сложно. Не хочется скатится к примитивному описанию покоев и историческим фактам. Чтобы не утомить читателя намереваюсь писать о нравах двора. В конечном счёте - люди определяют эпоху.
Частные проходы, используемые слугами, обычно проектируются таким образом, чтобы прислуга не мешала знати заниматься своими делами.
Иногда правителям приходилось проходить через помещения для прислуги, как, например, через «комнату горничной», которая соединяла проход между спальней и столовой.
Комната служила гостиной для горничных буржуазных дам курфюрстины, где служанка должна была спать ночью на угловой столешнице. Спать сидя.
Прислугу могли позвать в любое время звонком колокольчика . Эта комната сегодня хранит портреты 26 из 36 дам когда - то служивших здесь.
Первой должностью в свите курфюрстины была должность главной придворной дамы, которую занимала вдова из знатной аристократической семьи.
Она следила за королевским гардеробом и драгоценностями. Следующую должность занимала другая вдовствующая дама, придворная дама, которая отвечала за контроль морального поведения фрейлин.
Далее по рангу стояли две фрейлины, которые, как и четыре придворные дамы, должны были быть незамужними.Все дамы были представительницами старого императорского дворянства и пользовались пожизненным положением с сохранением содержания.Они жили в собственных комнатах на четвертом этаже дворца, пользовались бесплатным питанием и другими льготами.
Следующими в рядах служащих придворных женщин были те, кто делал макияж Элизабет Огюст, в том числе парикмахерша и ответственная за приготовление горячих напитков популярных в то время. Самая низшая по рангу слуга занималась уборкой комнаты, починкой одежды и доставкой ее прачкам, причем последняя работа передавалась внаем.
Круговорот приживалок, Сплетниц, Интриганок! Таким был Двор. Таковы были условия выживания при Дворе .
Особым этикетом отличались обеды в Столовой зале - самой большой во Дворце . Зелёная столовая использовалась королевской семьёй для ежедневных приёмов пищи и небольших дружеских посиделок. Во дворце столовой не было до середины XVIII века. Обитатели дворца предпочитали ужинать в спальне или прихожей .
Самым распространенным типом стола был овальный, поскольку при рассадке гостей социальные различия не соблюдались. Еда подавалась «а ля франсез» — три отдельных смены, каждая из которых состояла из 80 !различных блюд.Скатерть, салфетки, столовые приборы, тарелки менялись после каждого раунда.
Популярные экзотические фрукты, такие как ананас, апельсины, лимоны, инжир, выращивались в оранжерее в дворцовом саду. Сохранилось одно из меню Карла Теодора, в котором указано «Индийское с сушёным виноградом», что в переводе на повседневный язык значит" индейка с изюмом". Еду обычно подавали пажи.
Она ставилась на столе в соответствии с планом сервировки, гости обслуживали себя сами. Напитки и бокалы никогда не стояли на столе, но были готовы в баре и подавались гостям по мере необходимости.
Сколько тонкостей, деталей , приготовлений. Обед , наверное, длился часами, при соблюдении всех правил этикета. Мы можем только догадываться , чем потчевали коронованных особ. Роскошь или обыденность ?
Учитывая , что Карл Теодор был одним из самых значимых Курфюрстов Европы, ему полагались высшие привилегии.
Курфюрст Пфальца, один из семи князей Священной Римской империи, наделённых привилегией избирать императора, был очень влиятельным вельможей, а курфюршество Пфальц было обширнее иных европейских государств: в 18 столетии в него входили части территорий современных федеральных земель Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Гессен, Бавария и Саарланд.
Карл Теодор, человек образованный и проникший идеями Просвещения, выстроил в Манхайме внушительный дворец и многое сделал для того, чтобы город не уступал европейским столицам. Но скромный летний дворец в Шветцингене был курфюрсту гораздо милее пышной резиденции в Манхайме.
Покои курфюрста и его супруги весьма скромны, но уютны и оформлены с большим вкусом. Карл Теодор уделял внимание не бьющей в глаза роскоши, а культурной значимости "пфальцского Версаля". Шветцинген был среди самых блестящих дворов Германии и Европы. Какие великолепные приемы устраивал курфюрст! Сценой для представлений становились театр, партер перед дворцом, терраса храма Аполлона, двор мечети.
В ночном парке было светло от горящих факелов, в дворцовой конюшне стояли сотни карет прибывших гостей. В Шветцингене принимали государственных деятелей, ученых, художников, музыкантов. Вольтер так описывал местную жизнь : "Праздник следовал за праздником. Охота, опера, французские пьесы, концерты первых виртуозов Европы". В конце жизни философ признавался курфюрсту: "Мне хотелось бы, прежде чем умру, еще раз увидеть Шветцинген. Эта мысль владеет моей душой".
Спасибо, что дочитали до конца. Лайки и комментарии приятны автору и дают стимул для написания статей. ❤️
Юлия Семибратская Волгина
23.02.25
Schwetzingen , Германия