Найти в Дзене
Бесславное подполье

Правые львы против левых правил: танцы на граблях, без которых всё развалится

Правые против левых. Консерваторы против прогрессивистов. Частное против общественного. Вечная борьба. Одни уверены, что правые хотят оставить бедных на произвол судьбы, другие считают, что левые разрушают общество в погоне за утопией. Чтобы разобраться в этом вопросе, я поговорил с Александром Вестеровым*, профессором Центрально-Европейского университета, специалистом по идеологическим конфликтам и автором книги «Танцы на граблях: маятник идеологий». В своих исследованиях он анализирует, сможет ли общество когда-нибудь выбрать одну идеологию, чем правые и левые отличаются, а в чем они похожи как две капли воды. Александр, нас будут читать сторонники как левых, так и правых, и мне кажется хорошей идеей в начале разговора подсветить заслуги и тех, и других. Так мы сразу начнем дискуссию мирно. А.В.: Хорошая идея. Действительно, никто не является абсолютным злом или добром. Так чему мы обязаны левым идеям? Левые идеи сыграли значительную роль в жизни простого человека. Можно скептически

Правые против левых. Консерваторы против прогрессивистов. Частное против общественного. Вечная борьба. Одни уверены, что правые хотят оставить бедных на произвол судьбы, другие считают, что левые разрушают общество в погоне за утопией.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я поговорил с Александром Вестеровым*, профессором Центрально-Европейского университета, специалистом по идеологическим конфликтам и автором книги «Танцы на граблях: маятник идеологий». В своих исследованиях он анализирует, сможет ли общество когда-нибудь выбрать одну идеологию, чем правые и левые отличаются, а в чем они похожи как две капли воды.

Александр, нас будут читать сторонники как левых, так и правых, и мне кажется хорошей идеей в начале разговора подсветить заслуги и тех, и других. Так мы сразу начнем дискуссию мирно.

А.В.: Хорошая идея. Действительно, никто не является абсолютным злом или добром.

Так чему мы обязаны левым идеям?

Левые идеи сыграли значительную роль в жизни простого человека. Можно скептически относиться к социализму, но будет сложно отрицать, что без борьбы за равенство и справедливость мир был бы куда более угнетающим местом. Среди ключевых достижений левых я бы назвал:

8-часовой рабочий день. В XIX веке люди работали по 12–16 часов без выходных. Массовые забастовки и давление социалистических движений привели к сокращению рабочего времени.
Оплачиваемые отпуска и больничные. Когда-то болезнь означала потерю дохода. Сегодня это базовые права, за которые боролись левые.
Минимальная заработная плата. Работодатели могли платить копейки без ограничений, пока профсоюзы и социалисты не добились её установления.
Бесплатное образование. Обязательное школьное образование появилось благодаря социалистическим идеям о доступности знаний для всех.
Женские права. Голосование, равные зарплаты, декретный отпуск – это результат борьбы феминистских и левых движений.
Пенсионная система. Когда-то пожилые люди работали до смерти. Сегодня система пенсионного обеспечения – это наследие борьбы за права рабочих.

Таким образом, если вы когда-либо пользовались оплачиваемым отпуском, работали меньше 16-ти часов в сутки или получили бесплатное образование, это во многом благодаря левым.

Получается, задача левых — добиваться достойной жизни простого человека. А чем мы обязаны правым идеям?

Правые идеи тоже существенно повлияли на общество, особенно в экономике, личных свободах и сохранении традиционных институтов. Среди ключевых достижений правой повестки:

Свободный рынок и конкуренция. Частная инициатива и предпринимательство сделали товары доступнее, а технологии — более развитыми, что повысило уровень жизни.
Неприкосновенность частной собственности. Люди получили возможность владеть землёй, жильём и бизнесом, не боясь, что всё это могут отнять.
Личная свобода и независимость. Минимальное вмешательство государства в жизнь граждан — тоже правый принцип.
Стимулирование инноваций. Капиталистическая экономика, которую поддерживают правые, поощряет стартапы и научные разработки, потому что инновации приносят прибыль.
Защита прав бизнеса. Правые политики стремятся снижать бюрократию и налоговую нагрузку, делая предпринимательство доступнее и безопаснее.
Сохранение культурных и семейных ценностей. Поддержка семьи, традиционной морали и национальной идентичности помогает сохранять культурные традиции и преемственность поколений.

Если вы открывали бизнес, инвестировали, радовались снижению налогов или защите национальных границ — скажите спасибо правой повестке.

Александр Вестеров. Фото 2019
Александр Вестеров. Фото 2019

Как простому человеку, который всё это время был аполитичен, выбрать сторону, раз уж все вокруг говорят об этих сторонах? Он ведь просто хочет пользы для себя и своих близких.

Всё зависит от того, какие у этого человека приоритеты. Левые и правые идеи решают разные проблемы, и если бы одна сторона была однозначно полезнее, мир давно бы уже выбрал её единственную.

Левые идеи защищают уязвимых и борются за равенство. Они важны, когда человек работает по найму и хочет справедливой оплаты, отпусков и больничных, а также доступа к образованию и медицине вне зависимости от дохода. Кроме того, левые традиционно выступают за социальные свободы: они поддерживают разнообразие образа жизни, право человека быть собой, независимо от того, вписывается ли он в традиционные нормы.

Правые идеи хороши, когда человеку важна свобода экономическая: рынок, предпринимательство и минимальное вмешательство государства в дела бизнеса. Они работают на вас, если вы предприниматель или инвестор и хотите меньше налогов и бюрократии. Однако в социальных вопросах правые обычно за жёсткое соблюдение традиционных ценностей, порядка и сильных институтов: судов, армии и полиции. Поэтому индивидуальные свободы в вопросах семьи, морали и образа жизни правые нередко ограничивают, если они идут вразрез с их картиной мира.

В реальности баланс между этими силами — ключ к устойчивому обществу. Полный социализм подавляет инициативу, а чистый капитализм ведёт к жёсткому неравенству. Поэтому наиболее успешные страны смешивают подходы. Например, в Скандинавии свободный рынок сочетается с высокими налогами и развитой социальной защитой.

Чего я никак не могу понять, так это почему для правых так важны традиционные ценности? Левые делают акцент на равенстве и социальных свободах, а правые – на свободе экономической. Но при чём тут вообще традиции и семья?

Отличный вопрос. Всё дело в стремлении правых к стабильности. В отличие от левых, которые видят мир как пространство для перемен и борьбы за равенство, правые воспринимают общество как нечто хрупкое, что легко развалить, если разрушить устоявшиеся нормы.

Хотя правые поддерживают экономическую свободу личности, в социальной сфере они боятся чрезмерного индивидуализма. Для них семья, религия и традиции — проверенные временем конструкции, которые удерживают общество в равновесии.

Важно вот что: в правом дискурсе семья – не только культурный институт, но и экономический. В стабильных семьях дети лучше учатся, реже попадают в криминал и меньше зависят от социальной помощи. Всё это снижает нагрузку на государство.

Правые уверены: если убрать традиционные семейные ценности, общество превратится в набор индивидуалистов, зависимых от государства. А зависимое от государства общество, по их мнению, не жизнеспособно и может быстро погибнуть.

Разве современные левые против семьи? Я бы понял это противостояние, если бы, как ранние большевики, они мечтали о коммунах и общих детских инкубаторах. Но сегодня таких идей уже нет. Разве равенство и социальные свободы не подразумевают, что каждый может решить: жить в семье или одному? Левые ведь за солидарность, а не за подавление личного выбора. Или я что-то упускаю?

Да, современные левые, в большинстве своём, ничего против семьи не имеют. Они выступают именно за социальную свободу выбора: хочешь традиционную семью? Отлично. Хочешь жить без брака? Как хочешь.

Правые же видят в левых угрозу из-за разных взглядов на роль семьи. Для правых семья — это не просто личный выбор, а фундамент общества. В их представлении только крепкие традиционные семьи гарантируют стабильность государства.

Правые опасаются, что если отказ от традиционной модели станет массовым сценарием, это приведёт к кризису: меньше детей — демографический спад, больше разводов — снижение социальной устойчивости и экономической стабильности.

Левые считают, что общество можно устроить по-разному: семьи бывают разные (не только мама-папа-дети), и человек может жить один — это не делает его менее полезным или важным. Государство должно помогать всем людям, вне зависимости от их семейного статуса.

В том числе поэтому правые видят угрозу в движениях феминизма и инклюзивности? Индивидуальные свободы им мешают?

Да. Для левых человек важнее института семьи. Например, если женщина страдает от абьюзивного мужа, государство должно защищать её, а не брак как таковой. Правые считают наоборот: семья важнее проблем отдельных людей, её надо сохранять любой ценой. Семья для них — это долг и ответственность.

Кроме того, правые воспринимают традиционные роли мужчины и женщины как норматив, а не как один из возможных вариантов. Для них отклонение от традиционной модели — это риск потерять стабильность общества.

К тому же важно понимать, что ослабление семьи – это нагрузка на государственный аппарат. В правом обществе о тебе заботится семья. Государство в это не вмешивается. В левом обществе о тебе заботится государство. Неважно, есть ли у тебя семья.

-3

Исходя из вышесказанного, получается странная картина: правые готовы отказывать людям в праве на существование, если те не вписываются в их картину мира. А у левых, наоборот, как будто есть место для всех. Но почему тогда именно левые режимы устраивали самые жестокие репрессии и вводили жёсткую цензуру? Как это сочетается с гуманизмом?

Это хороший вопрос, который рушит простую картину «левые — добрые, правые — строгие». История показывает, что даже идеи гуманизма могут приводить к трагическим последствиям.

Можно было бы сказать, что левые режимы просто превращаются в диктатуры, где один человек делает всё ради сохранения власти. Но всё немного глубже. Проблема — во внутреннем противоречии самой идеи всеобщего равенства.

Левые приходят с благородной целью — создать справедливый мир, но для этого нужно сломать старую систему. А старая система — это не просто абстрактные законы, а конкретные люди, которым этот порядок удобен. Кто-то не хочет делиться ресурсами, кто-то не согласен с новыми правилами.

Что с ними делать? Если оставить, они будут мешать переменам. Убрать их — значит начать репрессии. В этот момент и начинается поиск «врагов прогресса».

Так было в СССР, где врагами народа стали кулаки, буржуи и интеллигенция. В Камбодже при Пол Поте преследовали вообще всех образованных людей, потому что они «развращали народ». В Китае во время Культурной революции врагами объявили капиталистов, диссидентов и носителей традиционной культуры.

Левые приходят с гуманистическими идеями, но столкнувшись с сопротивлением, начинают воспринимать противников как препятствие на пути к утопии. А поскольку любая утопия несовместима с инакомыслием, логика репрессий расширяется: они начинаются с тех, кто явно сопротивляется, а заканчиваются зачисткой всех, кто хоть немного мешает «идеальному равенству».

Получается жуткая картина: «равенство для всех» достигается путём устранения из этого «всех» тех, кто не вписывается в идеальную модель

К сожалению, да. Французская революция провозглашала «свободу, равенство, братство», но ради этих идеалов гильотинировали тысячи людей. Советский Союз строил общество всеобщего равенства, отправляя миллионы в лагеря. Китайская культурная революция, «выкорчёвывая» старое, физически уничтожала носителей традиционной культуры и взглядов.

Проблема в утопическом мышлении: если ты веришь, что создаёшь идеальный мир, то можешь убедить себя, что ради этого можно пожертвовать «несознательными» людьми.

Выходит, «равенство для всех» становится равенством только для тех, кто согласен с новой моделью общества. А почему у правых не случалось таких же массовых репрессий и тотальной зачистки? Или я ошибаюсь, и случалось?

Правые диктаторы, вроде Франко или Пиночета, тоже убивали политических противников, но обычно не ставили целью полностью перестроить общество. Их задача была в том, чтобы сохранить существующий порядок, устранив только тех, кто этому порядку угрожал.

Левые же доходили до крайностей чаще, потому что стремились перестроить общество полностью, с нуля. В такой логике любой, кто хоть немного не вписывался в «новый мир», объявлялся врагом и подлежал зачистке.

Правые обычно преследовали людей по конкретным признакам: национальным, культурным или политическим. Левые же стремились к обобщениям, объявляя врагами целые социальные группы: «все богатые — враги», «интеллигенция — предатели». И тогда репрессии приобретали тотальный характер.

Значит ли это, что если выбирать из двух зол, то левые всё-таки хуже?

В умеренных версиях левые идеи сделали мир гуманнее – они добились прав человека, социальной защиты, справедливых условий труда. Но когда левые получают абсолютную власть, это часто приводит к террор.

Однако это не значит, что правые лучше. Если ты не подходишь под их картину мира — не та национальность, не то происхождение, не тот достаток — тебя маргинализируют, репрессируют или даже уничтожают.

Правые режимы, например, нацизм и фашизм, устраивали массовые чистки и геноцид по национальному или этническому признаку. Эти проявления ничуть не менее страшны, чем левый террор.

То есть, когда и левые, и правые получают абсолютную власть, они начинают заниматься угнетением несогласных?

Да, я склонен так считать. Но если отбросить крайности, то и левые, и правые в умеренных формах могут приносить обществу большую пользу. История показывает, что ни чисто левая, ни чисто правая модель в долгосрочной перспективе не работает. Наиболее успешные общества — это гибриды: правая рыночная экономика и левая социальная защита, левые социальные свободы и правые институты порядка.

Получается, баланс — это не стабильность, а постоянное трение противоположностей? И если одна сторона перевешивает, начинается перекос, а какая-то группа оказывается под угнетением?

Именно так. Баланс — это не конечная точка, а постоянный процесс, вечная борьба противоположностей. Без оппозиции любая система загнивает.

Ни одна идеология не способна полностью охватить сложность реальной жизни. Если общество слишком сильно уходит влево, оно рискует утонуть в беспомощности и бесконечном перераспределении ресурсов. Если оно слишком уходит вправо, то становится жёстким и несправедливым, где слабые просто «не выживают».

Левые двигают общество вперёд, добиваясь новых прав, социальной защиты и гуманизации. Правые не дают ему развалиться, сохраняя стабильность, порядок и институты. Этот маятник раскачивается постоянно: когда общество становится слишком жестоким, приходят левые, требуя справедливости. Когда оно становится слишком мягким и нестабильным — правые требуют порядка. Проблема лишь в том, что каждая сторона в конце концов заходит слишком далеко.

_______

*А теперь небольшое признание: профессора Александра Вестерова не существует, как и его книги. Я всё это выдумал, чтобы вам было проще вовлечься и дочитать до конца. Теперь можете расслабиться — весь этот текст просто мои собственные рассуждения. Надеюсь, вы не разочарованы, получили удовольствие от чтения и вам стало понятнее про правых и левых.