В настоящее время мы наблюдаем некоторый ренессанс аналогового звука. В основном, это винил, но и аналоговая магнитная запись не осталась в стороне. Какая то музыка выходит не только на виниле, но и на компакт кассетах.
Новые компакт кассеты можно купить на разных торговых площадках, по-моему, даже на «озоне». Ни о каком хроме-металле речь не идет, только самого начального уровня, тип 1.
Вот такое можно купить на aliexpress за 68 р.
Правда стоимость доставки они предлагают 590р.
Продаются и магнитолы, по виду напоминающие то, что сейчас называют “old school”.
Понятно, это дань моде и ожидать чего то, хоть как то напоминающего «хай-фай» здесь не нужно. Мода, сувенир.
Но т. н. аналоговый звук даже в эпоху тотальной цифры имеет своих последователей и сторонников.
Доказывать, что аналог лучше цифры или наоборот не имеет ни какого смысла. Это все субъективно.
Кому что нравится.
С другой стороны, релизы (не важно, пластинка, кассета, катушка) лучше всего звучат на оборудовании своего времени.
Это отдельная тема, там есть объективные и субъективные доводы и останавливаться на этом не будем.
Так, если с деками (кассетными, катушечными) и проигрывателями винила все более или менее ясно, это настоящий аналоговый звук и интерес к ним есть и довольно устойчивый, то аналоговая видеозапись осталась тут как то «не у дел», хотя видеомагнитофон — гораздо более высокотехнологичное устройство, чем кассетная дека.
Оно и понятно. Если аналоговый звук обладает определенными достоинствами, то современная цифровая картинка даже FullHD (не говоря уже о 2- , 4К) будет несоизмеримо лучше любой аналоговой записи VHS/S-VHS/Hi-8. Это объективно и никто с этим не спорит.
Поэтому особого спроса на технику и носители нет.
Стоимость хорошей компакт кассеты тип 2 или 4 превышает стоимость носителя VHS если не на порядок, то в несколько раз точно.
Хотя ленты в кассете VHS гораздо больше и сама лента довольно высокого качества. Некоторые умельцы режут ленты из кассет VHS и используют их в с обычными магнитофонами. Кто то (я видел как то ролик на youtube) использует видеоленты с 3-D принтером. Это совсем другая история.
Итак, речь пойдет о использовании видеомагнитофона для звукозаписи.
Если говорить просто о VHS устройстве, например таком:
то использовать его для записи звука — идея так себе. Он он будет не «хайфайнее», чем «Электроника 302».
Казалось бы, диапазон записываемых/воспроизводимых частот составляет несколько МГц, что там какие то пара десятков КГц?
Но сигналы аудио и видео записываются разными способами.
Видео записывается наклонно-строчным способом двумя головками, установленными в вращающемся барабане. А звук записывается неподвижной головкой по краю ленты.
Поэтому (линейная) скорость лента-аудиоголовка будет совсем небольшая, вдвое меньшая чем у обычного кассетного магнитофона. А вот скорость лента — видеоголовка действительно будет 4.86 м/с.
Немного позже появились видеомагнитофоны, где звук записывался с прежним качеством но уже стерео в некоторые модели в канал звука даже ставили Dolby B.
Иными словами из «Электроники 302» получили что то типа «Тоники-311». Качество звука осталось прежним. И звук по-прежнему был вторичен относительно видео.
Еще одна неприятная для аудио особенность — это автоматическое регулирование уровня записи, причем эта система АРУЗ имела относительно небольшую инерционность.
Те, кто смотрел кино на VHS в 80-е, должны хорошо помнить, как в тихих фрагментах фильма через некоторое время начинает увеличиваться шумы. Это особенно хорошо заметна на т. н. 2-х и 3-х копиях.
Ситуация изменилась примерно в середине 80-х, когда инженеры разработчики из JVC придумали, как использовать частотный диапазон, который предлагает наклонно-строчная запись для получения звука высокого качества. К тому же исторические условия уже намекали, что уже пора бы.
Новый улучшенный формат получил название VHS Hi-Fi. При этом совместимость с уже имеющимся парком VHS кассет и оборудования для выживания нового формата была абсолютно необходима.
Суть модернизации формата VHS проста и изящна.
Прежняя аудиодорожка по краю ленты остается без изменений, чтобы обеспечить совместимость с обычными устройствам, а двухканальное аудио (стерео сигнал) в частотно модулированном виде «запихнули» между сигналами цветности и яркости вот таким образом.
Таким образом формат VHS стал пригоден не только для записи видео, но и для качественной записи звука.
Техническая реализация тоже весьма изящна.
Запись видео как и прежде осуществляется парой вращающихся головок, а для записи аудио в БВГ (блок вращающихся головок, или, как еще называют, видеоцилиндр) добавлена еще одна пара для записи звукового частотно-модулированного сигнала. «Догрузить» уже имеющиеся видеоголовки еще одним сигналом не получилось, так как на разных частотах отдача у головок меняется и обеспечить равномерную отдачу по всей полосе на тот момент времени не представлялось возможным.
Поэтому аудиоголовки в БВГ имеют другой (больший) рабочий зазор и работают с большим током подмагничивания. А запись производится как бы двумя слоями.
Сначала пишется частотно модулированное аудио. Этот сигнал прописывается на большую глубину, а затем пишется видео. Видеоголовка прописывает свой сигнал на меньшую глубину. Чтобы избавиться от взаимопроникновения аудио- и видеоголовки имеют разный наклон (азимут) относительно дорожек на ленте.
Получилась такая вот двухслойная запись. Дальнейшим развитием стал формат S-VHS, но подсистема HiFi Audio там осталась прежней.
Аппарата S-VHS у меня нет, потому рассматривать его не будем.
Для примера, полоса записываемых — воспроизводимых частот для JVC HR791 составляет:
для линейной записи (неподвижной головкой) 70 - 10 000 Гц
Для FM канала Hi-Fi (наклонно-строчная запись) 20 - 20 000 Гц
На фото видна надпись 6 head. Применительно к данному аппарату это значит, что БВГ имеет две пары видеоголовок (одна пара для режима SP и одна — для LP) и пара аудиоголовок Hi-Fi. Одновременно все 6 головок не используются.
Причем качество записи канала Hi-Fi не зависит от линейной скорости ленты. Что в режиме SP, что в LP качество не изменится, так как используемые для записи звука частоты находятся даже не в середине, а ближе к началу диапазона.
Следствием является некритичность к качеству ленты. Единственное требование — на ленте не должно выть выпадений.
На моей практике выпадений сигнала на видеоленте не встречалось.
В 1985 году МЭК утвердил в качестве формата для бытовой видеозаписи предложенную Sony новую (на то время) систему записи на ленту шириной 8мм. Этот формат так и называется, Video 8 (об этом в свое время были статьи в «Радио»). Кассета Video 8 по размерам напоминает обычную компакт-кассету, а по конструкции -видеокассету.
Запись производится так же как у VHS, наклонно-строчным способом, однако, в отличие от VHS блок головок (БВГ) имеет всего три головки.
Видео и аудио записываются одной и той же парой головок, плюс головка стирания размещается в том же барабане.
Диаметр барабана видеоголовок в форматеVideo-8 принят равным 40 мм. Угол охвата лентой барабана составляет 220°. Скорость движения ленты - 14,3 мм/с. Скорость вращения барабана с видеоголовками составляет 25 об/с, или в системе NTSC, где частота полей 60 Гц, - 30 об/с.
Помимо миниатюризации аппараты формата Video-8 привлекают оригинальными конструктивными решениями. Среди них - запись и воспроизведение с помощью одних и тех же вращающихся видео-аудио магнитных головок одновременно как видеосигналов, так и сигналов Hi-Fi аудио. При этом звукозапись может выполняться головками одновременно как монофоническая в виде ЧМ-сигналов с полосой 20 кГц, так и стереофоническая в виде ИКМ сигналов с полосой 15 кГц.
Формат Video-8 предлагает три способа записи сигналов звукового сопровождения:
• монофоническую запись звуковых сигналов стационарной универсальной головкой на продольную дорожку;
• монофоническую ЧМ-запись звуковых сигналов одновременно с записью сигналов изображения двумя вращающимися головками — способ Hi-Fi записи сигналов звукового сопровождения (Рабочие зазоры звуковых вращающихся головок в формате Video-8 развернуты на ±10° относительно перпендикуляра к направлению их движения. ЧМ звуковой сигнал записывается на несущей 1,5 МГц с девиацией 100 кГц.);
• запись стереофонических звуковых сигналов с импульсно-кодовой модуляцией. Данный способ записи применяется для особо высококачественной записи-воспроизведения звука. При ИКМ обеспечивается динамический диапазон до 80 дБ. ИКМ звуковой сигнал представляет собой последовательность 13-разрядных слов. Из 13 разрядов 8 отводятся для квантования сигнала по уровню при частоте дискретизации 31,5кГц. Остальные разряды являются контрольными (проверочными).
Спектр записываемого сигнала на ленту в формате Video8/Hi-8 не особенно отличается от формата VHS.
Но это только описание формата, и абсолютно не означает, что все аппараты с маркой Video 8/Hi8 обладают всеми упомянутыми возможностями.
Некоторые видеокамеры (камкодеры) формата 8мм могут записывать звук только в монофоническом виде, некоторые — в режиме стерео.
Если говорить о деках формата 8мм — тот тут разнообразие еще больше.
Моя дека, Sony EV-C500E.
может записывать стереофонический звук от 20 до 20000 Гц и имеет только одну рабочую скорость (SP)
Есть более продвинутые (и соответственно дорогие) модели, где поддерживается также меньшая скорость (LP).
Деки Sony EV-S900 (Hi8), Sony EV-S800, Sony EV-S700U и Pioneer VE-D77 (Video8) имеют режим, который называют многоканальной ИКМ (в англоязычной литературе PCM) записью.
В то время как другие 8-миллиметровые видеомагнитофоны поддерживают только одну стереофоническую PCM-запись, эти устройства обеспечивают пять дополнительных стереофонических PCM-дорожек, которые записываются в области видеосигнала. Это позволяет 8-миллиметровым кассетам хранить 6 параллельных звуковых дорожек, каждая продолжительностью до 4 часов (в режиме LP). Одновременно можно записывать или прослушивать только одну стереодорожку, а выбор дорожек осуществляется с помощью кнопки «Многоканальная PCM-запись».
У меня возникает ассоциация с некогда популярными 8-и дорожечными картриджами.
Но такой деки у меня нет и никогда не было, опыта пользования тоже нет.
В теории все выглядит довольно привлекательно.
Но есть особенности.
То что, так сказать, лежит на поверхности, самое очевидное.
1. Если видеосигнал по своей природе дискретен (строки, полукадры), то звуковой сигнал непрерывен и переключение считывающих головок создает специфичную помеху, называемую шумом коммутации. С этим явлением борются, к каких то моделях более успешно, в каких то менее. Кто то эти шумы слышит, кто то — нет. На мой взгляд, серьезно принимать их во внимание, наверное, нестоит.
2. Это регулирование уровня записи. Большинство видеомагнитофонов, как Hi-Fi, так и обычных имеют автоматическую регулировку уровня записи. Для видео это некритично, а вот для звукозаписи — есть вопросы. Поэтому при использовании Hi-Fi видеомагнитофона без ручной регулировки уровня записи нажо более тщательно выбирать материал. Если аудиопрограмма достаточно динамичная и высокие уровни чередуются с низкими так, что система АРУЗ не успевает скорректировать усиление, то все будет хорошо.
Но записывать на такой магнитофон что то вроде «Болеро» Равеля я бы не стал.
Еще один нюанс, больше актуально для VHS, Чуть меньше для Video 8. Полоса частот аудиотракта частично пересекается с нижней боковой полосой ЧМ спектра сигнала яркости. Поэтому для получения лучшего результата при записи аудио Hi-Fi на видеовход желательно подавать сигнал черного поля.
На практике при записи аудио обычного качества, как музыка с YouTube на слух разницы между Hi-Fi звуком с VHS или Video8 я не заметил.
Опыты я проводил на JVC HR791 (VHS) и Sony EV-C500E (8мм). Обе деки не имеют ручной регулировки уровня записи.
Но для серьезного Hi-Fi, наверное, все таки нужна дека "покруче" тех, что живут в моем "заповеднике".
Продолжение и, возможно, окончание, следует.