Найти в Дзене
у Техномага

Видеомагнитофоны Hi-Fi. Второе дыхание.

В настоящее время мы наблюдаем некоторый ренессанс аналогового звука. В основном, это винил, но и аналоговая магнитная запись не осталась в стороне. Какая то музыка выходит не только на виниле, но и на компакт кассетах. Новые компакт кассеты можно купить на разных торговых площадках, по-моему, даже на «озоне». Ни о каком хроме-металле речь не идет, только самого начального уровня, тип 1. Вот такое можно купить на aliexpress за 68 р. Правда стоимость доставки они предлагают 590р. Продаются и магнитолы, по виду напоминающие то, что сейчас называют “old school”. Понятно, это дань моде и ожидать чего то, хоть как то напоминающего «хай-фай» здесь не нужно. Мода, сувенир. Но т. н. аналоговый звук даже в эпоху тотальной цифры имеет своих последователей и сторонников. Доказывать, что аналог лучше цифры или наоборот не имеет ни какого смысла. Это все субъективно. Кому что нравится.
С другой стороны, релизы (не важно, пластинка, кассета, катушка) лучше всего звучат на оборудовании своего вре

В настоящее время мы наблюдаем некоторый ренессанс аналогового звука. В основном, это винил, но и аналоговая магнитная запись не осталась в стороне. Какая то музыка выходит не только на виниле, но и на компакт кассетах.

Новые компакт кассеты можно купить на разных торговых площадках, по-моему, даже на «озоне». Ни о каком хроме-металле речь не идет, только самого начального уровня, тип 1.

Вот такое можно купить на aliexpress за 68 р.

Это можно купить на Aliexpress.
Это можно купить на Aliexpress.

Правда стоимость доставки они предлагают 590р.

Продаются и магнитолы, по виду напоминающие то, что сейчас называют “old school”.

Понятно, это дань моде и ожидать чего то, хоть как то напоминающего «хай-фай» здесь не нужно. Мода, сувенир.

Но т. н. аналоговый звук даже в эпоху тотальной цифры имеет своих последователей и сторонников.

Доказывать, что аналог лучше цифры или наоборот не имеет ни какого смысла. Это все субъективно.

Кому что нравится.
С другой стороны, релизы (не важно, пластинка, кассета, катушка) лучше всего звучат на оборудовании своего времени.

Это отдельная тема, там есть объективные и субъективные доводы и останавливаться на этом не будем.

Так, если с деками (кассетными, катушечными) и проигрывателями винила все более или менее ясно, это настоящий аналоговый звук и интерес к ним есть и довольно устойчивый, то аналоговая видеозапись осталась тут как то «не у дел», хотя видеомагнитофон — гораздо более высокотехнологичное устройство, чем кассетная дека.

Оно и понятно. Если аналоговый звук обладает определенными достоинствами, то современная цифровая картинка даже FullHD (не говоря уже о 2- , 4К) будет несоизмеримо лучше любой аналоговой записи VHS/S-VHS/Hi-8. Это объективно и никто с этим не спорит.

Поэтому особого спроса на технику и носители нет.

Стоимость хорошей компакт кассеты тип 2 или 4 превышает стоимость носителя VHS если не на порядок, то в несколько раз точно.

Хотя ленты в кассете VHS гораздо больше и сама лента довольно высокого качества. Некоторые умельцы режут ленты из кассет VHS и используют их в с обычными магнитофонами. Кто то (я видел как то ролик на youtube) использует видеоленты с 3-D принтером. Это совсем другая история.

Итак, речь пойдет о использовании видеомагнитофона для звукозаписи.

Если говорить просто о VHS устройстве, например таком:

Двухголовочный односкоростной Akai VS-23.
Двухголовочный односкоростной Akai VS-23.

то использовать его для записи звука — идея так себе. Он он будет не «хайфайнее», чем «Электроника 302».

Казалось бы, диапазон записываемых/воспроизводимых частот составляет несколько МГц, что там какие то пара десятков КГц?

Но сигналы аудио и видео записываются разными способами.

Видео записывается наклонно-строчным способом двумя головками, установленными в вращающемся барабане. А звук записывается неподвижной головкой по краю ленты.

Раcположение дорожек на ленте VHS.
Раcположение дорожек на ленте VHS.

Поэтому (линейная) скорость лента-аудиоголовка будет совсем небольшая, вдвое меньшая чем у обычного кассетного магнитофона. А вот скорость лента — видеоголовка действительно будет 4.86 м/с.

Немного позже появились видеомагнитофоны, где звук записывался с прежним качеством но уже стерео в некоторые модели в канал звука даже ставили Dolby B.

Иными словами из «Электроники 302» получили что то типа «Тоники-311». Качество звука осталось прежним. И звук по-прежнему был вторичен относительно видео.

Еще одна неприятная для аудио особенность — это автоматическое регулирование уровня записи, причем эта система АРУЗ имела относительно небольшую инерционность.

Те, кто смотрел кино на VHS в 80-е, должны хорошо помнить, как в тихих фрагментах фильма через некоторое время начинает увеличиваться шумы. Это особенно хорошо заметна на т. н. 2-х и 3-х копиях.

Ситуация изменилась примерно в середине 80-х, когда инженеры разработчики из JVC придумали, как использовать частотный диапазон, который предлагает наклонно-строчная запись для получения звука высокого качества. К тому же исторические условия уже намекали, что уже пора бы.

Новый улучшенный формат получил название VHS Hi-Fi. При этом совместимость с уже имеющимся парком VHS кассет и оборудования для выживания нового формата была абсолютно необходима.

Суть модернизации формата VHS проста и изящна.

Прежняя аудиодорожка по краю ленты остается без изменений, чтобы обеспечить совместимость с обычными устройствам, а двухканальное аудио (стерео сигнал) в частотно модулированном виде «запихнули» между сигналами цветности и яркости вот таким образом.

Спектр записываемого сигнала.
Спектр записываемого сигнала.

Таким образом формат VHS стал пригоден не только для записи видео, но и для качественной записи звука.

Техническая реализация тоже весьма изящна.

Запись видео как и прежде осуществляется парой вращающихся головок, а для записи аудио в БВГ (блок вращающихся головок, или, как еще называют, видеоцилиндр) добавлена еще одна пара для записи звукового частотно-модулированного сигнала. «Догрузить» уже имеющиеся видеоголовки еще одним сигналом не получилось, так как на разных частотах отдача у головок меняется и обеспечить равномерную отдачу по всей полосе на тот момент времени не представлялось возможным.

Поэтому аудиоголовки в БВГ имеют другой (больший) рабочий зазор и работают с большим током подмагничивания. А запись производится как бы двумя слоями.

Сначала пишется частотно модулированное аудио. Этот сигнал прописывается на большую глубину, а затем пишется видео. Видеоголовка прописывает свой сигнал на меньшую глубину. Чтобы избавиться от взаимопроникновения аудио- и видеоголовки имеют разный наклон (азимут) относительно дорожек на ленте.

Глубинная запись аудио.
Глубинная запись аудио.

Получилась такая вот двухслойная запись. Дальнейшим развитием стал формат S-VHS, но подсистема HiFi Audio там осталась прежней.

Аппарата S-VHS у меня нет, потому рассматривать его не будем.

Для примера, полоса записываемых — воспроизводимых частот для JVC HR791 составляет:

для линейной записи (неподвижной головкой) 70 - 10 000 Гц

Для FM канала Hi-Fi (наклонно-строчная запись) 20 - 20 000 Гц

Мой JVC HR791.
Мой JVC HR791.

На фото видна надпись 6 head. Применительно к данному аппарату это значит, что БВГ имеет две пары видеоголовок (одна пара для режима SP и одна — для LP) и пара аудиоголовок Hi-Fi. Одновременно все 6 головок не используются.

Причем качество записи канала Hi-Fi не зависит от линейной скорости ленты. Что в режиме SP, что в LP качество не изменится, так как используемые для записи звука частоты находятся даже не в середине, а ближе к началу диапазона.

Следствием является некритичность к качеству ленты. Единственное требование — на ленте не должно выть выпадений.

На моей практике выпадений сигнала на видеоленте не встречалось.

В 1985 году МЭК утвердил в качестве формата для бытовой видеозаписи предложенную Sony новую (на то время) систему записи на ленту шириной 8мм. Этот формат так и называется, Video 8 (об этом в свое время были статьи в «Радио»). Кассета Video 8 по размерам напоминает обычную компакт-кассету, а по конструкции -видеокассету.

Среднестатистическая кассета 8мм 90 минут.
Среднестатистическая кассета 8мм 90 минут.

Запись производится так же как у VHS, наклонно-строчным способом, однако, в отличие от VHS блок головок (БВГ) имеет всего три головки.

Блок вращающихся головок формата 8мм.
Блок вращающихся головок формата 8мм.

Видео и аудио записываются одной и той же парой головок, плюс головка стирания размещается в том же барабане.
Диаметр барабана видеоголовок в форматеVideo-8 принят равным 40 мм. Угол охвата лентой барабана составляет 220°. Скорость движения ленты - 14,3 мм/с. Скорость вращения барабана с видеоголовками составляет 25 об/с, или в системе NTSC, где частота полей 60 Гц, - 30 об/с.

Помимо миниатюризации аппараты формата Video-8 привлекают оригинальными конструктивными решениями. Среди них - запись и воспроизведение с помощью одних и тех же вращающихся видео-аудио магнитных головок одновременно как видеосигналов, так и сигналов Hi-Fi аудио. При этом звукозапись может выполняться головками одновременно как монофоническая в виде ЧМ-сигналов с полосой 20 кГц, так и стереофоническая в виде ИКМ сигналов с полосой 15 кГц.

Формат Video-8 предлагает три способа записи сигналов звукового сопровождения:

• монофоническую запись звуковых сигналов стационарной универсальной головкой на продольную дорожку;

• монофоническую ЧМ-запись звуковых сигналов одновре­менно с записью сигналов изображения двумя вращающимися го­ловками — способ Hi-Fi записи сигналов звукового сопровождения (Рабочие зазоры звуковых вращающихся головок в формате Video-8 развернуты на ±10° относительно перпендикуляра к направле­нию их движения. ЧМ звуковой сигнал записывается на несущей 1,5 МГц с девиацией 100 кГц.);

• запись стереофонических звуковых сигналов с импульсно-кодовой модуляцией. Данный способ записи применяется для осо­бо высококачественной записи-воспроизведения звука. При ИКМ обеспечивается динамический диапазон до 80 дБ. ИКМ звуковой сигнал представляет собой последовательность 13-разрядных слов. Из 13 разрядов 8 отводятся для квантования сигнала по уровню при частоте дискретизации 31,5кГц. Остальные разряды являются контрольными (проверочными).

Спектр записываемого сигнала на ленту в формате Video8/Hi-8 не особенно отличается от формата VHS.

-9

Но это только описание формата, и абсолютно не означает, что все аппараты с маркой Video 8/Hi8 обладают всеми упомянутыми возможностями.

Некоторые видеокамеры (камкодеры) формата 8мм могут записывать звук только в монофоническом виде, некоторые — в режиме стерео.

Если говорить о деках формата 8мм — тот тут разнообразие еще больше.

Моя дека, Sony EV-C500E.

Моя дека,  Sony EV-C500E.
Моя дека, Sony EV-C500E.

может записывать стереофонический звук от 20 до 20000 Гц и имеет только одну рабочую скорость (SP)

Есть более продвинутые (и соответственно дорогие) модели, где поддерживается также меньшая скорость (LP).

Деки Sony EV-S900 (Hi8), Sony EV-S800, Sony EV-S700U и Pioneer VE-D77 (Video8) имеют режим, который называют многоканальной ИКМ (в англоязычной литературе PCM) записью.
В то время как другие 8-миллиметровые видеомагнитофоны поддерживают только одну стереофоническую PCM-запись, эти устройства обеспечивают пять дополнительных стереофонических PCM-дорожек, которые записываются в области видеосигнала. Это позволяет 8-миллиметровым кассетам хранить 6 параллельных звуковых дорожек, каждая продолжительностью до 4 часов (в режиме LP). Одновременно можно записывать или прослушивать только одну стереодорожку, а выбор дорожек осуществляется с помощью кнопки «Многоканальная PCM-запись».

У меня возникает ассоциация с некогда популярными 8-и дорожечными картриджами.

Но такой деки у меня нет и никогда не было, опыта пользования тоже нет.

В теории все выглядит довольно привлекательно.

Но есть особенности.

То что, так сказать, лежит на поверхности, самое очевидное.

1. Если видеосигнал по своей природе дискретен (строки, полукадры), то звуковой сигнал непрерывен и переключение считывающих головок создает специфичную помеху, называемую шумом коммутации. С этим явлением борются, к каких то моделях более успешно, в каких то менее. Кто то эти шумы слышит, кто то — нет. На мой взгляд, серьезно принимать их во внимание, наверное, нестоит.
2. Это регулирование уровня записи. Большинство видеомагнитофонов, как Hi-Fi, так и обычных имеют автоматическую регулировку уровня записи. Для видео это некритично, а вот для звукозаписи — есть вопросы. Поэтому при использовании Hi-Fi видеомагнитофона без ручной регулировки уровня записи нажо более тщательно выбирать материал. Если аудиопрограмма достаточно динамичная и высокие уровни чередуются с низкими так, что система АРУЗ не успевает скорректировать усиление, то все будет хорошо.
Но записывать на такой магнитофон что то вроде «Болеро» Равеля я бы не стал.

Еще один нюанс, больше актуально для VHS, Чуть меньше для Video 8. Полоса частот аудиотракта частично пересекается с нижней боковой полосой ЧМ спектра сигнала яркости. Поэтому для получения лучшего результата при записи аудио Hi-Fi на видеовход желательно подавать сигнал черного поля.

На практике при записи аудио обычного качества, как музыка с YouTube на слух разницы между Hi-Fi звуком с VHS или Video8 я не заметил.

Опыты я проводил на JVC HR791 (VHS) и Sony EV-C500E (8мм). Обе деки не имеют ручной регулировки уровня записи.

Но для серьезного Hi-Fi, наверное, все таки нужна дека "покруче" тех, что живут в моем "заповеднике".

Продолжение и, возможно, окончание, следует.