Найти в Дзене

Анна Бох: художница, коллекционер и вдохновительница бельгийского искусства

Анна Бох — имя, которое может быть не так широко известно, как Ван Гог или Гоген, но ее вклад в искусство конца XIX – начала XX века нельзя переоценить. Она была талантливой художницей, коллекционером и меценатом, поддерживавшей новые художественные течения и молодых талантов. Открытая к экспериментам, Анна вдохновлялась пуантилизмом, дивизионизмом и японским искусством, а также была единственной женщиной в известной бельгийской художественной группе «Les XX». Помимо живописи, Анна Бох оставила след в мире искусства как покровительница Ван Гога и Сёра, коллекционер и даже владелица уникального дома в стиле ар-нуво. Давайте подробнее разберем ключевые моменты ее жизни и творчества. В 1883 году в Брюсселе была основана группа «Les XX» — сообщество художников, дизайнеров и скульпторов, стремившихся продвигать новое искусство. Среди участников были такие известные мастера, как Джеймс Энсор, Фернан Кнопф и Фелисьен Ропс. Впоследствии к ним присоединились Огюст Роден, Поль Синьяк и Винсент
Оглавление

Анна Бох — имя, которое может быть не так широко известно, как Ван Гог или Гоген, но ее вклад в искусство конца XIX – начала XX века нельзя переоценить. Она была талантливой художницей, коллекционером и меценатом, поддерживавшей новые художественные течения и молодых талантов.

Тео ван Риссельберге. Анна Бох в своей студии, 1889-1893. Музей изящных искусств, Спрингфилд
Тео ван Риссельберге. Анна Бох в своей студии, 1889-1893. Музей изящных искусств, Спрингфилд

Открытая к экспериментам, Анна вдохновлялась пуантилизмом, дивизионизмом и японским искусством, а также была единственной женщиной в известной бельгийской художественной группе «Les XX». Помимо живописи, Анна Бох оставила след в мире искусства как покровительница Ван Гога и Сёра, коллекционер и даже владелица уникального дома в стиле ар-нуво.

Давайте подробнее разберем ключевые моменты ее жизни и творчества.

Единственная женщина в группе «Les XX»

В 1883 году в Брюсселе была основана группа «Les XX» — сообщество художников, дизайнеров и скульпторов, стремившихся продвигать новое искусство. Среди участников были такие известные мастера, как Джеймс Энсор, Фернан Кнопф и Фелисьен Ропс. Впоследствии к ним присоединились Огюст Роден, Поль Синьяк и Винсент Ван Гог.

Анна Бох, Женщина в пейзаже, 1890-1892. Музей Стеделийк, Амстердам. Справа: Анна Бош. Водоноска. Частная коллекция
Анна Бох, Женщина в пейзаже, 1890-1892. Музей Стеделийк, Амстердам. Справа: Анна Бош. Водоноска. Частная коллекция

Анна Бох стала единственной женщиной в этой группе, присоединившись в 1885 году. Она активно участвовала в выставках и вскоре получила официальное признание: в 1902 году бельгийское государство приобрело ее картину Берег Бретани, которая теперь находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.

Анна Бох. Берег Бретани, около 1901. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Анна Бох. Берег Бретани, около 1901. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Экспериментатор и поклонница новых направлений

Анна Бох всегда проявляла интерес к художественным новшествам. В 1883 году группа «Les XX» столкнулась с разногласиями из-за картины Жоржа Сёра Воскресный день на острове Гранд-Жатт, выполненной в технике пуантилизма. Этот стиль делил художников на сторонников и противников.

Анна Бох. Вид на тенистую тропинку. Частная коллекция
Анна Бох. Вид на тенистую тропинку. Частная коллекция

Бох поддержала это направление, а бельгийский художник Тео ван Риссельберге познакомил ее с дивизионизмом. Вдохновившись, она начала применять его элементы в своих работах, сочетая с личными мотивами и атмосферой созерцательной красоты.

Анна Бох. Возвращение с рыбалки, 1891. Частная коллекция
Анна Бох. Возвращение с рыбалки, 1891. Частная коллекция

Она также интересовалась школой Понт-Авена, движением «Наби» и японским искусством, что делало творчество Анны уникальным.

Коллекционер: владелица картин Ван Гога и Гогена

Анна Бох была не только художницей, но и увлеченным коллекционером. К моменту своей смерти в ее собрании было более 400 произведений искусства.

Поль Синьяк. Бухта, 1906. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Поль Синьяк. Бухта, 1906. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Самый известный факт — она владела двумя картинами Ван Гога:

  • Красные виноградники в Арле (по легенде, единственная работа, проданная художником при жизни);
  • Ла-Кро с цветущими персиковыми деревьями, купленная Анной после его смерти.
Винсент Ван Гог. Ла-Кро с цветущими персиковыми деревьями, 1889. Галерея Курто, Лондон
Винсент Ван Гог. Ла-Кро с цветущими персиковыми деревьями, 1889. Галерея Курто, Лондон

В начале XX века она продала обе работы, чтобы приобрести картину Сёра. Позже Бох завещала часть своей коллекции Королевскому музею изящных искусств Бельгии.

Жорж Сера. Сена у Гранд-Жатт, 1888. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Жорж Сера. Сена у Гранд-Жатт, 1888. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Связь с керамическим искусством

Семья Бох имела отношение к производству фарфора, владея фабрикой Boch. Анна тоже принимала участие в керамическом искусстве, создавая уникальные узоры и рисунки на фарфоровых изделиях.

Анна Бох. Тарелка из сервиза, 1886. Коллекция города Ла-Лувьер, Бельгия
Анна Бох. Тарелка из сервиза, 1886. Коллекция города Ла-Лувьер, Бельгия

Она также сыграла ключевую роль в карьере двух художников:

  • Альфред Уильям Финч, ставший известным дизайнером в Финляндии;
  • Шарль Катто, чьи работы оказали значительное влияние на стиль компании Boch.
Альфред Уильям Финч. Кубок с волной и луной, 1900. Справа: Шарль Катто. Ваза с цветами, для Boch Frères, 1936
Альфред Уильям Финч. Кубок с волной и луной, 1900. Справа: Шарль Катто. Ваза с цветами, для Boch Frères, 1936

В 1927 году Анна организовала у себя дома выставку своих картин и изделий Катто, подчеркивая связь живописи и декоративного искусства.

Покровительница ар-нуво

Анна Бох была не только художницей, но и ценительницей архитектуры. Она поддержала Виктора Орта, одного из основателей стиля ар-нуво, когда он еще был малоизвестным архитектором.

Анна Бох сидит у камина, спроектированного Виктором Орта, ок. 1903. Справа: Лестница особняка Анны Бох, спроектированная Виктором Орта
Анна Бох сидит у камина, спроектированного Виктором Орта, ок. 1903. Справа: Лестница особняка Анны Бох, спроектированная Виктором Орта

Она заказала у него проект дома, в котором он продумал все детали — от мебели до металлических конструкций. Однако вскоре Анна Бох неожиданно переехала. Некоторые элементы, созданные Ортой, она забрала с собой, включая знаменитую лестницу и камин, которые позже стали частью интерьера ее нового дома.

Редкий факт: Анна Бох была автовладелицей

В начале XX века владение автомобилем было редкостью, особенно для женщины. Анна Бох не только владела машиной, но и активно путешествовала, находя новые сюжеты для своих пейзажей.

Анна Бох. Дюны на солнце, 1903, Музей Иксель, Брюссель
Анна Бох. Дюны на солнце, 1903, Музей Иксель, Брюссель

Еще один любопытный факт: у нее был личный водитель, и она научила его рисовать! Это лишний раз подчеркивает страсть Анны к искусству и желание делиться своими знаниями.

Жорж Леммен- Портрет Анны Бох, 1894
Жорж Леммен- Портрет Анны Бох, 1894

Анна Бох была не просто художницей, а человеком с широчайшим кругозором. Она не боялась экспериментировать с новыми стилями, поддерживала молодых талантов и собирала коллекцию, которая до сих пор восхищает искусствоведов.

Она была новатором своего времени: единственная женщина в «Les XX», коллекционер, поддерживавший Ван Гога и Гогена, и даже обладательница автомобиля в начале XX века.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и донатом. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/

Музеи
137 тыс интересуются