Дебютный роман Вероники Рот «Дивергент» взорвал читательские рейтинги и был признан бестселлером New York Times. Книга переведена более, чем на 40 языков, и получила множество наград. Только в Америке в 2013 году она была издана почти 7-миллионным тиражом.
Я несколько раз смотрела экранизацию «Дивергента». Она меня впечатлила настолько, что даже написанная мною книга «Земля XXIII» приобрела некоторые черты того мира, например, разделение людей по профессиональным фракциям. Сделала я это неспециально, и обратила внимание только после того, как мои первые читатели указали на этот факт. Я тогда даже расстроилась немного, но затем поняла, что на самом деле все истории давно прожиты и придуманы. Тем более дальше мой сюжет пошел совсем в другую сторону.
А в прошлом году я прочитала трилогию, но как-то всё руки не доходили до отзыва. Сегодня предлагаю обсудить, почему «Дивергент» так полюбился читателям. Если у вас есть мнение на этот счёт, напишите в комментарии.
Сюжет «Дивергента»
В постапокалиптическом Чикаго население города разделено на пять фракций: Альтруизм, Эрудиция, Товарищество, Правдолюбие и Лихость. Подростки, достигшие шестнадцати, проходят тестирование, которое показывает к какой фракции они принадлежат, и затем посвящают свою жизнь служению фракции.
Девушка Беатрис проходит тестирование со странными результатами: она дивергент — у неё есть черты сразу нескольких фракций. Однако, экзаменатор предупреждает, чтобы она держала это в секрете, иначе может попасть в неприятности.
Когда происходит символичное распределение подростков по фракциям, Беатрис выбирает Лихость, и это тем более странно, потому что вся её семья альтруисты. С этого момента девушка больше не может общаться с семьёй и попадает в новый жестокий мир, где ей предстоит стать бойцом или изгнанной.
При этом в городе зреет переворот: эрудиты хотят свергнуть правящую фракцию альтруистов при помощи лихих и найти всех дивергентов ради своих корыстных целей. Трис предстоит разобраться в ситуации.
Мир, где подростка определяют по одной черте
Когда речь заходит об антиутопиях, мы часто представляем себе тоталитарные режимы, слежку, репрессии и уничтожение свободы в привычном политическом контексте. Но антиутопия «Дивергент» строится не на прямом подавлении, а на кажущемся выборе. Главная опасность — не контроль, а навязанная структура, которая лишает человека возможности быть собой.
В мире «Дивергента» всё общество поделено на фракции — не по профессии, не по материальному положению, не по статусу, а по чертам характера. Храбрые живут с храбрыми, честные с честными, заботливые с заботливыми. Система выглядит логично: каждый делает то, к чему склонен, и таким образом сохраняется порядок. Но цена этого порядка — отказ от многогранности личности. Человек должен выбрать только одну свою черту характера и жить в согласии с ней всю жизнь, даже если она не отражает его целиком.
Система не терпит смешанных типов. Они считаются опасными, потому что непредсказуемы. В них нельзя вживить шаблон поведения, и они способны разрушить порядок.
Система фракций и подростковое самоопределение
Беатрис (Трис) оказывается дивергентом, и ей предстоит выжить в расслоённом обществе. Но этот роман не столько о борьбе личности против системы, как в большинстве антиутопий, сколько о поиске себя и самоидентификации. На фоне жёстких правил и давления Трис задаётся вопросами, которые знакомы каждому подростку: кто я? какая я? можно ли быть собой, если не вписываешься в окружение?
Борьба за идентичность является центральной темой книги. В поисках Трис своей идентичности трудно не увидеть отражение реальной жизни большинства подростков, когда они сталкиваются с навязанными обществом ролями, ожиданиями, социальными масками. Как легко они учатся принадлежать к социально-культурной группе, пряча свои отличия: часто доброту, таланты, чувства. В «Дивергенте» это гипертрофировано: выбор фракции становится вопросом жизни и смерти, и если подросток не вписывается — он вне закона.
Насилие как испытание и взросление
Роман полон жестоких эпизодов. Во многих фракциях подростки проходят суровые испытания, сражаются, подвергаются унижениям. Всё это подано как часть взросления — как будто в этом мире стать взрослым можно только через боль.
Если провести параллель с реальной жизнью, то в ней подростки при взрослении тоже часто подвергаются насилию со стороны взрослых и сверстников. Причем насилие, в основном, приобретает психологическую форму. Чего только стоит буллинг, как правило, из-за того что жертва чем-то отличается от остальных. Вот почему подростки часто стремятся быть «как остальные». Таким образом, подростковый возраст — это своего рода тоже антиутопия. Ведь в антиутопиях режимы часто стараются уравнять всех людей.
Важно, что насилие в книге не романтизируется. Оно вызывает тревогу и заставляет задуматься. А нужно ли так? Почему общество не может признать уязвимость и многообразие, а вместо этого закаляет через страдание?
Возможно, именно поэтому «Дивергент» получил широкий отклик среди молодых людей. Книга-то о них и их основной проблеме.
Почему книга так популярна
В общем, «Дивергент» нащупал боль своих читателей. А ещё он был опубликован на фоне моды на подростковые антиутопии и сумел сказать своим читателям, что их отличия от окружающих — это их сила.
Немаловажно, что книга работает на уровне динамики: она увлекает. Быстрый сюжет, внутренние и внешние конфликты, сильная главная героиня, зарождающаяся любовь — всё это держит внимание.
Кстати, если трилогия «Дивергент» вам понравилась, советую подборку из двадцати похожих книг:
И приглашаю вас подписаться на мой канал и группу ВКонтакте.