Справедливость — одна из древнейших ценностей человечества. Ей посвящены трактаты философов, законы государств и даже религиозные заповеди. Но чем больше мы стремимся к ней, тем чаще сталкиваемся с парадоксом: то, что кажется справедливым одним, другим видится вопиющей несправедливостью.
Что такое справедливость?
Справедливость — это не универсальная истина, а моральный конструкт, определяющий понимание о должном, зависящий от культуры, эпохи и личного опыта.
- Аристотель разделял её на распределительную (каждому по заслугам) и уравнительную (все равны перед законом).
- Джон Ролз в «Теории справедливости» предлагал оценивать её через «вуаль неведения»: правила общества должны быть такими, какие люди выбрали бы, не зная своего будущего статуса.
Как можно заметить, никакие традиционные ценности не позволят обнаружить застывшей во времени всеобщей справедливости, ведь она изменяется вместе с людьми.
Субъективность справедливости
Конфликты возникают, потому что каждая сторона опирается на свою систему координат:
- Соседские войны. Жильцы дома спорят о парковке: одни хотят зону для детей, другие — место для машин. Для первых справедливость — безопасность, для вторых — удобство.
- Рабочие конфликты. Руководитель сокращает премии из-за кризиса, сотрудники видят в этом нарушение договорённостей. Чья позиция справедлива?
- Невиновные осуждённые. Многие из тех, кто осуждён по уголовным статьям, считают, что они сидят «ни за что». Это объясняется как особенностями психики осуждённых, так и несовершенством судебной системы.
В силу разных взглядов на справедливость, она должна определяться в дискуссии, исходя из мнения большинства.
«Жизнь несправедлива» это парадокс?
Часто можно услышать: «мир не справедлив» или «жизнь несправедлива». Однако те, кто так говорит, считают это должным положением вещей. То есть, исходя из термина справедливости, несправедливость они считают справедливой, поскольку говорят о ней как о норме.
В чём ошибка?
1. «Мир справедлив» и «мир не справедлив» не находятся в состоянии противоречия, как это представляется при бинарном подходе. Мы говорим о бесчисленных событиях, часть из которых справедлива, а часть — нет.
2. Важно понимать, по отношению к кому проявляется справедливость.
Что чаще всего называют несправедливым?
1. Законы
Принято считать, что право — это система общеобязательных юридических норм, выражающих волю общества. Но есть ли знак равенства между правом капиталистического государства и волей общества?
- Пример 1: Повышение пенсионного возраста в России (2018 г.) одни сочли справедливым из-за демографического кризиса, другие — нарушением социального договора.
- Пример 2: В 2020 году в Белоруссии иммунитет силовиков за действия на протестах для одних был «восстановлением законности», для других — произволом.
Похожие ситуации с блокировкой интернет-ресурсов, ростом налогового бремени и др. подтверждают тезис: право — это воля господствующей группы, возведённая в закон.
Для того чтобы законы можно было назвать справедливыми, они должны отражать волю большинства.
2. Решения государственных органов
Действия судов и других государственных органов основаны на законах, Но слабая законность проявляет противоречивость (в таких случаях вспоминают поговорку «закон, закон что дышло, куда повернул туда и вышло»), либо отрывается от практики (в таких случаях законы называют мёртвыми). Причины:
- Несовершенство законов и низкая правовая грамотность.
- Нехватка ресурсов для их исполнения.
- Личные интересы чиновников.
- Политические амбиции правящих кругов.
При справедливых законах необходим высокий уровень организации и мотивации для их исполнения.
3. Войны
Принято делить войны на «захватнические» и «освободительные». Однако в современных обществах с социальным расслоением войны чаще ведутся в интересах элит. Пропаганда маскирует это под «борьбу за справедливость».
Справедливой война может быть только в интересах большинства.
4. Поступки
Люди чаще всего поступают именно так, как сами на тот момент считают справедливым. Поэтому одно и то же событие может быть справедливым для одного человека, например, вора и несправедливым для другого, например, жертвы. Кроме того, переосмысление своих действий может привести человека к выводу об их несправедливости.
5. Судьба
Людям свойственно называть случайность, произошедшую с незаслуживающим это человеком несправедливой. Однако, случайность —непредсказуемое стечение обстоятельств, а не результат реализации чьей-то воли. Поэтому называть случайность несправедливой некорректно.
Вывод
Справедливость остаётся инструментом в руках тех, кто обладает властью её определять. Если кто-то говорит, что хочет справедливости, это не значит, что он хочет её для всех. Справедливость всегда чья-то: народная, воровская, эксплуататорская. Чем больше группа людей, объединённых общими взглядами, тем ближе её «справедливость» к абстрактному идеалу.
***
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.
Ставьте лайки, комментируйте и делитесь с друзьями, если считаете, что эту статью стоит увидеть большему числу людей.