Внимание, спойлеры к эпизоду 7 сериала "Сорвиголова: Рожденный заново"!
Сериал "Сорвиголова: Рожденный заново" представил нового врага для Сорвиголовы — убийцу-художника Музу, который стал одним из самых пугающих злодеев в киновселенной Marvel. Как и в комиксах, Муза охотится на невинных людей и использует их кровь для создания своих мрачных фресок по всему Нью-Йорку. В последнем эпизоде, "Искусство ради искусства", раскрывается истинная личность Музы: им оказывается психически неуравновешенный молодой человек по имени Бастиан Купер (Хантер Духан), который хочет создать свой последний "шедевр" с помощью крови психиатра Хизер Гленн (Маргарита Левиева), к которой он испытывает симпатию. Но Бастиан не знает, что бойфренд Хизер, Мэтт Мердок (Чарли Кокс), — это Сорвиголова. После того как Сорвиголова срывает планы Музы и вступает в кровавую схватку с ним, Хизер смертельно ранит его.
Эпизод "Искусство ради искусства" вызвал неоднозначную реакцию, в основном из-за того, как в нем раскрывается образ Музы. Если не считать его смерти, тот факт, что "Сорвиголова: Рожденный заново" полностью раскрыл его личность, лишил персонажа той загадочности, которая делала его столь привлекательным в комиксах. Кроме того, мотивы Музы в сериале кажутся гораздо слабее, чем в комиксах.
Личность Музы никогда не раскрывалась в комиксах о Сорвиголове
В комиксах о Сорвиголове, созданных Чарльзом Соулом и Роном Гарни, о Музе не было известно практически ничего. У него не было предыстории, только извращенное чувство цели в своем искусстве. Его способности были связаны с этим: он мог поглощать сенсорную информацию, что делало его неуловимым для гиперчувств Сорвиголовы. Читатели никогда не знали, когда он нанесет следующий удар, что делало его еще более пугающим. В отличие от этого, в эпизоде "Искусство ради искусства" раскрытие тайны личности Музы лишает его значительной части угрозы. Да, остается элемент напряжения, когда начинают складываться детали о личности Бастиана, но это не сравнится с видом жуткой фигуры в белой маске, утаскивающей тела для своего нового "художественного проекта".
Бастиан также объясняет причины своих фресок, что выглядит совершенно неубедительно. В духе типичного "богатого белого мальчика" он обижается на родителей за то, что они не поддержали его художественную карьеру, и считает, что только Хизер его понимает. Это делает его менее угрожающим и больше похожим на героя документального фильма на Hulu или Netflix. Это также сильно отклоняется от комиксов, где Муза стремился создать "искусство" и верил, что может создать красоту из чего угодно, независимо от того, насколько это ужасно.
Муза — доказательство того, что не каждый злодей должен быть сложным
Попытка сделать Музу более человечным в "Сорвиголове: Рожденный заново" становится ловушкой, в которую попадает большинство современных медиа: считается, что человечность делает злодея более интересным. Ведь такие злодеи Marvel, как Эрик Киллмонгер (Майкл Б. Джордан) и Танос (Джош Бролин), казались убедительными благодаря своим глубоким мотивам. Но именно отсутствие предыстории делало Музу интересным персонажем. Он был воплощением зла, которое невозможно понять, бездной, грозящей поглотить тебя.
Муза — доказательство того, что не каждый суперзлодей должен быть трагической фигурой, как Магнито, или грозным завоевателем, как Доктор Дум. Иногда хочется увидеть по-настоящему отвратительного злодея, и, дав Музе предысторию — да еще и такую банальную, — "Сорвиголова: Рожденный заново" лишил его того, что делало его великим злодеем.
На протяжении всего эпизода "Искусство ради искусства" Бастиан Купер рассказывает Хизер, что она "раскрыла" его истинное "я". Это вызывает множество вопросов, в частности, что именно Хизер пишет в своих терапевтических книгах, но также подчеркивает, насколько банальна предыстория Бастиана. Его одержимость Хизер вызывает еще один важный вопрос: разве Муза не должен был быть одержим Сорвиголовой? Его картины в основном были посвящены Сорвиголове, Карателю (Джон Бернтал) и Уилсону Фиску (Винсент Д'Онофрио), поэтому логичнее было бы, если бы он создавал свои фрески, чтобы привлечь внимание Сорвиголовы. Это придало бы сериалу интригу и соответствовало бы комиксам. Похищение Музой Анджелы дель Торо (Камила Родригес) — именно это и заставляет Мэтта снова надеть свой костюм. Но это имело бы большее значение, если бы было направлено на то, чтобы выманить Бесстрашного на встречу с Музой.
Если Муза был одержим, разве не Сорвиголовой?
В комиксах действительно показана одержимость Музы Сорвиголовой и его тогдашним напарником, Блайндспотом. Эта одержимость приобретает ужасающий оборот, когда Муза загоняет Блайндспота в угол и выкалывает ему глаза, а затем ломает свои пальцы, прежде чем Сорвиголова успевает отомстить. Позже Муза сбегает и сражается с Блайндспотом в последний раз, прежде чем сжечь себя заживо. Но даже это не стало концом его истории: недавно Муза вернулся в "Сорвиголова: Ад разверзся" Эрики Шульц и Валентины Пины, где он вселился в тело молодой девушки и побуждал ее продолжать его кровавое дело. Но, лишив Музу его способностей, "Сорвиголова: Рожденный заново" упустил возможность сделать что-то интересное с этим персонажем, включая подготовку его соперничества с Блайндспотом и его возвращения из мертвых. Это обидно, потому что комиксная версия Музы — действительно пугающий враг и заслуживала гораздо лучшего.