Найти в Дзене
Альбатрос на Дзене

Просветление советской оптики

Оглавление

📖 Что такое просветление вообще?

Это тончайшее многослойное покрытие на поверхности линзы, которое снижает отражение света от стекла и увеличивает его пропускание.

Без него каждая линза в объективе отражала бы по 4-10% света, и суммарно изображение теряло бы контраст, яркость, а в кадре гуляли бы блики и паразитные ореолы.

📊 Зачем разный цвет?

Разные цвета — это визуальный эффект от состава и толщины просветляющего слоя.

Толщина покрытия регулирует,
какие длины волн оно подавляет (подавляет отражение) и какие пропускает. А цвет — побочный эффект этой настройки.

Вот на пальцах:

  • Зеленое свечение — значит, просветление подавляет отражение в синей и красной зоне спектра, пропуская зелёный (или наоборот, по толщине плёнки).
  • Жёлтое, фиолетовое, розовое — то же самое, но со сдвигом спектра.

📌 Что делали советские инженеры:

Советская школа долгое время использовала однослойное или двухслойное просветление, а позже пришли к многослойным (МС) покрытиям:

  • МС-линзы в СССР — это где-то 5-7 слоев, обычно зелёно-фиолетового оттенка.
  • Делали его из фторидов магния, оксидов и других химикатов, напыляемых вакуумом.
  • Советы на практике подбирали покрытия так, чтобы повысить контраст в условиях советской плёнки, которая была менее контрастной, чем западная.

📸 А влияет ли цвет на картинку?

Влияет, но нюансно:

  • Цвет покрытия косвенно влияет на цветопередачу и контраст.

    Например:
    Зелёное просветление чуть гасит холодные тона и делает кадр
    теплее и контрастнее.
    Фиолетовое или розовое — наоборот, может дать кадру
    лёгкий холодный оттенок.
    Жёлтое — чаще встречается на старых линзах и иногда даёт изображению
    винтажный, чуть тёплый тон.

На цифре это всё правится за пару секунд, но характер картинки от оптики с разным просветлением на глаз всё равно различается.

🎯 Вывод:

👉 Цвет просветления — не прихоть, а результат подгонки многослойного покрытия под конкретный спектр отражений.

👉 Зелёное — не лучше и не хуже жёлтого или фиолетового, это
разная философия обработки изображения и контраста.

На Юпитере-21М как раз классическое зелёно-фиолетовое МС, дающее хорошую контрастность и умеренно тёплую картинку.

🔥 Бонус-факт:

В СССР фраза «МС-объектив» была крутым показателем качества, как сейчас — «Zeiss T*». Если бы ты в 1980-х пришёл на пляж с МС Юпитером-21М, тебя бы выловили фотографы из журнала «Советское фото», а рядом лежащие красотки попросили бы плёнку на память.

Хочешь — могу набросать список советских объективов с самыми разными оттенками просветления и их эффектами. Интересно?