Английский термин «punk» имеет богатую историю своих трансформаций. Когда-то сам великий У. Шекспир в пьесе «Мера за меру» данным словом называл продажных женщин недостойного поведения. Годы спустя, под этим термином уже подразумевали «заключённых». К концу прошлого века, на вопрос, что значит слово «punk», любой уже ответил бы вам, что это переводится как отбросы или грязь.
Какая молодежная субкультура прошлого столетия максимально ярко отпечаталась в европейской и американской культуре, музыке и истории? Несомненно, одна из таких субкультур – панк-движение. Этот стиль характерен провокационным внешним видом, антиправительственными лозунгами и собственным течением в музыке. Во главу угла молодежь этого движения всегда ставила анархизм, левые социальные идеологии и принцип DIY, то есть «сделай сам»: главное для панков полностью оставаться независимыми и не подчиняться системе.
История субкультуры
Панк-движение и история его зарождения тесно связаны с политикой, и появилась такая культуры среди молодежи не от хорошей жизни. Зародилось течение в рабочих районах США и Великобритании в начале 70х годов прошлого столетия – время сильного упадка этих стран. Рабочая молодежь больше не могла позволить себе модные байки, красивую одежду, праздный образ жизни. Рок-н-Рол превратился в гламурную попсу, и как говорили парки «продался индустрии и системе». С экранов ТВ и билбордов на молодежь смотрели патлатые холеные мальчики, улыбаясь во все тридцать два белоснежных зуба. Как протест и противопоставление всему этому появилась «панк-сцена», участники которой откровенно фальшивили во время исполнения своей музыки, и зачастую толком не умели играть на музыкальных инструментах. Но разве это нужно? Ведь главной целью такой музыки было обратить внимание общества на свой протест, чтобы люди заметили этот бунт и задумались о своей системной унылой жизни.
Так, долгое время жанр панк-рок пребывал в нише локальных андеграундных сцен, всячески отторгая любое отождествление с мейнстримом. Но шло время, и даже этот независимый протестный жанр в итоге начал сотрудничество с крупными музыкальными лейблами.
Год за годом музыка бунтарей менялась и развивалась. В какой-то момент на сцене уверенно обозначились две наиболее значимые группы этой культуры, которые можно сказать, стали ее вдохновителями и кумирами. В Нью-Йорке этой группой стали знаменитые Ramones, а в Лондоне - Sex Pistols. Пик популярности этих исполнителей сыграл ключевую роль в укреплении идеологии панков, и их протеста против общества и государства.
Почему культура взяла название «punk»?
Перевод этого слова мы уже обсудили ранее, и это всегда было что-то дрянное, нехорошее. К субкультуре молодежи этот термин одними из первых начали применять музыкальные критики, описывающие панк-рок сцену и музыку этого жанра. Ну а затем, это дерзкое и броское слово прижилось, им стали описывать всё, что отвергало социальные и этические нормы общества.
В чем разница между панк-музыкой и классическим роком? Всё это один жанр. Но звучание у дерзкого punk-rock направления отличается громкими гитарными аккордами, быстрым темпом и предпочтением примитивных звуков. В классическом же роке мы слышим четкий ритмический рисунок и мелодичные гитарные риффы.
Панки открыто выступают против коммерциализации музыкальной индустрии, поэтому поют будто бы намеренно плохо и фальшиво. А также позволяют себе на сцене различные непристойности и дикие выходки.
Поколению панков предшествовали так называемые «битники», и связующим звеном между ними выступала Патти Смит - «крёстная мать панк-движения». Такое прозвище закрепилось за Патти, американской поэтессой и певицей, вомногом благодаря её дебютному альбому «Horses». Эта пластинка сыграла важную роль в становлении панк-культуры в музыкальной сфере.
Также нельзя не упомянуть эпатажного Игги Попа, солиста группы The Stooge. Именно он ввел тренд на дикие выходки со сцены. Игги был одним из первых прыгнувшим в толпу со сцены! Его считают родоначальником «стейдж дайвинга». Игги Поп в свои лучшие музыкальные годы был просто олицетворением протеста, эпатажа и треша: он резал себе бритвой грудь, его тошнило прямо на сцене во время выступления, а под конец концерта он демонстрировал публике расстегнутую ширинку. На мероприятиях группы The Stooge считалось нормой выступать перед зрителями с обнаженным торсом, оскорблять публику в зале и прыгать с разбега в толпу со сцены!
Как реагировали власти на подобные инциденты? Конечно, первой реакцией были попытки запретить такое творчество. Разошедшихся подростков сажали в тюрьмы, пытались наказывать и привлекать к ответственности за дикие выходки. Однако, это только разжигало интерес молодежи к протестной культуре.
В итоге власти сдались и разрешили к проведению подобные концерты. Панков даже пустили в ТВ-эфиры. И это был своего рода конец для культуры протеста, ведь они начали сотрудничать с системой. Жанр панк купили, выставили всем на обозрение, разрешили его на официальном уровне. Это полностью разрушило весь антисоциальный посыл субкультуры и положило конец «панк революция» в Великобритании.
Панк-рок продолжил свое существование, но существенно видоизменился, становясь всё более мелодичным, электронным и профессиональным с музыкальной точки зрения. Даже тексты песен перестали быть столь дикими и вульгарными.
Отношение субкультуры к политике
Прямой связи с конкретным политическим течением у этой субкультуры нет, но как правило «дети помойки» (как они сама себя назвали) были сторонниками прогрессивных взглядов и социально направленных идеологий. Среди молодежи этого движения были распространены анархичные взгляды на жизнь и общество, стремление к полной личной свободе и независимости от системы – для панков предельно важно было не продаваться, не прогибаться под государство, а рассчитывать лишь на самого себя. Многие из них поддерживали одно или несколько из следующих политических течений: анархизм, нигилизм, социализм, антикапитализм, антимилитаризм, антисексизм, антирасизм, антинационализм и т.д.
Внешность и стиль типичного панка
Субкультуры диктовала своим приверженцам максимальный эпатаж во внешнем виде: крашеные яркие волосы, ирокезы, начесы – были обычной прической классического панка 80х годов.
Ирокезы нередко фиксировали пивом, чтобы они держали форму и стояли «торчком».
Представитель этой культуры был одет в закатанные джинсы, нередко вымоченные предварительно в растворе отбеливателя (так достигался эффект ржавых разводов). Панки предпочитают массивные тяжелые ботинки или кеды на шнуровке, вроде «конверсов». Моду на такие кеды привили юному поколению участники группы Ramones, которые в свою очередь подглядели эту идею у мексиканских неблагополучных подростков на улицах гетто.
Еще один обязательный атрибут одежды панка — кожаная куртка-косуха, мода на которую зародилась еще в 50ые годы. Когда-то это была часть мотоциклистов и рок-н-ролльщиков. «Кожанки» символизировали попытки субкультуры вернуть драйв и дерзость в рок-музыку, те самые, которые были отняты массовой коммерциализаций индустрии.
В одежде типичного представителя панк-движения преобладает «стиль смерти» и соответствующие атрибуты и аксессуары: черепа, кресты и т.д. Протестная молодёжь также носит черные напульсники и кожаные ошейники с шипами или заклепками. Нередко к джинсам крепят цепи от собачьих поводков.
Почему панки носят ирокез?
Впервые эта прическа запомнилась всем в исполнении солиста шотландской панк-группы по имени Уотти Бьюкэн, после чего это стало своеобразным символом и трендом среди протестно настроенной молодежи. И по сей день на тематический концертах можно увидеть молодых людей с ирокезами на голове. Это некий символ несогласия с навязываемыми обществом стереотипами стиля и красоты, дошедший до наших дней.
Панк-культура в СССР и России 00х годов
В СССР молодежь впервые узнала о существовании такой субкультуры после обличающих ее публикаций в советской прессе. Власти советов ожидали согласной реакции юного поколения на порицание такого дерзкого и противоречивого стиля! Но произошло обратное. У панк-стиля и культуры в целом появились новые фанаты.
«Панки хой!» — пожалуй, этот лозунг на слуху у многих, кто родился и вырос в позднем СССР и начале 90х годов. Именно в тот период такое панк-приветствие прочно укоренилось в русском языке.
Откуда пошло это выражение, кто первым выкрикнул этот лозунг? Мнения на этот счет расходятся. Есть версия, что русскоязычное «Хой!» образовано от английского «Oi!» - своеобразного приветственного слова, распространенного в Лондоне среди низших социальных слоёв молодежи.
Когда этот звучный выкрик просочился в русскоязычное сообщество субкультуры протеста, к нему присоединилась буква «х», что добавляла лозунгу дополнительной дерзости и бунта. Ведь само слово теперь было созвучно одним небезызвестным ругательством нашего языка.
Есть также версия, что выкрик «хой» основан на английском «oi-oi-oi». Такое тройное «ой» звучало нередко в 70ые годы прошлого столетия в музыкальных треках скинхедов. Эти песни послужили образованием нового стиля того времени с названием «ой» или «стрит-панк». Постепенно выкрикивать «ой» во время исполнения песен стали уже массово многие артисты схожего жанра. На ранней постсоветской сцене возгласы «хой» первыми стали звучать от Егора Летова в песнях группы «Гражданская оборона» и Юрия Хой (группа Сектор Газа).
В зависимости от локации и места жительства панки в СССР отличались друг от друга идеологически и внешне. К примеру, сибирские представители этой культуры вышли из движения «хиппи», которое разочаровало их и стало толчком к отрицанию и ненависти. А в Таллине молодежь была схожа с английской и шведской культурой.
Московские панки выглядели осень по-разному, любили различные музыкальные группы и у всех были собственные тусовки.
В Ленинграде юные протестанты системы вели довольно богемный образ жизни и устраивали панк-перформансы, одни из первых в СССР.
Самым ярким и первым представителем панк-культуры на сцене в СССР принято считать Андрея Свина Панова, лидера музыкальной группы из Ленинграда «Автоматические удовлетворители». Он вел себя максимально эпатажно и дико, как на сцене, так и в обычной жизни.
Был инцидент, когда Панов справил нужду в парадной Бориса Гребенщикова. Этот акт протеста и вызова общественной морали был далеко не единственным случаем.
Андрей Панов являлся лидером тусовки панков в Питере, в которой состоял даже сам Виктор Цой в свои юные года.
Когда Союз распался, 90ые годы подарили нам много культовых знаменитых панк-групп российской сцены, таких как «НАИВ», «Последние танки в Париже», «F.P.G.», «Бригадный подряд», «Тараканы!», «Азъ», «Король и Шут» и т.д.
Затем наступает временное затишье интереса к панковой музыке в России вплоть до второй половины 00ых годов.
Сегодняшние панки
Многие представители культуры наших дней говорят своей страстью к панк-музыке обязаны во многом творчеству современных лайт-панк (легкого панка) групп, таких как Blink 182, Sum41, Fall Out Boy, Simple Plan и прочих.
В новой музыке этого жанра значительно более мягкое звучание, близкое к поп-исполнению. К тому же тексты песен тоже стали более позитивные и не политизированные, в отличие от прежних.
Можно сказать, что на сегодняшний день панк-культура как протест и вызов больше не живет. Она трансформировалась в молодежную тусовку, где больше нет места политическим протестам и морально-нравственным ценностям. Даже внешний облик и стиль больше не выглядят столько дико и несуразно.
Сегодня от прежней культуры, в ее первозданном виде и идеологии, не осталось и следа. Панк не исчез, он переродился в различные новые течения, такие называемые «пост-панки». Как будет развиваться это движение дальше – сказать сложно. Но дух противоречия присущ его представителям до сих пор.