Найти в Дзене
женечка данилова

Субкультура «Панки»: протест обществу и вызов власти, системе, прежним устоям

Английский термин «punk» имеет богатую историю своих трансформаций. Когда-то сам великий У. Шекспир в пьесе «Мера за меру» данным словом называл продажных женщин недостойного поведения. Годы спустя, под этим термином уже подразумевали «заключённых». К концу прошлого века, на вопрос, что значит слово «punk», любой уже ответил бы вам, что это переводится как отбросы или грязь. Какая молодежная субкультура прошлого столетия максимально ярко отпечаталась в европейской и американской культуре, музыке и истории? Несомненно, одна из таких субкультур – панк-движение. Этот стиль характерен провокационным внешним видом, антиправительственными лозунгами и собственным течением в музыке. Во главу угла молодежь этого движения всегда ставила анархизм, левые социальные идеологии и принцип DIY, то есть «сделай сам»: главное для панков полностью оставаться независимыми и не подчиняться системе. История субкультуры Панк-движение и история его зарождения тесно связаны с политикой, и появилась такая культ

Английский термин «punk» имеет богатую историю своих трансформаций. Когда-то сам великий У. Шекспир в пьесе «Мера за меру» данным словом называл продажных женщин недостойного поведения. Годы спустя, под этим термином уже подразумевали «заключённых». К концу прошлого века, на вопрос, что значит слово «punk», любой уже ответил бы вам, что это переводится как отбросы или грязь.

группа Sex Pistols
группа Sex Pistols

Какая молодежная субкультура прошлого столетия максимально ярко отпечаталась в европейской и американской культуре, музыке и истории? Несомненно, одна из таких субкультур – панк-движение. Этот стиль характерен провокационным внешним видом, антиправительственными лозунгами и собственным течением в музыке. Во главу угла молодежь этого движения всегда ставила анархизм, левые социальные идеологии и принцип DIY, то есть «сделай сам»: главное для панков полностью оставаться независимыми и не подчиняться системе.

История субкультуры

Панк-движение и история его зарождения тесно связаны с политикой, и появилась такая культуры среди молодежи не от хорошей жизни. Зародилось течение в рабочих районах США и Великобритании в начале 70х годов прошлого столетия – время сильного упадка этих стран. Рабочая молодежь больше не могла позволить себе модные байки, красивую одежду, праздный образ жизни. Рок-н-Рол превратился в гламурную попсу, и как говорили парки «продался индустрии и системе». С экранов ТВ и билбордов на молодежь смотрели патлатые холеные мальчики, улыбаясь во все тридцать два белоснежных зуба. Как протест и противопоставление всему этому появилась «панк-сцена», участники которой откровенно фальшивили во время исполнения своей музыки, и зачастую толком не умели играть на музыкальных инструментах. Но разве это нужно? Ведь главной целью такой музыки было обратить внимание общества на свой протест, чтобы люди заметили этот бунт и задумались о своей системной унылой жизни.

Так, долгое время жанр панк-рок пребывал в нише локальных андеграундных сцен, всячески отторгая любое отождествление с мейнстримом. Но шло время, и даже этот независимый протестный жанр в итоге начал сотрудничество с крупными музыкальными лейблами.

Год за годом музыка бунтарей менялась и развивалась. В какой-то момент на сцене уверенно обозначились две наиболее значимые группы этой культуры, которые можно сказать, стали ее вдохновителями и кумирами. В Нью-Йорке этой группой стали знаменитые Ramones, а в Лондоне - Sex Pistols. Пик популярности этих исполнителей сыграл ключевую роль в укреплении идеологии панков, и их протеста против общества и государства.

-2

Почему культура взяла название «punk»?

Перевод этого слова мы уже обсудили ранее, и это всегда было что-то дрянное, нехорошее. К субкультуре молодежи этот термин одними из первых начали применять музыкальные критики, описывающие панк-рок сцену и музыку этого жанра. Ну а затем, это дерзкое и броское слово прижилось, им стали описывать всё, что отвергало социальные и этические нормы общества.

В чем разница между панк-музыкой и классическим роком? Всё это один жанр. Но звучание у дерзкого punk-rock направления отличается громкими гитарными аккордами, быстрым темпом и предпочтением примитивных звуков. В классическом же роке мы слышим четкий ритмический рисунок и мелодичные гитарные риффы.

Панки открыто выступают против коммерциализации музыкальной индустрии, поэтому поют будто бы намеренно плохо и фальшиво. А также позволяют себе на сцене различные непристойности и дикие выходки.

Поколению панков предшествовали так называемые «битники», и связующим звеном между ними выступала Патти Смит - «крёстная мать панк-движения». Такое прозвище закрепилось за Патти, американской поэтессой и певицей, вомногом благодаря её дебютному альбому «Horses». Эта пластинка сыграла важную роль в становлении панк-культуры в музыкальной сфере.

Патти Смит
Патти Смит

Также нельзя не упомянуть эпатажного Игги Попа, солиста группы The Stooge. Именно он ввел тренд на дикие выходки со сцены. Игги был одним из первых прыгнувшим в толпу со сцены! Его считают родоначальником «стейдж дайвинга». Игги Поп в свои лучшие музыкальные годы был просто олицетворением протеста, эпатажа и треша: он резал себе бритвой грудь, его тошнило прямо на сцене во время выступления, а под конец концерта он демонстрировал публике расстегнутую ширинку. На мероприятиях группы The Stooge считалось нормой выступать перед зрителями с обнаженным торсом, оскорблять публику в зале и прыгать с разбега в толпу со сцены!

Игги Поп
Игги Поп

Как реагировали власти на подобные инциденты? Конечно, первой реакцией были попытки запретить такое творчество. Разошедшихся подростков сажали в тюрьмы, пытались наказывать и привлекать к ответственности за дикие выходки. Однако, это только разжигало интерес молодежи к протестной культуре.

В итоге власти сдались и разрешили к проведению подобные концерты. Панков даже пустили в ТВ-эфиры. И это был своего рода конец для культуры протеста, ведь они начали сотрудничать с системой. Жанр панк купили, выставили всем на обозрение, разрешили его на официальном уровне. Это полностью разрушило весь антисоциальный посыл субкультуры и положило конец «панк революция» в Великобритании.

Панк-рок продолжил свое существование, но существенно видоизменился, становясь всё более мелодичным, электронным и профессиональным с музыкальной точки зрения. Даже тексты песен перестали быть столь дикими и вульгарными.

Отношение субкультуры к политике

Прямой связи с конкретным политическим течением у этой субкультуры нет, но как правило «дети помойки» (как они сама себя назвали) были сторонниками прогрессивных взглядов и социально направленных идеологий. Среди молодежи этого движения были распространены анархичные взгляды на жизнь и общество, стремление к полной личной свободе и независимости от системы – для панков предельно важно было не продаваться, не прогибаться под государство, а рассчитывать лишь на самого себя. Многие из них поддерживали одно или несколько из следующих политических течений: анархизм, нигилизм, социализм, антикапитализм, антимилитаризм, антисексизм, антирасизм, антинационализм и т.д.

Внешность и стиль типичного панка

Субкультуры диктовала своим приверженцам максимальный эпатаж во внешнем виде: крашеные яркие волосы, ирокезы, начесы – были обычной прической классического панка 80х годов.

Ирокезы нередко фиксировали пивом, чтобы они держали форму и стояли «торчком».

Представитель этой культуры был одет в закатанные джинсы, нередко вымоченные предварительно в растворе отбеливателя (так достигался эффект ржавых разводов). Панки предпочитают массивные тяжелые ботинки или кеды на шнуровке, вроде «конверсов». Моду на такие кеды привили юному поколению участники группы Ramones, которые в свою очередь подглядели эту идею у мексиканских неблагополучных подростков на улицах гетто.

Еще один обязательный атрибут одежды панка — кожаная куртка-косуха, мода на которую зародилась еще в 50ые годы. Когда-то это была часть мотоциклистов и рок-н-ролльщиков. «Кожанки» символизировали попытки субкультуры вернуть драйв и дерзость в рок-музыку, те самые, которые были отняты массовой коммерциализаций индустрии.

В одежде типичного представителя панк-движения преобладает «стиль смерти» и соответствующие атрибуты и аксессуары: черепа, кресты и т.д. Протестная молодёжь также носит черные напульсники и кожаные ошейники с шипами или заклепками. Нередко к джинсам крепят цепи от собачьих поводков.

-5

Почему панки носят ирокез?

Впервые эта прическа запомнилась всем в исполнении солиста шотландской панк-группы по имени Уотти Бьюкэн, после чего это стало своеобразным символом и трендом среди протестно настроенной молодежи. И по сей день на тематический концертах можно увидеть молодых людей с ирокезами на голове. Это некий символ несогласия с навязываемыми обществом стереотипами стиля и красоты, дошедший до наших дней.

Панк-культура в СССР и России 00х годов

В СССР молодежь впервые узнала о существовании такой субкультуры после обличающих ее публикаций в советской прессе. Власти советов ожидали согласной реакции юного поколения на порицание такого дерзкого и противоречивого стиля! Но произошло обратное. У панк-стиля и культуры в целом появились новые фанаты.

«Панки хой!» — пожалуй, этот лозунг на слуху у многих, кто родился и вырос в позднем СССР и начале 90х годов. Именно в тот период такое панк-приветствие прочно укоренилось в русском языке.

-6

Откуда пошло это выражение, кто первым выкрикнул этот лозунг? Мнения на этот счет расходятся. Есть версия, что русскоязычное «Хой!» образовано от английского «Oi!» - своеобразного приветственного слова, распространенного в Лондоне среди низших социальных слоёв молодежи.

Когда этот звучный выкрик просочился в русскоязычное сообщество субкультуры протеста, к нему присоединилась буква «х», что добавляла лозунгу дополнительной дерзости и бунта. Ведь само слово теперь было созвучно одним небезызвестным ругательством нашего языка.

Есть также версия, что выкрик «хой» основан на английском «oi-oi-oi». Такое тройное «ой» звучало нередко в 70ые годы прошлого столетия в музыкальных треках скинхедов. Эти песни послужили образованием нового стиля того времени с названием «ой» или «стрит-панк». Постепенно выкрикивать «ой» во время исполнения песен стали уже массово многие артисты схожего жанра. На ранней постсоветской сцене возгласы «хой» первыми стали звучать от Егора Летова в песнях группы «Гражданская оборона» и Юрия Хой (группа Сектор Газа).

Солист группы "Сектор Газа" Юрий Хой (второй справа)
Солист группы "Сектор Газа" Юрий Хой (второй справа)

В зависимости от локации и места жительства панки в СССР отличались друг от друга идеологически и внешне. К примеру, сибирские представители этой культуры вышли из движения «хиппи», которое разочаровало их и стало толчком к отрицанию и ненависти. А в Таллине молодежь была схожа с английской и шведской культурой.

Московские панки выглядели осень по-разному, любили различные музыкальные группы и у всех были собственные тусовки.

В Ленинграде юные протестанты системы вели довольно богемный образ жизни и устраивали панк-перформансы, одни из первых в СССР.

Самым ярким и первым представителем панк-культуры на сцене в СССР принято считать Андрея Свина Панова, лидера музыкальной группы из Ленинграда «Автоматические удовлетворители». Он вел себя максимально эпатажно и дико, как на сцене, так и в обычной жизни.

Был инцидент, когда Панов справил нужду в парадной Бориса Гребенщикова. Этот акт протеста и вызова общественной морали был далеко не единственным случаем.

Андрей Панов являлся лидером тусовки панков в Питере, в которой состоял даже сам Виктор Цой в свои юные года.

Когда Союз распался, 90ые годы подарили нам много культовых знаменитых панк-групп российской сцены, таких как «НАИВ», «Последние танки в Париже», «F.P.G.», «Бригадный подряд», «Тараканы!», «Азъ», «Король и Шут» и т.д.

Затем наступает временное затишье интереса к панковой музыке в России вплоть до второй половины 00ых годов.

Сегодняшние панки

Многие представители культуры наших дней говорят своей страстью к панк-музыке обязаны во многом творчеству современных лайт-панк (легкого панка) групп, таких как Blink 182, Sum41, Fall Out Boy, Simple Plan и прочих.

В новой музыке этого жанра значительно более мягкое звучание, близкое к поп-исполнению. К тому же тексты песен тоже стали более позитивные и не политизированные, в отличие от прежних.

Американская панк-рок-группа The Offspring
Американская панк-рок-группа The Offspring

Можно сказать, что на сегодняшний день панк-культура как протест и вызов больше не живет. Она трансформировалась в молодежную тусовку, где больше нет места политическим протестам и морально-нравственным ценностям. Даже внешний облик и стиль больше не выглядят столько дико и несуразно.

Сегодня от прежней культуры, в ее первозданном виде и идеологии, не осталось и следа. Панк не исчез, он переродился в различные новые течения, такие называемые «пост-панки». Как будет развиваться это движение дальше – сказать сложно. Но дух противоречия присущ его представителям до сих пор.