Река Самара (также известна как Самарка) – крупная водная артерия Оренбургской и Самарской областей, левый приток Волги. Она играет важную роль в истории и природном наследии региона, привлекая внимание судоводителей, краеведов и любителей истории. В этой статье представлены географические особенности Самары, её историческое использование, сведения о затонувших судах, памятные события, современное состояние реки и навигации, а также обзор доступных карт глубин.
Река Самара берёт начало на северных склонах возвышенности Общий Сырт (Оренбургская область) и течёт в северо-западном направлении по Оренбургской и Самарской областям России. Впадая в Саратовское водохранилище Волги у городского округа Самара, Самара образует характерную дугу вблизи устья. Длина реки составляет 594 км, площадь водосборного бассейна – около 46,5 тыс. км². Скорость течения умеренная; питание преимущественно снеговое, с весенним половодьем в апреле – начале мая (до 80% годового стока). В летнюю межень расход воды сильно падает – до ~3,7 м³/с , поэтому река значительно мелеет в тёплое время года. Средний же годовой расход у села Елшанка (близ устья) оценивается в ~47 м³/с.
Географическое положение и притоки.
Бассейн реки включает лесостепные и степные ландшафты Среднего Поволжья. В долине Самары насчитывается свыше 2,5 тысяч малых озёр и водохранилищ общей площадью ~63,7 км². Ширина речной долины достигает 10–16 км, причём к левому берегу склоны пологие, а правый берег часто ограничен возвышенностями. Основными притоками Самары являются реки: Большой Кинель (правый приток, впадает на 44 км от устья), Ток (правый, 276 км от устья), Бузулук (левый, 269 км от устья), Малый Уран и Большой Уран (правые притоки в верховьях). В среднем течении в Самару также впадают более мелкие реки и балки, такие как Колтубанка, Елшанка, Сорочка и др. Ширина русла невелика в истоке, но в низовьях (ближе к Волге) река разливается шире, образуя пойму до 9 км у города Самары.
Глубины и особенности дна.
В верхнем течении Самара имеет высокие глинистые берега и сильно меандрирует (извивается), подмывая берега. Пойма там сложена плотными суглинками. Ниже по течению русло преимущественно песчаное, местами заиленное. В среднем течении усиливается размыв берегов на изгибах – в некоторых излучинах берега отступают на 13–14 метров в год, оголяя свежие осыпи. В низовьях река течёт по широкой равнине; дно в основном песчаное, с участками илистых отложений и зарослями водной растительности. Ранее Самара была полноводнее, однако в последние годы наблюдается обмеление: некогда глубокая и судоходная река местами обмелела настолько, что вместо русла появляются сплошные песчаные перекаты. По данным Росводресурсов, процесс обмеления зашёл далеко, и в ряде участков летом русло пересыхает. Тем не менее, в районе устья глубины остаются достаточными для движения небольших судов.
Судоходность.
Официально река Самара судоходна лишь на 41 км от устья. Это означает, что около первых 40 километров течения от впадения в Волгу поддерживаются для навигации – здесь могут проходить речные суда классов «река» и маломерные пассажирские корабли. В этом отрезке русло обычно обозначено навигационными знаками и буями, особенно в месте впадения в Волгу, где находится Самарский речной порт. Выше по течению, за пределами 41-го километра, река мелеет, и регулярное судоходство затруднено. Фактически, средние и верхние участки доступны лишь для легких катеров, лодок и туристических байдарок. Тем не менее, исторически Самара имела значение как водный путь местного значения: по ней сплавляли лес, зерно и другие грузы к Волге, а зимой использовали как удобную ледовую дорогу. Сегодня основное значение реки для навигации – это местное судоходство (рыбацкие и прогулочные лодки) и водный туризм, а также обеспечение доступа маломерных судов к затонам и пристаням в черте города Самары.
Историческая справка
Древние сведения и происхождение названия.
Река Самара известна с глубокой древности. Впервые она упоминается в 922 году в записях арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана. Во время посольской миссии в Волжскую Булгарию ибн Фадлан отметил переправу через реку “Самур” – так тюрко-булгары называли Самару . Позднее река появилась на средневековых картах: на знаменитой Герефордской карте мира (1260 г.) она уже обозначена . Название “Самара”, по одной из версий, имеет тюркское происхождение: от старотюркских слов “сам” (степь) и “ар” (река), то есть означает «степная река». Другая гипотеза связывает гидроним с иранскими языками, а также существуют версии об эрзянском происхождении названия. Так или иначе, название реки дало имя и городу Самара, возникшему при её устье.
Освоение русскими и основание города.
В XVI веке территория среднего и нижнего Поволжья вошла в состав Русского государства. Для контроля водных путей и защиты от кочевников на берегу Волги, при впадении Самары, была основана крепость Самара (1586 г.). Город Самара вырос вокруг этой крепости и стал важным перевалочным пунктом на торговых путях. Река Самара в то время служила естественной дорогой в степные районы на востоке. По ней вглубь территории продвигались купцы и экспедиции, хотя мелководье ограничивало движение крупных судов. Тем не менее, в устьевой части Самары разгружались речные суда и баржи, перевозившие зерно, рыбу, соль и другие товары с Волги. Самара соединяла Волгу с богатым степным регионом: например, по её притоку Большому Кинелю можно было попасть к Оренбургскому краю. В некоторых местах на Самаре действовали мельницы и бродовые переправы, контролируемые местными землевладельцами.
Река в XIX – начале XX века.
В эпоху пароходства на Волге (XIX век) предпринимались попытки наладить судоходство и на Самаре. Регулярные рейсы больших пароходов по Самаре были невозможны из-за мелководья, но небольшие плоскодонные пароходцы и баржи заходили на десятки километров вверх по течению. Были оборудованы пристани в селениях по берегам реки. Местная пресса того времени поднимала «речной вопрос» – обсуждалось создание безопасной гавани на Самаре для зимовки судов . Губернские власти и инженеры разрабатывали проекты углубления русла и строительства плотины-затона, чтобы суда из Самары, Сызрани и других волжских портов могли зимовать в устье Самарки . Один из проектов, подготовленный инженером И. И. Ковзанем, предусматривал расширение Самарской бухты, однако финансирование так и не было выделено . Таким образом, масштабных гидротехнических работ на реке в ту эпоху не осуществили. Тем не менее, Самара использовалась для местных перевозок: по реке сплавляли лес из сосновых боров Оренбуржья, в низовьях действовали рыбные промыслы. Например, рыболовецкое предприятие «Самара-рыба» вылавливало и перерабатывало речную рыбу, снабжая ею города Поволжья.
Военные и трагические события.
Прямых крупных сражений на реке Самаре история не зафиксировала, но её окрестности были ареной важных событий. В 1391 году недалеко от верховьев Самары, на реке Кондурче (приток Сока), произошло решающее сражение между войсками Тамерлана и ханом Тохтамышем – одна из битв, предопределивших судьбу Золотой Орды. В Смутное время (начало XVII в.) степные районы по Самаре страдали от набегов кочевников, и русские гарнизоны охраняли переправы. В 1774 году отряды Емельяна Пугачёва проходили через Самарский край; существует версия, что пугачёвцы пользовались мелкими реками и ериками Самары, скрываясь от преследования. В Гражданскую войну (1918–1919) район реки стал ареной боевых действий между белыми и красными: город Бузулук на Самаре несколько раз переходил из рук в руки. В июле 1918 года Чехословацкий корпус захватил Самару (город), но основные боестолкновения шли на Волге и железных дорогах; сама река Самара в военном отношении играла роль естественной преграды и тыла.
Советский период и гидротехника.
В советское время Самара использовалась для хозяйственно-бытовых нужд и как источник орошения. В 1950–60-е годы на Волге созданы крупные водохранилища – Куйбышевское и Саратовское. В результате поднялся уровень воды в низовьях Самары. Устье реки оказалось затоплено и превратилось в залив Саратовского водохранилища. Это изменило гидрологический режим: часть прежнего русла Самары ниже города теперь известна как протока Сухая Самарка – старое русло, отделившееся после подъёма уровня Волги . Учёные до сих пор точно не установили, что именно вызвало изменение русла в XVIII веке , но строительство ГЭС в XX веке окончательно закрепило новый облик устья. В низовьях реки появились дамбы и насыпные берега для защиты сельхозугодий от паводка. Самара не имеет крупных гидроузлов на своём течении – плотины ГЭС на ней не строились, однако в её бассейне создано множество малых прудов и водохранилищ (например, для водоснабжения Бузулука и других городов). Весной река разливается: периодическое половодье приводит к подтоплению пойменных лугов и озёр, что благоприятно для экосистемы, хотя требует защиты населённых пунктов.
Затонувшие суда на Самаре и в окрестностях
Река Самара и прилегающие акватории Волги хранят немало тайн, связанных с затонувшими кораблями. Некоторые из этих случаев документально подтверждены, другие же полулегендарны. Ниже перечислены все известные затонувшие суда, связанные с рекой Самарой и Самарским регионом, с указанием годов, названий и обстоятельств:
- 1990-е годы (Лермонтовский затон) – в акватории Лермонтовского затона (рукав реки Самары в Кировском районе г. Самары) на дне лежит корпус неизвестного судна длиной около 30 м . Оно затонуло предположительно в 1990-х годах и было обнаружено во время проверки только в 2015 году . В 2021 г. городские власти объявили план подъёма этих остатков: подрядчик должен был разобрать и извлечь корпус, а также собрать разбросанные по дну обломки и утилизировать мазут и топливо . Это свидетельствует, что судно, вероятно, было заброшенным промышленным баркасом или буксиром, затонувшим и оставленным в затоне. Работы по подъёму финансировались из городского бюджета (около 4,4 млн руб.) и были нацелены на экологическую очистку русла.
- 2004 год («Ева Браун» / «Корсаков») – один из самых необычных кораблей, связанных с регионом, – бывший немецкий аквалайнер «Eva Braun», построенный в 1936 году по заказу нацистской Германии . После Второй мировой войны это судно досталось СССР в качестве трофея и было переименовано, известное новое название – «Корсаков» . Около 20 лет оно стояло у впадения реки Сок (неподалёку от устья Самары) и использовалось как плавучий холодильник (рефрижераторное судно) для хранения рыбы на предприятии «Самара-рыба» . В начале 2000-х корабль выкупил предприниматель, решивший пустить его на металлолом. Однако при разделке произошли ЧП: 15 мая 2003 года вспыхнул крупный пожар из-за искры от резки металла . В 2004 году после ещё одного возгорания легендарный пароход затонул на мелководье у места стоянки и окончательно вышел из строя. Таким образом, «Ева Браун»/«Корсаков» превратилась в местный подводный артефакт. С именем этого корабля связано множество слухов и легенд, учитывая его происхождение.
- «Александрия» (легенда о затонувшем кладоискательском судне) – среди самарских краеведов ходит легенда о затонувшем пароходе начала XX века, который якобы перевозил сокровища. Речь идёт о корабле, именуемом «Александрия» (по другим данным – «Александр») . По версии легенды, во время Первой мировой войны русский экспедиционный отряд вывез из Трапезунда (Трабзон, 1916 г.) ценности, известные как «наследие византийских императоров Комнинов» . Эти реликвии будто бы оказались на борту парохода на Волге, который затонул напротив Самары при невыясненных обстоятельствах. Достоверных подтверждений этому нет, но в 2016 году энтузиасты-водолазы сообщали, что обнаружили на дне Волги большой дореволюционный корабль, похожий по описанию на «Александрию» . По словам исследователя Олега Ратника, рядом с островами напротив улицы Советской Армии (в черте Самары) действительно лежит большой буксирный пароход 1930-х годов, наполовину разобранный . Возможно, останки разных судов породили легенду о затонувшем кладе. Тем не менее, история про «Александрию» прочно вошла в местный фольклор как самарская версия “затонувшего сокровища”.
Каждый из перечисленных случаев – часть водной истории Самарского края. Затонувшие корабли XX века напоминают о драматических событиях прошлого. Местные дайверы и поисковики продолжают изучать дно Самары и Волги, периодически находя новые артефакты. Многие экспонаты, поднятые со дна (детали кораблей, якоря, старинные предметы), пополняют коллекции краеведческих музеев.
Памятные даты и события
Река Самара и связанные с ней места стали свидетелями множества событий – от древних упоминаний до современных открытий. Ниже перечислены некоторые ключевые даты и факты из истории реки:
- 922 год: Первое письменное упоминание реки. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан отметил переправу через «Самур» – так называли Самару булгары . Это свидетельствует о значимости реки как южной границы Волжской Булгарии в X веке.
- 1260 год: Река Самара нанесена на Герефордскую карту мира (средневековая английская карта), одно из древнейших картографических отображений потока Самары .
- 1586 год: Основание русской крепости Самара при впадении реки в Волгу. Это событие закрепило контроль над устьем Самары и открыло новый этап освоения края.
- 1695–1696 годы: Азовские походы Петра I. В это время по реке Самаре осуществлялся подвоз продовольствия и боеприпасов из внутренних районов к Волге для похода на юг. Самара служила тыловой транспортной артерией.
- XVIII век (начало): Изменение русла у устья Самары. По неизвестным причинам основное течение реки переместилось, а прежнее устье стало протокой Сухая Самарка . В результате фактически сформировалось современное положение впадения Самары (выше по Волге, чем ранее).
- 1775 год: После подавления Пугачёвского бунта в устье реки Самары казнён сподвижник Пугачёва атаман Иван Белобородов (по преданию, место его казни находилось на берегу Самары, где река впадает в Волгу). Это отразило роль реки как границы между бунтующими степями и правительственными территориями.
- 1870-е годы: Обсуждение проекта Самарской гавани – строительства зимовочного речного порта на Самаре для волжского флота . Хотя проект не осуществлён, сам факт указывает на высокую заинтересованность в использовании реки для судоходства в тот период.
- 1918 год: Гражданская война. В январе 1918 по замёрзшей реке Самаре проходила линия фронта между частями Красной гвардии и отрядами атамана Дутова, наступавшими из Оренбуржья. Позже, летом, Чехословацкий корпус занял город Самару, однако боёв непосредственно на реке не было – основное противостояние разворачивалось на железнодорожных узлах.
- 1966 год: Завершено заполнение Саратовского водохранилища на Волге. Уровень Волги поднялся, образовав в низовьях Самары обширный Самарский залив. Это событие повлияло на экосистему: затоплены пойменные леса, изменился режим нерестилищ рыб.
- 1980-е годы: Экологическая ситуация. В советский период интенсивная деятельность промышленных предприятий (нефтепереработка, химзаводы) привела к загрязнению воды Самары. Однако к концу 1980-х приняты меры по охране: строительство очистных сооружений и контроль сбросов.
- 2005 год: Катастрофическое половодье. В весенний паводок уровень воды Самары поднялся аномально высоко, затопив половину домов села Каменный Брод (Богатовский район). По свидетельствам, жители ловили рыбу прямо с крылец домов. Это подтолкнуло власти усилить дамбы и провести берегоукрепление.
- 2015 год: Обнаружение затонувшего судна в Лермонтовском затоне (см. выше) и начало широкого обсуждения проблемы обмеления Самары. В том же году зафиксировано сильнейшее за десятилетия обмеление: в Богатовском районе река местами пересохла, что нанесло ущерб сельскому хозяйству .
- 2016 год: Палеонтологическое открытие. В отложениях раннего триаса на берегу реки ученые нашли новые ископаемые виды. В честь реки назван вымерший вид земноводного – Samarabatrachus (самарский темноспондильный земноводный) . Научное название увековечило Самару в мире палеонтологии.
- 2021 год: Летнее половодье и авария на Волге. В июне на Волге у Самары затонул прогулочный теплоход «Барракуда» (буксируя земснаряд) – ЧП, получившее резонанс . Хотя это произошло не на самой Самаре, событие подчеркнуло проблемы безопасности на воде. В том же году было принято решение поднять затонувшее судно из Лермонтовского затона .
- 2024 год: Очередной крупный паводок. В апреле разлив реки Самары затопил свыше 11 тысяч гектаров пойменных земель, включая участки национального парка. Затоплены десятки озёр-стариц; проводилась эвакуация жителей из низких местностей . Это событие вновь привлекло внимание к вопросам регулирования стока и защиты от наводнений.
Этот далеко не полный хронологический перечень демонстрирует, какое место занимает река Самара в истории региона. От первых упоминаний X века до современных экологических и научных новостей – Самара неизменно присутствует в жизни края.
Современное состояние реки и экосистемы
Гидрологический режим сегодня.
В наши дни река Самара переживает сложный период. С одной стороны, её природное значение остаётся высоким: она поддерживает множество озёр, болот и пойменных лугов, являясь важной частью экосистемы Нижнего Поволжья. Воды Самары относятся к гидрокарбонатному классу, кальциевой группе, pH ~7,6 . Минерализация умеренная (около 500–800 мг/л). По качеству вода долгое время считалась «умеренно загрязнённой» из-за присутствия нитритов, фенолов, нефтепродуктов и пестицидов . Однако в последние десятилетия, после закрытия ряда промышленных предприятий на берегах, чистота воды стала улучшаться . Экологи отмечают рост популяций рыб как индикатор оздоровления реки .
Рыбные ресурсы и охраняемые территории.
Самара – популярный объект рыбалки и экотуризма. В реке обитают десятки видов рыб: лещ, плотва, окунь, щука, жерех, судак, сом, голавль, ёрш, уклейка, карась, чехонь и др. . Из ракообразных встречается речной рак . Пойменные озёра являются нерестилищами; обилие водной растительности создает благоприятные условия для нереста как местных, так и проходных (мигрирующих из Волги) видов рыб . Многие участки нижней Самары входят в состав природоохранных зон. Например, в бассейне реки расположен национальный парк «Бузулукский бор» – уникальный реликтовый сосновый лес, охраняющий водосбор одного из притоков (реки Бузулук). Пойменные леса около устья реки входят в гидрологические заказники регионального значения, где сохраняются места гнездования водоплавающих птиц. Благодаря улучшению экологической обстановки, в последние годы в реке вновь отмечается увеличение численности ценных пород рыб (судак, сом и др.), что привлекает спортсменов-рыболовов.
Навигация и использование реки.
Регулярное коммерческое судоходство по Самаре в настоящее время практически отсутствует, за исключением нижних километров. Основной речной трафик – это маломерные суда (лодки, катера) жителей прибрежных сел и города Самары. Река используется для прогулок, экскурсионных маршрутов выходного дня, особенно живописны окрестности города Бузулука и устьевая часть в Самаре. В некоторых местах обмеление препятствует даже любительской навигации: в засушливые сезоны на мелководье приходится волоком проводить лодки. В целях поддержания судоходства в низовьях русло периодически очищают от затонувших деревьев и мусора, но масштабной гидротехники (дноуглубления) сейчас нет. Судовой ход к устью обозначается буйками в период навигации, особенно на подходе к Волге. В Самаре действует региональный участок водных путей и судоходства, отвечающий за безопасность на реке. Он контролирует установку навигационных знаков, работающих сезонно. Также ГИМС МЧС патрулирует реку, следя за соблюдением правил плавания маломерных судов.
Проблемы и экология.
Главные современные проблемы Самары – это обмеление и заиление русла, зарастание камышом, а также периодическое загрязнение стоками. Климатические изменения и малое количество осадков привели к тому, что межень в последние годы очень низкая . Летом уровень воды падает, и река распадается на плёсы, разделённые перекатами. Это затрудняет водоснабжение сёл, создает проблемы для рыб (отделённые водоёмы прогреваются и мелеют). В Богатовском, Нефтегорском и Кинель-Черкасском районах местные власти фиксируют исчезновение малых притоков Самары. Для улучшения ситуации рассматриваются меры: сооружение небольших плотин-запруд для накопления весенней воды, расчистка русел притоков, посадка лесозащитных полос для удержания влаги. В то же время, ежегодные разливы по-прежнему происходят – просто их масштаб стал менее предсказуемым. Так, в 2024 году паводок оказался сильным и привёл к затоплению значительных территорий . Поэтому требуется комплексное управление стоком: возможно, создание регулирующих гидроузлов на притоках (например, на реке Большой Кинель) для поддержки уровня воды в Самаре летом.
Определённый оптимизм внушает улучшение качества воды. С закрытием ряда предприятий и модернизацией очистных сооружений вода Самары постепенно очищается . Сейчас река в основном страдает не от химического загрязнения, а от природных факторов. Благодаря улучшению состояния воды на отдельных участках вновь появились раки – биоиндикаторы чистоты. Общественные экологические организации («зелёные») проводят акции по очистке берегов от мусора, выпуску молоди рыбы. Все эти меры направлены на поддержание экосистемы Самары, чтобы река сохраняла свои функции и в будущем.
Река Самара – неотъемлемая часть природы и истории Самарской области. Хотя по размерам она уступает великой Волге, значение Самары трудно переоценить. Столетиями она служила дорогой в степи и кормила рыбой прибрежные поселения. На её берегах возникли города – от старинного Бузулука и Сорочинска до самого областного центра Самары . Сегодня река переживает непростые времена: уровень воды падает, русло мелеет, и требуется внимание для сохранения этой водной артерии. В то же время история Самары продолжает открываться нам через находки затонувших ладей и легенды о кладах.
Для нынешних поколений Самара остаётся местом притяжения – здесь отдыхают на природе, рыбачат, ходят под парусом и на моторках. Реку окружают заповедные леса и поля, её воды поят землю. От истока в Оренбургских степях до волжской дельты Самара несёт в себе культурное и природное наследие всего края. Бережное отношение, экологические инициативы и разумное использование ресурсов помогут сохранить реку Самару для будущих поколений – чтобы она и дальше вдохновляла своими тихими заводями, живописными изгибами и богатой историей.