Найти в Дзене
Annaart78

Городецкая роспись: история возникновения, особенности

Городецкая роспись - - яркая, самобытная, отличающаяся от всех видов росписей. Этот русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Как и многие другие росписи, начало Городецкой идет от росписи донца прялок. Отличительная особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов, придающих композиции законченный и объёмный вид. Сюжет Городецкой росписи Конечно же в городецкой росписи есть своя сюжетная особенность. Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки. Украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и

Городецкая роспись - - яркая, самобытная, отличающаяся от всех видов росписей. Этот русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Как и многие другие росписи, начало Городецкой идет от росписи донца прялок. Отличительная особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов, придающих композиции законченный и объёмный вид.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Сюжет Городецкой росписи

Конечно же в городецкой росписи есть своя сюжетная особенность. Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки. Украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная роспись;

-5

- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

-6

- сюжетная роспись

-7

Этапы росписи

ЗАМАЛЁВОК

Первый этап росписи называется замалёвок или подмалёвок, в разных источниках названия этапов городецкой росписи могут отличаться. Замолёвок представляет собой нанесение крупных цветовых пятен. Выглядит это настолько легко, что справиться может даже пятилетний ребёнок. Вся суть состоит в том, чтобы сначала нанести краску тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов. На этом этапе пользуются широкими кистями.

ТЕНЁЖКА

Второй этап может также называться тенёвка, оттенёвка. Заключается он в том, что на цветовые пятна наносится контурный рисунок чаще всего тёмной краской по светлому фону замалёвка. На этом этапе уже используются художественные кисти ( белка № 1)

ОЖИВКА

Третий этап оживка или разживка. Суть его состоит в том, что к орнаменту добавляют блики и мелкие детали белого и черного цвета, как бы «оживляя» рисунок, объединяя его в единое целое. Этот этап очень сложен и требует немало сил и концентрации внимания. Важно не «переборщить» с количеством оживок, ведь иначе можно испортить всю работу.

После просушки росписи, работу в несколько слоев покрывают лаком.

Элементы и мотивы

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица», и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
Пошаговые розаны. Фото из свободных источников интернета
Пошаговые розаны. Фото из свободных источников интернета

2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;

3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;

Городецкая роспись. Фото из свободных источников интернета
Городецкая роспись. Фото из свободных источников интернета

4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

В мотивах «конь» и «птица» различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Мотив «Птица»
Мотив «Птица»
Мотив «Конь» из свободных источников интернета
Мотив «Конь» из свободных источников интернета

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Если захотели попробовать себя в этой росписи, ссылка на мой мастер-класс: