Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Андре Массена – самый алчный маршал Наполеона

Андре Массена был печально известен как взяточник и казнокрад. Он не стеснялся требовать трофеи от своих подчинённых. Даже находясь на острове Святой Елены, Наполеон писал о нём: «Массена был настоящим грабителем. Он постоянно вступал в сговор с армейскими поставщиками и интендантами. Я много раз говорил ему, что если он прекратит злоупотребления, я подарю ему 800 тысяч или даже миллион франков». В 1806 году Массена присвоил 6 миллионов 400 тысяч франков, которые предназначались на содержание Неаполитанской армии. Это вызвало гнев Наполеона, который приказал немедленно конфисковать эти деньги, спрятанные Массена в одном из банков Ливорно. Андре был так расстроен, что слег с горячкой и долго потом плакался всем окружающим: «Я сражался, служа ему, а он был настолько жесток, что отнял у меня мои весьма скромные сбережения, вложенные в банк в Ливорно!» Но полководец настолько втянулся в эти финансовые махинации, что не мог остановиться. Со временем Наполеону настолько надоели донесения о к

Андре Массена был печально известен как взяточник и казнокрад. Он не стеснялся требовать трофеи от своих подчинённых. Даже находясь на острове Святой Елены, Наполеон писал о нём: «Массена был настоящим грабителем. Он постоянно вступал в сговор с армейскими поставщиками и интендантами. Я много раз говорил ему, что если он прекратит злоупотребления, я подарю ему 800 тысяч или даже миллион франков».

В 1806 году Массена присвоил 6 миллионов 400 тысяч франков, которые предназначались на содержание Неаполитанской армии. Это вызвало гнев Наполеона, который приказал немедленно конфисковать эти деньги, спрятанные Массена в одном из банков Ливорно. Андре был так расстроен, что слег с горячкой и долго потом плакался всем окружающим: «Я сражался, служа ему, а он был настолько жесток, что отнял у меня мои весьма скромные сбережения, вложенные в банк в Ливорно!»

Но полководец настолько втянулся в эти финансовые махинации, что не мог остановиться. Со временем Наполеону настолько надоели донесения о казнокрадстве Массена, что он стал закрывать на них глаза. Он мотивировал своё поведение тем, что Массена обладает таким военным талантом, перед которым надо преклоняться, не вспоминая о его недостатках, поскольку они есть у всех людей.

Сам Массена объяснял свою «болезнь» очень просто: «Слава — прекрасная вещь. Но ведь её не положишь в банк!» Наполеон быстро понял главный секрет своего маршала и щедро вознаградил его. Он получал более миллиона франков в год, больше платили только Бертье — 1,5 миллиона.

О Массена ходили многочисленные слухи как о невероятно жадном и скаредном человеке. В знаменитом сражении под Ваграмом, незадолго до этого повредивший ногу, он передвигался в открытой коляске, запряжённой четвёркой белых лошадей, под непрерывным обстрелом врага.

-2

После битвы некоторые люди предложили Массена наградить форейтора и кучера, рисковавших своими жизнями наравне с ним. Андре внял голосу разума и объявил, что собирается пожаловать по 200 франков каждому из храбрецов. Однако, когда кто-то из штабных офицеров предложил выплачивать каждому из этих преданных слуг ежегодную пенсию в размере 200 франков, с маршалом чуть не случился инфаркт! Он громко заявил, что при своей бедности может позволить себе только однажды поощрить их обещанными 400 франками на двоих.

Но, к сожалению, новость дошла до ушей самого Бонапарта, и тот поставил жирную точку в этой некрасивой истории: маршалу было приказано платить форейтору и кучеру обозначенную ежегодную пенсию! Массена попытался было поскулить, что это его разорит, но Бонапарт так посмотрел на него, что скупой маршал тут же взял под козырёк. А через несколько дней судьба послала ему знак: в последней стычке с австрийцами под Цнаймом через мгновение после того, как Массена покинул карету, шальное ядро разнесло её вдребезги!

Источник — Praetorian Cohort