Найти в Дзене
Борис Новицкий

У истоков европеоидного кроманьонского рода стояли "палеолитические Венеры". Главной в становлении человечества была мать

В статье https://dzen.ru/a/Z8QpN_BHPVwrp3gX я писал о существовании достаточно продвинутой цивилизации 34 тысяч лет на Русской равнине в Сунгири и в Костнках. О том, что в антропологическом плане там жили типичные кроманьонцы известно от археологов, которые обнаружили ископаемые костяки трех лиц мужского пола – царственной осанки мужчины и двух подростков. А затем и четвертого. Более того, они, как удалось выяснить исследователям геномов, находились в определенных родственных отношения. По крайней мере, один из сунгирцев был дедом двух сунгирских подростков. Подростки же были двоюродными или троюродными братьями. Это была самая северная из стоянок, относящихся к максимуму последнего оледенения - кромка ледника, находилась совсем рядом. А богатство инвентаря в захоронениях и расшитые бусами из бивня мамонта одежды, указывало на наличие социального неравенства уже в столь ранний период. Без знания гаплогрупп едва ли возможно было бы узнать, что популяция сунгирцев, обитавшая у реки Кл

В статье https://dzen.ru/a/Z8QpN_BHPVwrp3gX я писал о существовании достаточно продвинутой цивилизации 34 тысяч лет на Русской равнине в Сунгири и в Костнках. О том, что в антропологическом плане там жили типичные кроманьонцы известно от археологов, которые обнаружили ископаемые костяки трех лиц мужского пола – царственной осанки мужчины и двух подростков. А затем и четвертого. Более того, они, как удалось выяснить исследователям геномов, находились в определенных родственных отношения. По крайней мере, один из сунгирцев был дедом двух сунгирских подростков. Подростки же были двоюродными или троюродными братьями.

Это была самая северная из стоянок, относящихся к максимуму последнего оледенения - кромка ледника, находилась совсем рядом.

А богатство инвентаря в захоронениях и расшитые бусами из бивня мамонта одежды, указывало на наличие социального неравенства уже в столь ранний период.

Без знания гаплогрупп едва ли возможно было бы узнать, что популяция сунгирцев, обитавшая у реки Клязьма, по оценкам археологов насчитывала 150-200 человек, не является прямым предком для современного населения Европы.

Однако в историко-культурном и даже, возможно, в лингвистическом плане – это не так всё прозрачно. В любом случае, на Русской равнине на пространстве от Клязьмы до Дона (Костенки), начиная с позднего палеолита, формировалась определенная культурно-религиозная среда обитания людей, которая могла заложить основу всех будущих европейских культур.

По крайней мере, отражает картину развития всей Европы в период, примерно, от 45 тыс. лет назад, когда начался восточноевропейский верхний палеолит, до 15 тысяч лет назад.

Важно также, что непременным атрибутом последующих европейских культур стали палеолитические Венеры, с десяток статуэток которых был найден на стоянке Костенки-1.

«Культовые фигурки находят и на Урале, и в Сибири, и в Средней Азии. Но больше всего их обнаружено в Восточной и Центральной Европе, что в совокупности с другими данными, антропологическими, археологическими, лингвистическими, топонимическими, дает нам основание говорить, что именно в этих местах в 30–15 тысячелетиях до н. э. и бытовало основное, главное этнокультурно-языковое ядро русов-бореалов (три других, родственных «ядра» прарусской общности были в Южной Сибири, Средней Азии и в долине Инда).

Наиболее известны фигурки Рожаниц из Виллендорфа в Австрии (20 тыс. до н. э.), Гагарино в верховьях Дона (20 тыс. до н. э.), Леспюга во Франции, Долни Вестоницы в Моравии, Пшедмостья в Чехии, Костенок под Воронежем… Но мы должны помнить, что и располагающиеся в пограничных областях схожие, родственные «культуры» также, вне всяких сомнений, принадлежали бореалам.»[1]

-2

Столь широкое распространение традиции Венер палеолита от 45 до 24 тысяч лет назад, от Европы до Сибири (мальтинская Венера) – это свидетельство определенной преемственности культурного наследия в древности.

Сегодня ни для кого не секрет, что самыми древними жителями Русской равнины от широты Москвы до Дона были сунгирцы, обнаруженные останки которых зафиксированы возрастом в 33-34,2 тысяч лет назад и костенковцы возрастом 35,2. Все они оказались представителями двух линий одного рода мужской гаплогруппы С. Отношение к разным ветвям лини C и сказалось на их расхождении в двух противоположных направлениях: близкой родни сунгирцев на запад Европы, костенковцев на восток и юг, в Азию. И это обернулось затем разным антропологическим обликом потомков и тех, и других. Что не могло не быть связано с женщинами.

Костенковцы, впрочем, очень плодотворно рассеялись по востоку, став прародителями монголоидного населения Азии. Кроманьонская же ветвь сунгирцев со временем в Европе захирела. Но там до сих пор их современные потомки гаплогруппы C, родственного сунгирцам мужской гаплогруппы C-V20, причем с женским субкладом мтДНК U8c, живут, хотя и в минимальной количестве. Впрочем, захирела сегодня – не значит, что не процветала в палеолите или неолите.

Так, например, еще в палеолите в Чехии (Вестонице) у мужского образца №13 с гаплогруппой С (F3393), субклад не дотипирован (26,640 ± 110 по радиоуглеродн. анализу ), субклад мтДНК, от мамы – U8c. Еще у трех образцов из Вестнице №15, №16, №43 с недотипированными мужскими гаплогруппами BT, IJK, F , мтДНК – U5,

Также в Чехии (Палава) (каллибр. дат. 31,110–29,410 л.н.) мужская гаплогруппа C1a2 (F1370) , мтДНК также – U5.

В Италии в захоронении Пагличчи с калиброванной датировкой 33,000 лет назад также недотипирована мужская гаплогруппа C1 (F3393), тот же женский субклад мтДНК U8c.

Так или иначе, женские мтДНК у мужских образцов им досталось от мамы.

Вот почему та важна роль палеолитических Венер, гипертрофированные изображения которых, как оказалось, и стали символом культурно-религиозной преемственности уже, пожалуй, от 35 тысяч лет назад, а возможно, и ранее. Так, ранние стоянки в Костенках датируют, напрмер, 45-ю тысячами лет назад.

Уточненные данные из Костёнки-12 показывают, что восточноевропейский верхний палеолит начался ~45 тыс. лет назад[2].

В этой связи пришло время поговорить о венерах палеолита с точки зрения женских митохондриальных ДНК гаплогрупп. Все таки, нельзя отметать ту огромную работу, которые проделывают палеогенетики, которые в основном и определяют женские мтДНК, попутно иногда, между делом, определяя и мужские гаплогруппы, что тяжелее.

Относительно гаплогрупп мтДНК у палеолитических Венер, интерес может состоять в том, что женщины в большинстве случаев определяли кроманьонскую европеоидную антропологию Европы.

Поэтому, определение гаплогрупп мтДНК U в захоронениях Сунгири и Котенок, а затем и их присутствие в Чехии – это свидетельство, что женщины субкладов этой мтДНК в палеолитической Европе преобладали..

Эта гаплогруппа широко распространена в Европе, её носители отделились от макрогруппы около 60 тыс. лет назад, и разделилась на 8 подгрупп.

И старейшими в Европе являются мтДНК гаплогруппы U5 и U8a. Поэтому неудивительно, что у сунгирца-1 (33,9—31,8 тыс. л. н.) оказалась митохондриальная гаплогруппа U8c, родственная палеолитическому образцу из Дольни-Вестонице (Чехия ), который жил 26 тысяч лет назад. У остальных образцрв там вывлена и мтДНК U5. Стоянка Дольни-Вестонице относится к граветтской культуре и существовала по данным радиоуглеродного датирования примерно в период с 30 000 до 27 000 лет до н. э..

А монголоидную антропологию определяли представительницы, видимо, совсем других гаплогрупп.

Интересно, что мтДК гаплогруппы палеолитических времен костенковцев – U2. Притом субклады U2a, U2b и U2c затем, видимо, обосновались в Индии, где являются автохтонными гаплогруппами. Впроечм, у образцов Сунгирь 2, 3 и 4 также оказалась мтДНК гаплогруппы U2.

Таким образом, за палеолитическую антропологию древней Европы были ответственны женщины с митохондриальными гаплогруппами U. И, очевидно, они там преобладали.

В последующем потомки гаплогруппы U5 с нижестоящими субкладами распространились по всей Европе.

Так, субклад U5b2b определили у образца из пещера Виллабруна в Италии (около 14 тыс. л. н.), с Y-хромосомной гаплогруппой R1b.

U5a2 определили у образца со стоянки Гора Маяк у села Сиделькино Самарской области (11,55 тыс. л. н.).

Казалось бы, какая разница в этих субкладах, да и еще мтДНК?

Но это позволяет прояснить некоторые интересные вещи. Например, то, что субклад мтДНК U4, видимо, связан с древней гаплогруппой R1a. Так у образца R1a-YP1272 в культуре Веретье на озере Лача. (10 785—10 626 лет до н. э.) выделен нижестоящий от него субклад U4a1.

Субклады U4 и U4b найдены у образцов Y-хромосомной гаплогруппы R1a из Василевки-на-Днепре с датировками 10705 л.н. и 11000—9500 л.н., соответственно.

U4 определили у представителей эпохи мезолита или неолита в Карелии Оленеостровский могильник (Онежское озеро) (ок.7500 лет до н. э.)

U4a1 определили у образцов MN2002 (ок. 8595 лет до н. э.) Y-хромосомная гаплогруппа R1a-M459 (ок. 10563 л. н. ) и Y-хромосомная гаплогруппа CT (ок. 7610 л. н.), у озера Кубенское в деревне Минино, Вологодская область, Россия[106].

У представителей культуры гребенчатой керамики из местонахождения Кудрукюла (эст. Kudruküla, устье реки Нарва 5600 лет назад) определена архаичная Y-хромосомная гаплогруппа R1a-YP1272), ныне исключительно редкая, и митохондриальные гаплогруппы U5b1d1, U4a, U2e1[8].

Одним словом, можно предположить, что европейские мтДНК гаплогруппы U, которые передавали из поколения в поколение антропологический облик кроманьонцев и их дальних потомков, могли являться на Восточно-Европейской равнине автохтонными, и образовать там ряд таких субкладов как U5, U4, U8.

Стоит отметить, что в фатьяновской культуре также у части из 24 образцов выделены мтДНК гаплогруппы U5a, U5b2a1a, U4a1, U2e, которые ко времени образования этой кульутры пополнились и другими, западноевропейским субкладом H, и азиатскими T, W1c, и многими другими

Видимо потомки мигрировавших сюда носителей древних R1a (образец озера Лача) могли на территории Центральной и Восточной Европы обрести жен с гаплогруппой U. То же и с представителями Y-хромосомного субклада R1b западной части Европы, которые, решительно порешав с мужчинами старой Европы, женщин с гаплогруппой мтДНК U себе оставили. И можно понять почему. Слишком те, видимо, были красивыми. Недаром в тысячелетиях образ женщины богини, мало понятного для мужского понимания прекрасного существа, сохранялось в самых древних ее еще не самых изысканных изображениях, но передававших саму суть женской природы, являющей миру нового человека.

К слову, если язык, на котором начинает говорить ребенок, - это в основном прерогатива женщин, то, выходит, что истоки языка можно вести от носителей гаплогруппы мтДНк U. К тому же, естественно, и древние женщины отличались не меньшей словоохотливостью, чем современные. Поэтому им и карты по передаче языка потомкам, что называется, в руки. В этом смысле, возможно, и к митохондариальным гаплогруппам стоит отнестись с серьезностью.

А какой это был язык? - Биология здесь бессильна. Но определенная культурно-религиозная преемственность может прослеживаться…. Так, что недаром вся палеолитическая Европа и Азия так чтила своих кумиров в лице «палеолитических Венер»

Так или иначе, европейские носители мтДНК U, генетика которых сохранилась с далеких 50 тысяч лет назад и до сего дня, вправе взять на себя ответственность за всю как доледниковую, так и постледниковую историю Европы. Нельзя исключить возможность, что именно эти "Венеры" и стояли у истоков кроманьонского рода, и, естественно, никогда не умолкали, чтобы сохранить язык, который сегодня зовут индоевропейским, а ранее праиндоевропейским, а еще ранее, бореальным, то есть, северным.

И не так уже важно, какой гаплогруппы были мужчины – главной всегда была мать.

P.S. Уважаемые соратники, очень благодарен вам за донаты. которые поступили от Вас как знак благодарности за мою работу. Надесь на долгое плодотворное сотрудничестве в деле отстаивания истинной роли наших предков в истории человечества. Ваша поддержка имеет значение.

Б. Новицкий

[1] Юрий Петухов. Первоистоки Русов. «Алгоритм». 2011

[2] Galina M. Levkovskaya et al. Supra-regional correlations of the most ancient paleosols and Paleolithic layers of Kostenki-Borschevo region (Russian Plain).2022