Достаточно успешный кавалерийский офицер, карьерному росту был обязан не в последнюю очередь своей роли подвозчика пушек для Бонапарта при подавлении Вандемьерского мятежа в 1795 году, а затем активному участию в перевороте 18 брюмера, ну и дальнейшей женитьбой на сестре Наполеона. Достаточно хорошо действовал как командир небольших кавалерийских соединений в Италии и в Египте, особенно отличился при Абукире, однако отметился жестокими карательными операциями против местного насления. Не выиграв ни одной самостоятельной битвы, в 1804 году стал маршалом.
В кампании 1805 года поначалу неплохо руководил авангардом – добился успеха в боях при Донаунавёрте, совместно с Ланном при Вертингене и Амштеттене. Однако довольно неумело расставил войска в ходе Ульмского окружения. Заслужил гнев Наполеона своим опрометчивым решением войти в Вену вместо преследования русской армии, что подставляло под удар и создавало угрозу разгрома корпуса Мортье. Вторично негодование Наполеона обрушилось на непутёвого маршала за Шёнграбен, когда Мюрата обвёл вокруг пальца Багратион, что выиграло время для отступления русской армии. После битвы при Йене в 1806 году успешно преследовал и взял в плен осколки деморализованной прусской армии.
Мюрата принято хвалить за кавалерийскую атаку при Прейсиш-Эйлау, когда он во главе огромной колонны из всей резервной кавалерии остановил наступление русской пехоты, однако непонятно, в чем тут мастерство Мюрата. Он смог повести конницу в атаку, но не развернул ее для боя, колонна – совершенно неэффективное построение для кавалерии. В результате каврезерв понёс огромные потери от огня артиллерии и русских контратак, и был по сути выведен из строя до конца сражения. Атака Мюрата нейтрализовала русское наступление, но также нейтрализовала и всю французов кавалерию, цена столь яркой сцены была слишком высока.
В 1808 Мюрат жестоко подавил восстание в Мадриде, отчасти спровоцированное его же недальновидными политическими действиями. Смог, однако, в том же году взять итальянский островок Капри, отбив его у британцев. В 1810 вел локальные боевые действия против Сицилии, но планировавшаяся высадка провалилась.
В 1812 Мюрат, по общему признанию, проявил себя никудышным начальником кавалерийского резерва, сильно загоняя лошадей и плохо организовав снабжение, отчасти по его вине конский состав Великой Армии понёс огромные потери в той кампании. Хотя конечно основная ответственность лежит на Наполеоне, который, в попытке угнаться за русской армией, наносил вред собственным войскам и особенно кавалерии. В первом сражении при Красном Мюрат бесплодно атаковал дивизию Неверовского, по свидетельству участника событий, вюртембергского офицера Бисмарка, маршал руководил действиями своих войск в этом бою неадекватно: «он просто приказывал эскадронам, которые приходили одни за другим, атаковать русских, и те бросались вперед, также одни за другим, полковники и генералы теряли управление, общее руководство действиями отсутствовало». При Бородино атаки Мюрата также не принесли ощутимого результата. После занятия Москвы преследовал русскую армию, но упустил её из виду. В битве на реке Чернишне Мюрат проглядел русскую атаку, потерпел поражение и был отброшен, потеряв 4 тысячи человек, орудия и обоз.
В конце русского похода Наполеон оставил на Мюрата армию, но тот дезертировал, уехав в Неаполь. Уже в начале 1813 года Мюрат задумывался о предательстве, ведя сепаратные переговоры с Австрией. Но после побед Наполеона при Люцене и Бауцене присоединился к императору и весьма результативно сражался при Дрездене. В бою при Либертвольквице накануне Лейпцигской баталии Мюрат проявил дурные качества кавалерийского начальника и проиграл коалиционной кавалерии, не сумев распорядиться своим численным превосходством и грамотно построить конницу. При Лийпциге он действовал гораздо более удачно и поставил в затруднительное положение союзную армию, но все же его атака оказалась отбита.
После Лейпцига он вторично покидает армию и отправляется в Италию, где совершает акт предательства, вступает в союз с Австрией и начинает боевые действия против франко-итальянских войск Богарне, впрочем, не особо успешно.
В 1815 неожиданно объявляет войну Австрии, заподозрив, что Венский конгресс хочет лишить его короны. В короткий период армия Мюрата оказывается полностью разгромлена, он проигрывает несколько сражений, главным из которых стала битва при Толентино, где генерал Бианки наголову разбивает Мюрата, обладавшего почти или более чем двойным превосходством.
Вот так бесславно закончилась карьера этого несомненно яркого персонажа эпохи наполеоновских войн. Не подлежит сомнению тот факт, что Мюрат абсолютно неумело действовал в качестве самостоятельного командира, во главе армии или корпуса это был почти стабильный провал. Однако многие говорят, что он был прекрасным кавалерийским командиром. Так ли это? Сложно быть столь уверенным. Впечатляет то, что до него никто не командовал такого масштаба кавалерийскими массами и не применял их на поле боя так, как их велел применять Мюрату Наполеон. И тем не менее, атака при Эйлау не сказать, что была проведена блестяще, хотя это было несомненно впечатляющее действо. Вполне может быть, что любой другой кавалерийский командир на месте Мюрата справился бы не хуже, а то и лучше во главе кавалерийского резерва. При Либертвольквице и Красном Мюрат вовсе продемонстрировал полное неумение распоряжаться конными частями. К тому же, нельзя забывать, что командир кавалерии это не только тот, кто несется в атаку во главе строя, а еще и тот, кто заботится о лошадях, следит за снабжением вверенных соединений, за матчастью, и обеспечивает нормальное функционирование войска. 1812 год показал, что Мюрат был плох и в этой сфере командования. К достижениям Мюрата, вероятно, стоит отнести организаторские заслуги при создании и затем воссоздании кавалерийского резерва Великой армии.
Материал тг канала С. Галеева «Наполеон Бонапарт». Подписаться: https://t.me/NapoleonBonapart_publicTG