Найти в Дзене
Читай с Э.Б.

Бунтарки из высшего общества

Их умы – остро заточенные клинки, готовые пронзить насквозь любую догму морали. Их речи – яд, подслащенный медом, от которого задыхается старый порядок. Они – аристократическое общество бунтарок, и их восстание только начинается. Сегодня мы проследим путь главной жемчужины мятежниц, Diablo lady Пенелопы Лигонье. Семья Пенелопы была известна как в Англии, так и далеко за ее пределами. В наши дни их бы назвали суперзвездами аристократии. Богатство, титулы, невероятная красота - все это было при них. Но самое главное, у обоих был взрывной характер, что делало их постоянным объектом сплетен и пересудов. Отец, барон Риверс, был видным дипломатом, политиком, военным и пэром, представлявшим Великобританию в Испании. Несмотря на успехи в карьере, его брак был полным провалом. Сдержанный на службе, дома он не терпел никаких возражений. И, возможно, если бы он был обычным домашним тираном, за которым никто не стоит, этой истории бы не было. Однако, к несчастью, его выбор пал на женщину, которая
Оглавление

Их умы – остро заточенные клинки, готовые пронзить насквозь любую догму морали. Их речи – яд, подслащенный медом, от которого задыхается старый порядок. Они – аристократическое общество бунтарок, и их восстание только начинается.

Сегодня мы проследим путь главной жемчужины мятежниц, Diablo lady Пенелопы Лигонье.

Кардашьян 18 века

Семья Пенелопы была известна как в Англии, так и далеко за ее пределами. В наши дни их бы назвали суперзвездами аристократии. Богатство, титулы, невероятная красота - все это было при них. Но самое главное, у обоих был взрывной характер, что делало их постоянным объектом сплетен и пересудов.

Отец, барон Риверс, был видным дипломатом, политиком, военным и пэром, представлявшим Великобританию в Испании. Несмотря на успехи в карьере, его брак был полным провалом. Сдержанный на службе, дома он не терпел никаких возражений. И, возможно, если бы он был обычным домашним тираном, за которым никто не стоит, этой истории бы не было.

Барон Риверс
Барон Риверс

Однако, к несчастью, его выбор пал на женщину, которая была ему ровней. Пенелопа (мать и дочь звали одинаково) унаследовала ту же самую пылкую натуру. Их семейная жизнь не ограничивалась громкими спорами, иногда дело доходило и до рукоприкладства. Изначально бурный нрав жены лишь разжигал интерес Риверса, но со временем это стало его раздражать. В итоге, домашние хлопоты отнимали у него слишком много времени. Доведя Риверса до предела, жена вынудила его на отчаянный шаг – он силой отправил ее в Италию, запретив приближаться к семье и используя деньги как инструмент шантажа.

Теперь забота о четырех детях целиком легла на плечи отца. Сын всегда был ему верен. Что же касается дочерей, то здесь барона охватил настоящий ужас – все три девочки унаследовали характер матери. Он поспешил отправить их в монастырскую школу в Лионе, надеясь, что строгие правила помогут исправить вред, нанесенный Пенелопой. С младшими дочерьми это действительно сработало. Но старшая унаследовала от матери не только имя…

Пара века

Пенелопа не прилагала усилий, чтобы найти себе мужа, судьба сама привела его к ней. Ей даже не нужно было покидать стены монастырской школы – Эдвард заметил её именно там и моментально потерял голову от её красоты. Похоже, она отвечала ему взаимностью. Как и отец, Эдвард был невероятно привлекателен, и многие дамы мечтали о браке с ним.

Влюбленные стремились как можно скорее соединить свои жизни. Их настойчивость сломила даже барона Риверса, и молодые обвенчались в британском посольстве в Париже.

Влюбленная пара
Влюбленная пара

И тут начался вихрь светской жизни. Пара сразу же оказалась в центре внимания и стала желанным гостем в самых престижных кругах. Они посещали все важные мероприятия европейских столиц. Вернувшись в Англию, они поселились в Кобэм-парке, который мгновенно превратился в модный салон. Туда съезжался весь европейский бомонд. Эдвард получил титул виконта Легонье, и его жизнь казалась воплощением мечты… Но он устал.

Светские приемы, нескончаемый поток гостей и даже жена начали его тяготить. Всё чаще он отдавался своей главной страсти – лошадям. Виконт владел внушительной конюшней, любил ухаживать за своими питомцами и не боялся грязной работы. При этом он отдавал предпочтение именно верховым лошадям, считая обычных коней грубыми и пригодными лишь для тяжелого труда.

Эдвард с любимой лошадью
Эдвард с любимой лошадью

Легко представить, как трудно было сдерживать своё недовольство вспыльчивой Пенелопе, которая видела мужа всё реже, а когда он возвращался, от него пахло конским навозом.

Неудивительно, что вскоре у неё появился любовник. Граф Витторио Амадео Альфиери, итальянский поэт и драматург, приехал в поместье Лигонье вместе с другими гостями и задержался там дольше, чем все остальные.

Фотожаба от Гейнсборо

Томас Гейнсборо, светоч английской живописи, должен был написать портреты супругов по заказу отца Пенелопы в честь получения ею титула виконтессы Лигонье. Изначально планировался семейный портрет, но Пенелопа настояла на отдельных полотнах.

К тому времени Пенелопа уже не стеснялась своего истинного "я". Получив титул, она перестала соблюдать светские условности, проявляя своенравность отца и истеричность матери.

Томас Гейнсборо
Томас Гейнсборо

Ее выходки стали предметом пересудов, но виконтесса не видела смысла "притворяться". Она вела себя настолько надменно, что даже с Гейнсборо общалась как со слугой. Художника, за плечами которого были портреты многих аристократических семей и всеевропейское признание, возмущало не только ее поведение, но и откровенные разговоры Пенелопы и Витторио в его присутствии. Он задумал месть…

Первое время виконт и виконтесса были в восторге от портретов. Портрет Эдварда, второго виконта Лигонье, до сих пор считается выдающимся произведением. Мастеру впервые удалось изобразить лошадь и всадника в правильной перспективе, не сделав виконта "коротышкой" рядом с любимицей.

Виконтессе тоже понравился ее портрет, но осознание пришло позже. Гейнсборо использовал художественные приемы, чтобы показать истинную сущность Пенелопы.

Код апокалипсиса

Взгляд Пенелопы не направлен на зрителя, но, в отличие от других портретов Гейнсборо, в нем нет ни задумчивости, ни скромности. Ее взгляд и поза полны решимости. Юбка приподнята, и она сама демонстрирует туфельку, что было крайне неприлично по тем временам. Но дело не только в этом.

Тот самый скандальные портрет
Тот самый скандальные портрет

Обратите внимание на подставку, на которую она опирается. На первый взгляд это рельеф с цветком, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это раковина, символ Венеры, символ женского начала. Статуэтка богини вторит этой идее, объединяя Венеру и Пенелопу.

Но самым шокирующим элементом стал браслет на руке, напоминавший бархотку, которую в XVIII веке носили дамы легкого поведения.

Конечно, кто-то может возразить, что это мои домыслы, но я ссылаюсь на лекцию Мельбурнского университета, где код Гейнсборо был успешно расшифрован.

Скандал десятилетия

Уже давно ходили слухи о связи Пенелопы и Витторио, но теперь они стали почти криками. Эдвард больше не мог игнорировать поведение супруги и вызвал Витторио на дуэль, которая состоялась в Гайд-парке. За этим последовал громкий судебный процесс.

На суд вызвали прислугу, и тут все и всплыло наружу. Их показания были настолько откровенными, что легли в основу книги под названием "Лорд Лелиус и прекрасная Эмилия, или Великодушный супруг". Виконтесса не стеснялась никого, даже позволяла себе предаваться страсти прямо на глазах у слуг. В процессе разбирательства выяснилось, что она имела связи с несколькими из них, а ее любовные письма были настолько откровенными, что шокировали даже опытных заседателей.

Витторио, любовник Пенелопы
Витторио, любовник Пенелопы

После этого начался долгий и мучительный бракоразводный процесс. Виконт Лигонье не скупился ни на деньги, ни на время, лишь бы избавиться от этой женщины. Вопрос о разводе рассматривался на специальном заседании Парламента…

А что Витторио? Он наслаждался всеобщим вниманием. Более того, он даже включил некоторые материалы суда в свои мемуары. После развода он предложил Пенелопе уехать в Италию. Там она провела три месяца с любимым и… своей матерью. Жизнь в Италии была вполне комфортной, но вскоре возникли финансовые трудности. Пенелопа привыкла к роскоши, а Витторио не мог обеспечить ей такой уровень жизни. К тому же, он не собирался жениться. Последовала неприятная сцена, и Пенелопа, не имея других вариантов, вернулась к отцу.

Думаете, это конец истории? Вовсе нет, это только начало!

Во все тяжкие

Сначала Пенелопа действительно держалась скромно, но быстро стало понятно, что отцу до нее нет никакого дела. Подобно Анне Карениной, она попыталась вернуться в свет, но ее отвергли. Тогда и возник "Новый женский круг".

Организатором этого круга стала Кэролайн Стэнхоуп, графиня Харрингтон, известная своими многочисленными изменами и полным пренебрежением к светским условностям. Она решила создать своеобразное "общество изгоев" для таких же женщин, как она. Помимо дам из аристократии, провинившихся перед обществом, туда входили и куртизанки.

Кэролайн Стэнхоуп
Кэролайн Стэнхоуп

Пенелопа не просто вошла в этот круг, она стала его символом. Встречи проходили в роскошном борделе на Кингс-Плейс, которым управляла подруга Стэнхоуп, Сара Пендергаст. В программе были ужины, азартные игры и, конечно, оживленные беседы.

Журналист Томас Робертсон, побывавший на нескольких таких встречах, написал о них в журнале Rambler's Magazine. Он отметил, что темы для обсуждения варьировались от моральных и философских аспектов сексуальности, включая неравенство полов в браке и этические вопросы супружеской измены, до весьма откровенных деталей, которые он не решился предать огласке, чтобы не шокировать публику.

И Пенелопа была в центре всего этого. В 1777 году в одном из лондонских журналов даже появилась карикатура на "Новый женский круг", где Пенелопа была изображена в центре вакханалии и названа "Diablo lady".

-9

Несколько лет спустя она снова вышла замуж, на этот раз за человека "не ее круга" – капитана Смита, рядового Королевской конной гвардии "Блюз". Об этом браке почти ничего не известно.

Зато точно известно, что до конца жизни Пенелопа переписывалась с Витторио, благодаря его за то, что их роман избавил ее от ограничений "мира, которому я никогда не принадлежала".