Найти в Дзене
kino-and-more

"Цветы запоздалые" по Чехову: унылые главные герои и отлично сыгранные роли второго плана

У меня есть правило: не знаешь, что смотреть - посмотри классику. Что там еще непросмотренного, например, по Чехову? Фильм 1970 года "Цветы запоздалые" с Лазаревым и Лаврентьевой. В центре сюжета - семья князей Приклонских: романтичная сестра Маруся, непутевый брат Егорушка и обожающая его мать. В противовес им - доктор Топорков, из семьи бывших крепостных, выбившийся в люди. Одни не умеют сохранить капиталы, другой одержим их приумножением. Доктор лечит Егорушку от белой горячки, а Марусю от воспаления легких, но только за деньги. Он готов жениться, но за приданое. Нет приданого - до свидания. Спустя годы Приклонские окончательно разоряются, а Топорков становится богачом. Находясь в отчаянном положении, Маруся признается доктору в любви, он отвечает взаимностью, но уже слишком поздно - девушка неизлечимо больна. Очень по-чеховски) Большинство произведений Антона Павловича - о неплохих в общем-то людях, которые что-то вовремя не поняли, не сказали, упустили, повели себя глупо, запутали

У меня есть правило: не знаешь, что смотреть - посмотри классику. Что там еще непросмотренного, например, по Чехову? Фильм 1970 года "Цветы запоздалые" с Лазаревым и Лаврентьевой.

В центре сюжета - семья князей Приклонских: романтичная сестра Маруся, непутевый брат Егорушка и обожающая его мать. В противовес им - доктор Топорков, из семьи бывших крепостных, выбившийся в люди. Одни не умеют сохранить капиталы, другой одержим их приумножением. Доктор лечит Егорушку от белой горячки, а Марусю от воспаления легких, но только за деньги. Он готов жениться, но за приданое. Нет приданого - до свидания. Спустя годы Приклонские окончательно разоряются, а Топорков становится богачом. Находясь в отчаянном положении, Маруся признается доктору в любви, он отвечает взаимностью, но уже слишком поздно - девушка неизлечимо больна.

"Цветы запоздалые", 1970
"Цветы запоздалые", 1970

Очень по-чеховски) Большинство произведений Антона Павловича - о неплохих в общем-то людях, которые что-то вовремя не поняли, не сказали, упустили, повели себя глупо, запутались, промаялись, и так и прожили свою единственную жизнь в суете и пустых хлопотах, поняв что-то важное слишком поздно.

Но - к фильму 1970-го года. Александр Лазарев в роли доктора Топоркова - абсолютно одинаковый 95% экранного времени. Его доктор Топорков будто бы аршин проглотил. Никаких нюансов в движениях, мимике. Ведет себя как человек, который страшно обиделся, но утверждает, что ему все равно. И в его преображение в конце абсолютно не верится: говорит он высокопарно, ведет себя неестественно, и вообще люди так резко не меняются. Герой должен был бы выдать себя заранее - показать свое истинное отношение к Марусе, вообще показать хоть что-то - иронию, сомнения, нежность, переживания...

"Цветы запоздалые", 1970
"Цветы запоздалые", 1970

Ирина Лавреньева в роли Маруси - тоже какой-то невнятный персонаж. Актриса миловидная, но скованная, что-то играющая только ближе к финалу. Она как будто просто старается выполнять задания режиссера, который, кажется, хотел из нее сделать что-то вроде Наташи Ростовой. Можно, конечно, сказать, что Лазарев и Лаврентьева играют классику, а потому ведут себя сдержанно и старомодно, и так и надо, но посмотрите на роли второго плана.

Ольга Жизнева в роли матери-княгини как раз играет классически, театрально, но при этом вполне достоверно. Ее героиня терпеть не может этого выскочку Топоркова из бывших крепостных, но вынуждена к нему обращаться, просить о помощи, даже заискивать. И слепо любит своего непутевого сынулю, который повинен в их разорении.

"Цветы запоздалые", 1970
"Цветы запоздалые", 1970

Ну а Егорушка - Валерий Золотухин - вот кто тут звезда! Может быть, актеру было легко играть эту роль, потому что персонаж похож на него самого, может быть, он просто отличный актер. Но в процессе просмотра этого скучноватого фильма, еще более утяжеленного классической музыкой Берлиоза, только он заставил меня испытать хоть какую-то эмоцию, взбодриться.

"Цветы запоздалые", 1970
"Цветы запоздалые", 1970

Такие они и были - эти дворяне-повесы, мажоры прошлых веков, прокутившие состояния своих отцов и слепо обожаемые матерями. Особенно меня рассмешил момент, когда выздоравливающий после белой горячки Егорушка начинает на кровати изображать кан-кан, напевая песенку певички из варьете - значит, он уже мечтает туда вернуться. И еще у Егорушки есть собачка, которую он дрессирует и на которую сам похож - такой же по-щенячьи радостный, не думающий о завтрашнем дне.

"Цветы запоздалые", 1970
"Цветы запоздалые", 1970

Подругу Егорушки, неприличную женщину Калерию Ивановну, играет молодая Инна Ульянова. Энергетика у нее мрачноватая, но в ее героиню тоже веришь. Не дай бог такие соседи попадутся - устраивающие пьяные вечеринки с подобной алкогольвицей во главе.

Так что данную экранизацию я советую тем, кто смотрит все, что находит по классике и по Чехову, кто любит советское кино или когда-то уже смотрел этот фильм и хочет сравнить впечатления.

А еще есть телеспектакль по "Цветам запоздалым" с Еленой Соловей. Я начала его смотреть и уже вижу, что Соловей в роли Маруси играет интереснее, и Топорков, хоть и не красавчик, но аршин не проглотил. И Егорушка хорош, хотя Золотухина трудно переплюнуть.

"Цветы запоздалые", 1969
"Цветы запоздалые", 1969

Главный плюс от этих просмотров - возвращение к Чехову и его вневременным историям, грустным и правдивым. Подумалось, что Антон Павлович и сам в конце жизни будто бы стал героем своего собственного рассказа: только-только дотронувшись до счастья, дотянувшись до благополучия, он умер от чахотки.

Вот тут - моя подборка экранизаций и фильмов о писателе:

Три фильма по Чехову, три фильма о Чехове и кое-что еще
kino-and-more31 мая 2022