Найти в Дзене
Жизнь после славы

Брюки не сниму!": Неожиданная скромность советских кинозвезд-мужчин

Советское кино второй половины XX века постепенно осваивало новые территории, в том числе и в изображении интимных отношений. Появление на экране более откровенных, по тем временам, сцен вызывало бурные обсуждения. Но любопытный парадокс: часто в этих новаторских эпизодах именно звезды-мужчины проявляли неожиданную скромность или даже непреклонность, отказываясь раздеваться, в то время как их партнерши вели себя куда смелее. Два ярких примера – Александр Лазарев на съемках «Еще раз про любовь» и Леонид Филатов в легендарном «Экипаже». Шел 1968 год, режиссер Георгий Натансон снимал фильм «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского. Картина сама по себе была смелой, а уж постельная сцена между героями Татьяны Дорониной (стюардесса Наташа) и Александра Лазарева (физик Электрон Евдокимов) обещала стать одной из первых подобных в истории советского кино. На площадке царила теплая атмосфера, но момент съемок интимного эпизода внес напряжение. Как вспоминала дочь режиссера, Марина Луз
Оглавление

Советское кино второй половины XX века постепенно осваивало новые территории, в том числе и в изображении интимных отношений. Появление на экране более откровенных, по тем временам, сцен вызывало бурные обсуждения.

Но любопытный парадокс: часто в этих новаторских эпизодах именно звезды-мужчины проявляли неожиданную скромность или даже непреклонность, отказываясь раздеваться, в то время как их партнерши вели себя куда смелее. Два ярких примера – Александр Лазарев на съемках «Еще раз про любовь» и Леонид Филатов в легендарном «Экипаже».

Случай первый: Лазарев, Доронина и принципиальные брюки

Шел 1968 год, режиссер Георгий Натансон снимал фильм «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского. Картина сама по себе была смелой, а уж постельная сцена между героями Татьяны Дорониной (стюардесса Наташа) и Александра Лазарева (физик Электрон Евдокимов) обещала стать одной из первых подобных в истории советского кино. На площадке царила теплая атмосфера, но момент съемок интимного эпизода внес напряжение.

"Еще раз про любовь" 1968 г.
"Еще раз про любовь" 1968 г.

Как вспоминала дочь режиссера, Марина Лузгина (Натансон), Татьяна Васильевна Доронина повела себя профессионально: попросила убрать из павильона всех лишних, оставив только операторов, гримера и костюмера, разделась за ширмой до комбинации и легла в постель, готовая к съемке. А вот Александр Лазарев проявил твердость. Он наотрез отказался снимать брюки для этой сцены. Режиссер Натансон настаивал, но актер был категоричен: «Можете отстранить меня от роли».

Угроза была серьезной, но даже дипломатичность Натансона, умевшего находить подход к актерам, не помогла. Режиссер понял, что дальнейший спор бесполезен, и уступил. В итоге Александр Лазарев лег в постель к Дорониной в брюках и, как утверждает источник, даже не сняв ботинок! Удивительно, но, по словам Марины Лузгиной, это не помешало актерам талантливо сыграть одну из самых запоминающихся сцен фильма.

Случай второй: Филатов, Яковлева и неснимаемые джинсы

Прошло чуть больше десяти лет, и Александр Митта снимал свой знаменитый фильм-катастрофу «Экипаж» (1979). Эта картина стала абсолютным хитом проката и во многом раздвинула границы дозволенного на советском экране, в том числе и в плане откровенности. Сцена между ловеласом-бортинженером Игорем Скворцовым (Леонид Филатов) и стюардессой Тамарой (Александра Яковлева) стала одной из самых обсуждаемых и смелых эротических сцен советского кино.

"Экипаж" 1979 г.
"Экипаж" 1979 г.

Александра Яковлева, для которой это была одна из первых больших ролей, смело предстала перед камерой обнаженной. А вот Леонид Филатов, как и Лазарев в свое время, проявил принципиальность. Он категорически отказался снимать свои джинсы. Мотивы могли быть разными – личная скромность, нежелание переходить определенную черту на экране, но факт остается фактом: в самой откровенной сцене советского блокбастера герой Филатова остался в джинсах.

Режиссер Александр Митта, как и Натансон, не стал ломать актера и разрешил снимать так. Как показало время, этот компромисс ничуть не повредил сцене, лишь добавив пикантности и поводов для обсуждений.

Когда дамы смелее кавалеров...

Два культовых фильма, две постельные сцены, ставшие вехой в советском кино. И удивительный парадокс: пока смелые Доронина и Яковлева были готовы к большей откровенности, их партнеры, харизматичные Лазарев и Филатов, твердо сказали "нет" снятию брюк.

Что это было – личная скромность или нерушимые принципы? Возможно, и то, и другое. Как говорится, "скромность украшает мужчину", видимо, даже в самой интимной сцене перед многомиллионной аудиторией. Эти забавные истории лишь добавляют человечности образам любимых актеров и напоминают, что даже новаторское кино создавалось живыми людьми со своими нерушимыми бастионами скромности.