Есть нечто удивительное в том, как по-разному кино живёт в разных уголках мира. Вроде бы экран один, плёнка та же, сюжет не меняется, но в одних странах фильм собирает полные залы и штурмует топы стримингов, а в других проходит почти незамеченным. Особенно часто я замечаю это с зарубежными хитами: за границей - культ, обсуждения, мемы, в нашем прокате - пустые залы и недоумение.
Причин у такого разрыва может быть масса: и неудачная дата премьеры, и странная реклама, и банальное несовпадение культурных ожиданий. Иногда кажется, что фильм просто "не вовремя" появился в жизни зрителей. Слишком умный для массовой аудитории, слишком странный для критиков, слишком медленный для трейлера.
Лично я обожаю отыскивать такие "потерпевшие неудачу" ленты и давать им второй шанс уже дома, в тишине, когда шумиха давно улеглась. Часто именно эти фильмы оставляют гораздо более глубокий след, чем все проходные блокбастеры.
Сегодня я хочу вспомнить несколько примеров, когда в России кино провалилось в прокате, но в мире стало настоящим хитом, а иногда и настоящей классикой. Возможно, среди них окажется и ваш будущий любимчик.
Разные миры - разное восприятие
Чем больше смотришь кино, тем чётче понимаешь: у каждого народа свои культурные фильтры и ожидания от фильма. Иногда даже на уровне настроения и ритма история считывается абсолютно по-разному.
Например, то, что для американского зрителя: захватывающий и стильный медитативный триллер, для российского может показаться затянутым и слишком спокойным. Или наоборот - там, где у нас любят атмосферу, детали и тёмные полутона, на Западе хотят динамики, прямых эмоций и зрелища.
Иногда на восприятие влияет ещё и сам контекст выхода фильма. В США картина может попасть в нерв общества, зацепить тему, о которой говорят все. А у нас та же история может просто не откликнуться, потому что звучит "не в тот момент" и говорит о не волнующей теме.
Есть и совсем приземлённые причины: маркетинг. Сколько раз бывало, что отличное кино в российский прокат выводят с неудачным постером или переводом названия, который превращает глубокий смысл в банальный слоган.
Фильмы, которые в России не поняли, но за рубежом полюбили
Иногда кино действительно оказывается "чужим" для своей аудитории. Будто авторы снимали фильм для совсем другого зрителя, с иным бэкграундом, опытом и восприятием. Такие фильмы в России часто встречают прохладно, а за границей они превращаются в настоящие хиты, номинантов на "Оскар" или культовую классику.
Вот несколько ярких примеров, которые лично у меня вызвали много эмоций и размышлений и обидное чувство, когда понимаешь, что среди нашего зрителя они не нашли особого отклика.
К звёздам
Рейтинг IMDb: 6.5
Продолжительность: 2 часа 03 минуты
Жанр: Фанатстика, Триллер, Драма
Оригинальное название: Ad Astra
Год: 2019
Страна: США, Китай, Бразилия
Режиссер: Джеймс Грэй
Главные роли: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Лив Тайлер
Это не очередной космический блокбастер, как можно было подумать по трейлерам. Это фильм о тишине внутри человека, о страхе одиночества и поиске чего-то, что невозможно потрогать руками. Возможно о любви, возможно про примирение с самим собой. За рубежом его назвали новой "Космической Одиссеей", у нас же многие вышли из зала с комментариями в духе "слишком медленно" и "где экшен?". Я лично считаю, что "К звёздам" - это не просто научная фантастика, а почти философская притча с антуражем далёких планет.
Синопсис: Астронавт Рой МакБрайд (Брэд Питт) отправляется к самым окраинам Солнечной системы, чтобы найти своего пропавшего отца и раскрыть загадку, которая угрожает будущему всего человечества. Его путешествие приведёт к открытиям, ставящим под сомнение саму природу человеческого существования и наше место во Вселенной.
Всё везде и сразу
Рейтинг IMDb: 7.8
Продолжительность: 2 часа 19 минут
Жанр: Фанатстика, Комедия, Экшен
Оригинальное название: Everything Everywhere All at Once
Год: 2022
Страна: США
Режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Главные роли: Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан, Стефани Сюй
Абсолютный феномен! Когда эта фантасмагория вышла в прокат, западная публика взорвалась восторгами: тут и семейная драма, и мультивселенная, и дзен-буддизм, и самоирония. А в России многие просто не выдерживали половины фильма. Слишком странно, слишком много всего и слишком "непонятно". Хотя для меня эта картина один из самых честных и трогательных фильмов о том, как сложно принять себя и своих близких, даже в самых абсурдных жизненных обстоятельствах.
Синопсис: Прачечная Эвелин Ванг балансирует на грани разорения, брак с мягкотелым мужем Уэймондом трещит по швам, отношения с придирчивым отцом и дочерью оставляют желать лучшего. Погрязнув в рутине и настигаемом кризисе среднего возраста, Эвелин готовится к очередному испытанию: встрече с бездушной налоговой инспекторшей Дирдрой, одетой так, будто время остановилось.
Но в самый разгар неприятного разговора происходит нечто необъяснимое: трещина в реальности открывает Эвелин путь в бесконечные параллельные миры. Готова ли она шагнуть в эту кроличью нору? Сколько звёзд во Вселенной? Хватит ли уставшей Эвелин сил и смелости познать безграничную силу возможностей, пробудить в себе новые способности и остановить зло, способное стереть тонкую ткань бесчисленных миров?
Она
Рейтинг IMDb: 8.0
Продолжительность: 2 часа 06 минут
Жанр: Мелодрама, Фантастика, Драма
Оригинальное название: Her
Год: 2013
Страна: США
Режиссер: Спайк Джонс
Главные роли: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара
Когда в России "Она" вышла в прокат, зал был почти пустой. "Фильм про мужика, который влюбился в голос из телефона" - вот и всё, что о нем знали многие зрители. За рубежом же это был настоящий культурный шок: Спайк Джонс подарил миру философскую сказку о любви, одиночестве и зависимости от технологий. Один из немногих фильмов, который с каждым годом только становится более актуальным. Лично меня он выбил из колеи на несколько дней. Это редкое кино, после которого сложно вернуться к привычному ритму жизни.
Синопсис: Теодор - одинокий человек, переживающий финальную стадию болезненного развода. Свои вечера он коротает за видеоиграми или редкими встречами с друзьями, а днём пишет трогательные письма за других людей. В поисках хоть какого-то тепла и понимания он решается купить новейшую разработку - OS1, первый в мире искусственный интеллект, способный к обучению и эмпатии.
"Это не просто операционная система, это - сознание", - гласит рекламный слоган.
И действительно, голос Саманты, живущий внутри его ОС, оказывается куда более человечным, чем многие настоящие люди. Постепенно между Теодором и Самантой завязывается настоящая привязанность, перерастающая в нечто большее. Они влюбляются друг в друга.
Но счастье оказывается непростым: чем глубже чувства, тем сильнее внутренний конфликт Теодора. Как быть, если тот, кто понимает и поддерживает тебя лучше всех, существует лишь в коде и голосе? Какой путь найдёт Саманта, чтобы помочь ему справиться с этим противоречием?
Глубоководный горизонт
Рейтинг IMDb: 7.1
Продолжительность: 1 час 47 минут
Жанр: Экшен, Триллер, Драма
Оригинальное название: Deepwater Horizon
Год: 2016
Страна: США, Гонконг
Режиссер: Питер Берг
Главные роли: Марк Уолберг, Курт Рассел, Джон Малкович, Джина Родригес
Этот фильм в России почти никто не заметил, хотя в Америке его оценили как одно из лучших фильмов-катастроф последних лет. Причина проста: для западного зрителя история нефтяной платформы - это национальная травма, знакомая каждому. Для нас: просто незнакомое название и красивые кадры взрывов. Но по факту это очень честная и трогательная драма о храбрости и самоотверженности обычных людей. Без излишнего пафоса, но с глубоким уважением к тем, кто рискует жизнью ради чужого благополучия.
Синопсис: Апрель 2010 года. В Мексиканском заливе нет буровой платформы, способной сравниться с Deepwater Horizon ни по масштабам, ни по глубине скважины. Этот проект для нефтяного гиганта BP амбициозен, но с самого начала его преследуют технические трудности. Главный инженер по электрике Майк Уильямс и оперативный руководитель Джимми Харрелл всё чаще испытывают тревогу: цепочка мелких сбоев намекает на приближающуюся катастрофу.
Однако руководство BP, недовольное затянувшимися сроками, требует ускорить работу, пренебрегая полноценными проверками и честными тестами безопасности. Харрелл, Уильямс и команда специалистов пытаются противостоять давлению, но их голос тонет в жадных к срокам и прибыли решениях.
И вот, 20 апреля опасения рабочих воплощаются в ужасающей реальности. Слабые места в конструкции и сбои в системе запускают цепную реакцию, которая заканчивается взрывом колоссальной силы. Платформа превращается в огненный ад, угрожая жизням всех, кто на борту, а в водах залива начинается крупнейшая экологическая катастрофа в истории США.
Форма воды
Рейтинг IMDb: 7.3
Продолжительность: 2 часа 03 минуты
Жанр: Фантастика, Драма
Оригинальное название: The Shape of Water
Год: 2017
Страна: США, Мексика
Режиссер: Гильермо дель Торо
Главные роли: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер
В России эту сказку для взрослых приняли довольно прохладно: уж слишком странным казался сюжет про любовь немой уборщицы и амфибии. А между тем - это тонкое кино о принятии непохожих на других и борьбе за право на счастье, независимо от того, как ты выглядишь или кто ты есть. Западная публика влюбилась в атмосферу, музыку и стиль Гильермо дель Торо, а у нас фильм так и остался не нашедшим отклика у зрителей.
Синопсис: В стенах засекреченной правительственной лаборатории, куда посторонним вход строго запрещён, живёт и работает немая уборщица Элиза (Салли Хокинс). Её жизнь - это череда бесконечно одинаковых дней, наполненных тишиной и одиночеством. Всё меняется, когда вместе с подругой и коллегой Зельдой (Октавия Спенсер) она случайно узнаёт о сверхсекретном эксперименте, скрываемом от всего мира.
Этот случай становится началом невероятной, нежной и пугающей истории о принятии, любви и свободе.
Маяк
Рейтинг IMDb: 7.4
Продолжительность: 1 час 49 минут
Жанр: Ужасы / Хоррор, Фэнтези
Оригинальное название: The Lighthouse
Год: 2019
Страна: Канада, США
Режиссер: Роберт Эггерс
Главные роли: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман, Логан Хоукс
Здесь даже объяснять сложно: чёрно-белое кино про двух человек, запертых на маяке, с мистикой, метафорами и психоделикой - не самый очевидный хит для широкой аудитории. В США и Европе фильм стал культовым моментально, а у нас многие не досматривали до финала. А зря. Это один из тех фильмов, который цепляет не за счёт сюжета, а за счёт ощущений. После "Маяка" будто сам неделю просидел взаперти, медленно сходя с ума под крики чаек.
Синопсис: Когда унылый крик туманного горна разносится над морем, молчаливый бывший лесоруб Эфраим Уинслоу и суровый смотритель маяка Томас Уэйк ступают на берег одинокого, вечно затянутого серыми облаками островка у побережья Новой Англии конца XIX века.
Впереди четыре недели изнуряющей работы, штормов и безысходной изоляции, где единственной компанией друг для друга становятся они сами. День за днём в ограниченном пространстве накапливается раздражение, притаённая злость и безмолвная вражда.
Когда же над островом нависает затяжной, неистовый шторм и напарники оказываются отрезаны от мира, начинается настоящий кошмар: голод, боль, безумие и пугающие алкогольные галлюцинации размывают грань между реальностью и бредом.
Теперь остров становится тюрьмой без стен, а разум — заложником собственных страхов.
Фильмы нужно не просто смотреть, а впускать в себя
Иногда кино - это не просто развлечение на вечер и не очередной "фоновый" фильм для ужина. Есть картины, которые требуют тишины внутри. Требуют паузы. Требуют готовности что-то почувствовать, а не просто увидеть.
Многие фильмы из этой подборки именно такие. Они не всегда находят отклик в моменте. Может, общество ещё не готово. Может, сам зритель находится не в том настроении. Это нормально. Иногда искусству нужно время, чтобы его поняли, приняли и полюбили.
Некоторые картины нужно не просто "посмотреть", их нужно впустить в своё восприятие. Дать им зацепиться. Позволить им что-то сдвинуть внутри, даже если сначала кажется, что это "не твоё" или "слишком странно".
Заключение
Иногда хорошие просто ждут своего зрителя. И встречают его не в кинотеатре, а дома, в нужный момент, когда уже многое в жизни пережито, когда появилось настроение остановиться и по-настоящему всмотреться.
Чем больше мы позволяем себе открыто воспринимать фильмы, даже те, что "не зашли большинству", тем интереснее и глубже становится наш собственный кинематографический опыт.
__________________
Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.
__________________
Появилась возможность поблагодарить автора, отправив Донат
__________________
Другие интересные статьи с размышлениями: