Инна Николаева, клиент-ориентированный психолог (https://t.me/notperfect_inna)
для online школы английского языка How to English ( https://t.me/hoewtoenglish)
Представьте себе, что вас попросили описать себя как человека, изучающего английский язык. Что бы вы упомянули? Возможно, вы рассказали бы о своих сильных сторонах — например, о том, как легко вам даётся запоминание новых слов, или о слабостях, таких как трудности с пониманием быстрой речи носителей языка. Вы могли бы отметить свои предпочтения — скажем, любовь к чтению англоязычных книг или интерес к просмотру фильмов без перевода, а также то, что вас раздражает, например, сложные грамматические правила. Возможно, вы поделились бы своими страхами — боязнью сделать ошибку в разговоре, или амбициями — желанием свободно общаться на английском в путешествиях. Вы могли бы вспомнить ключевые моменты своего опыта изучения языка, например, учителя, который вдохновил вас, или ситуацию, которая заставила почувствовать уверенность. Или же вы задумались бы о будущем — о том, как вы видите себя через несколько лет, уверенно использующим английский в работе или учёбе. Всё это — и многое другое — составляет ваше ощущение себя как изучающего английский язык.
А теперь попробуйте подумать о других сферах вашей жизни – о том , как вы видите себя в роли друга, профессионала, путешественника или кого-то ещё. Объединение всех этих аспектов вашего "я" показывает, насколько многогранным и глубоким является ваше чувство себя, простирающееся во времени от прошлого опыта к надеждам на будущее.
«Я» — это сложный конструкт, захватывающая тема для исследований в области психологии изучения английского языка. Что разобраться в том, что же такое «Я» и как наше «Я» влияет на процесс обучения, исследователи выделили различные грани «Я», каждая из которых отражает определенные аспекты. Одним из ключевых аспектов, влияющих на наш опыт изучения языка, является идентичность. Она не только формирует представление человека о себе как изучающем английский, но и связывает его личный опыт с более широкими социальными и культурными контекстами, в которых человек использует язык.
Идентичность в контексте изучения английского языка отражает то, как вы видите себя в связи с конкретными ситуациями и группами — реальными или воображаемыми, — связанными с этим процессом. Она определяет ваше восприятие себя как изучающего английский язык в различных ролях и средах, будь то занятия в классе, общение с носителями языка или участие в онлайн-сообществах. Каждый человек, изучающий английский, обладает множеством идентичностей, которые возникают из разных социальных групп и контекстов, с которыми он взаимодействует. Эти идентичности могут пересекаться или даже вступать в конфликт. Например, вы можете ощущать себя уверено в изучении английского, когда используете язык в онлайн-играх, свободно общаясь с игроками со всего мира, но испытывать неуверенность и трудности, когда приходится писать академический текст на английском для курса. Этот контраст показывает, как различные роли и ситуации могут формировать разные аспекты вашего "я".
Вы можете стремиться показать себя прилежным студентом перед преподавателем, демонстрируя свою способность усердно работать над языком. Однако в какой-то другой группе, к которой вы принадлежите, возможно, вы захотите скрыть эту часть себя, чтобы соответствовать ожиданиям этой группы. Кроме того, у вас есть идентичности за пределами изучения языка — например, как спортсмен, геймер или любитель музыки. Эти роли могут влиять на процесс изучения английского, например, вы, скажем, начнёте читать о своих увлечениях на английском или обсуждать их с иностранными друзьями.
Идентичность также связана с вашим стремлением стать частью определённых сообществ— групп, где английский язык используется естественно, таких как профессиональная среда, онлайн-форумы или круг общения носителей языка. Вы можете представлять себя будущим членом этих сообществ. Такие воображаемые идентичности способны мотивировать вас, побуждая стремиться к цели.
Для людей, владеющих несколькими языками, изучение английского добавляет ещё один слой к идентичности: вы можете воспринимать свою билингвальную или мультилингвальную природу как преимущество, обогащающее вашу жизнь, или как источник внутреннего конфликта, если чувствуете себя "разделённым" между языками и культурами. В современном глобализированном мире, где английский часто выступает языком общения, ваша идентичность как изучающего этот язык становится частью того, как вы позиционируете себя в обществе.
Когда мы понимаем, что такое идентичность мы понимаем, что процесс освоения английского языка — это не только вопрос знаний и навыков, но и глубокое отражение того, кем мы себя видим и кем хотим стать.
Практика 1: Моё восприятие себя как изучающего английский язык
Цель этой практики — помочь вам осознать, как вы видите себя в процессе изучения английского языка, и как это влияет на ваше обучение.
Шаг 1: Опишите себя (колонка «характеристики»)
Подумайте о себе как об изучающем английский язык. Запишите шесть характеристик, которые описывают вас в этой роли. Это могут быть ваши сильные стороны (например, "Я хорошо запоминаю слова"), слабости (например, "Мне сложно говорить без подготовки"), черты характера (например, "Я терпеливый") или стиль обучения (например, "Мне нравится учить язык через песни"). Запишите их в первую колонку таблицы ниже. Если у вас есть возможность, сравните свой список с кем-то ещё — другом или одногруппником.
Шаг 2: Связь с обучением
Во второй колонке напишите, как, по вашему мнению, каждая характеристика влияет на ваше поведение или подход к изучению английского языка. Например: "Я воспринимаю себя очень общительным, и это означает, что я люблю практиковать английский в разговорах с другими и чаще участвую в групповых заданиях." Подумайте, как эти аспекты помогают вам или создают трудности в вашем прогрессе.
Характеристика Как это влияет на моё обучение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Эти характеристики составляют ваше представление о себе как изучающем английский язык. Оно может отличаться от того, как вы видите себя в других ролях — например, как студент других предметов, спортсмен или музыкант. Вместе эти аспекты формируют часть того, кем вы являетесь, и влияют на то, как вы изучаете английский.
Практика 2: Понимание своего "я" в изучении английского языка
Цель этой практики — глубже понять, как вы воспринимаете себя как изучающий английский язык, и подумать, как это знание можно использовать для улучшения вашего обучения.
Шаг 1: Ответьте на вопросы
Подумайте о своём текущем опыте изучения английского языка и ответьте на следующие вопросы письменно или в уме:
- Как я вижу себя в изучении английского языка? (Например, "Я уверенный" или "Я часто нервничаю".)
- Как бы я описал свои сильные и слабые стороны, черты характера или стиль обучения? (Например, "Я силён в чтении, но слаб в произношении".)
- Как я могу узнать больше о том, как я вижу себя? (Например, "Спросить у друзей, что они думают о моих навыках".)
- Насколько комфортно мне говорить о том, как я вижу себя как изучающего английский? Почему?
Шаг 2: Обсуждение или рефлексия
Если вы работаете с партнёром или группой, поделитесь своими ответами на один или два вопроса, которые вам удобны. Если вы делаете это самостоятельно, запишите свои мысли. Обратите внимание:
- Что вы узнали о себе, чего не замечали раньше?
- Как это понимание может помочь вам в изучении английского? Например, если вы заметили, что вам комфортнее учиться в одиночестве, вы можете больше времени уделять самостоятельному чтению.
Пример для вдохновения:
"Я вижу себя как человека, которому сложно запоминать грамматику, но я люблю говорить. Я мог бы узнать больше о себе, попросив обратную связь от преподавателя. Мне комфортно говорить о своих сильных сторонах, но не о слабостях — возможно, потому что я боюсь выглядеть неудачником."
Дополнительно:
Попробуйте придумать один способ, как вы могли бы использовать свои сильные стороны для улучшения слабых. Например, если вы любите говорить, но боитесь грамматических ошибок, практикуйте короткие диалоги с друзьями, чтобы привыкнуть к правилам в разговоре.
Эти практики помогут вам глубже исследовать своё "я" как изучающего английский язык, понять свои особенности и использовать это знание для более эффективного обучения.