Найти в Дзене

Рынок развития цифровых онлайн платформ

В России объем рынка аренды спецтехники в 2023 году оценивался в 12 млрд рублей, с ежегодным приростом около 21,2%. Мировой рынок онлайн-аренды спецтехники в 2021 году достиг 208,3 млрд долларов, а к 2026 году прогнозируется рост до 250 млрд долларов.

Наиболее востребованные виды спецтехники в 2024 году:

· Самосвалы и тонары (12,6% спроса).

· Грузовики-длинномеры (9,1%).

· Автокраны (6,8%).

В Центральной России конкуренция выше из-за высокой концентрации строительных проектов. В Северо-Западном и Южном округах наблюдается сезонный спрос, связанный с климатическими условиями.

В 2024 году рынок продаж спецтехники в России столкнулся с рядом вызовов, включая экономические санкции, рост ключевой ставки и усиление конкуренции с китайскими производителями. Вот основные итоги и тенденции:

1. Общее снижение рынка

Продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) сократились на 10,5% по сравнению с 2023 годом, до 74,7 млрд рублей. Объем производства упал на 15%, до 75,8 млрд рублей. В сегменте коммерческого транспорта продажи грузовиков за январь-октябрь 2024 года снизились на 9% (108 080 единиц).

2. Динамика по сегментам техники

· Экскаваторы: падение продаж на 51% (222 единицы).

· Автогрейдеры: снижение на 40,9% (337 единиц).

· Краны: уменьшение на 33,1% (1,67 тыс. единиц).

· Краны-трубоукладчики и бульдозеры: наименьшее падение — 4,8% (1,05 тыс. единиц).

3. Рост в отдельных сегментах:

· Экскаваторы-погрузчики: +99%.

· Фронтальные погрузчики: +61%.

· Мини-погрузчики: +26%.

Основные факторы спада: во-первых, это высокая ключевая ставка ЦБ (21% с октября 2024 года), что сделало кредиты и лизинг менее доступными. Санкции и импортозависимость: дефицит комплектующих и рост затрат на импорт. Конкуренция с китайской техникой, которая на 15-20% дешевле российских аналогов (например, бульдозеры). Задержки оплаты госзаказов: подрядчики получают деньги за 2024 год только в 2025.

В 2025 год ожидается дальнейшее падение продаж на 5-15%, особенно в сегменте кранов-трубоукладчиков (до 70%). Рост спроса на аренду и подержанную технику из-за повышения утилизационного сбора. Усиление трендов на цифровизацию (IoT, автономные машины) и экологичные решения.

-2

Китайские бренды (XCMG, Lonking, SANY) доминируют в сегментах экскаваторов и погрузчиков (доля импорта — 90%). Строительный сектор показал минимальный рост (2,5% за 9 месяцев 2024 года), что не компенсировало спад в других отраслях.

2024 год стал сложным для рынка спецтехники из-за макроэкономических и регуляторных вызовов. Ключевыми драйверами в 2025 году могут стать господдержка, развитие арендных моделей и технологические инновации, но конкуренция с китайскими производителями останется главным испытанием для российских компаний

На рынке 2024 и 2025 годов наблюдается рост аренды и продажи спецтехники через цифровые порталы. Цифровая диспетчеризация рынка продажи и аренды спецтехники, строительных услуг в 2025 году стала ключевым трендом, трансформирующим традиционные подходы к управлению техникой, мониторингу её состояния и организации сделок.

Онлайн-платформы, такие как «Перевозка 24», «Экскаватор.ру», «Авито», «Авто.ру», «Дром.ру», «Нашел.ру » играют ключевую роль в цифровизации рынка, объединяя владельцев техники и заказчиков, арендодателей и продавцов спецтехники. В 2024 году сервисы продолжают развиваться, предлагая аналитику цен и спроса в реальном времени. В 2025 году наблюдался рост спроса на телематизацию и автоматизацию, что влияет на развитие цифровых сервисов аренды. Онлайн-платформы и автоматизация становятся ключевыми факторами развития, а спрос остается высоким.

Ключевые функции таких онлайн–платформ — каталогизация спецтехники, проверка данных о технике и продавцах, арендодателях и заказчиках. Возможность решать вопросы со спецтехникой и заказами на нее в 2 клика, широкий спектр сопутствующих услуг, таких как юридические договора, логистика, лизинг, страхование, кадры, сервисное обслуживание спецтехники. Автоматизация маркетинга и продаж будет и далее развиваться, базируясь на ИИ. Автоматизация частично компенсирует дефицит операторов, но требует обучения персонала работе с цифровыми системами и правильным подходом к цифровой диспетчеризации продаж и аренды спецтехники. Рынку цифровых онлайн-платформ есть куда расти.