Найти в Дзене
Жорик – историк

«Страшненький» государь. Как на самом деле выглядел Петр I

Памятник Петру I авторства Михаила Шемякина, стоящий в Петропавловской крепости, взывает немало гневных откликов. Непропорциональное тело с ногами-спичками, длинные «паучьи» пальцы и крохотная голова — такой карикатурный образ царя-реформатора настолько непохож на все существующие петровские изваяния, что с момента своей установки в 1991 году постоянно является объектом яростной критики. Но что в нем не так? Если не брать в расчет сознательно нарушенные пропорции тела, то перед нами тот самый Петр, каким он и был при жизни. Не царь-богатырь с волевым лицом и пронзительным взглядом, а субтильный неуклюжий мужчина, с большими живыми глазами на круглом одутловатом лице. На самом деле никакой загадки во внешности Петра I нет — сохранилось не меньше десятка его прижизненных портретов и несколько описаний внешности. Например, такое, сделанное французским герцогом Сен-Симоном в 1717 году: Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасны
Оглавление

Памятник Петру I авторства Михаила Шемякина, стоящий в Петропавловской крепости, взывает немало гневных откликов. Непропорциональное тело с ногами-спичками, длинные «паучьи» пальцы и крохотная голова — такой карикатурный образ царя-реформатора настолько непохож на все существующие петровские изваяния, что с момента своей установки в 1991 году постоянно является объектом яростной критики.

Но что в нем не так? Если не брать в расчет сознательно нарушенные пропорции тела, то перед нами тот самый Петр, каким он и был при жизни. Не царь-богатырь с волевым лицом и пронзительным взглядом, а субтильный неуклюжий мужчина, с большими живыми глазами на круглом одутловатом лице.

Скульптура Петра I авторства М. Шемякина
Скульптура Петра I авторства М. Шемякина

Богатырский рост

На самом деле никакой загадки во внешности Петра I нет — сохранилось не меньше десятка его прижизненных портретов и несколько описаний внешности. Например, такое, сделанное французским герцогом Сен-Симоном в 1717 году:

Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные. Их взгляд иногда случается суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих.

По поводу судорог Сен-Симон не одинок. Василий Ключевский в своей книге «Исторические портреты» приводит слова Карла Моора о том, что с 20 лет у Петра начала трястись голова и искажаться черты лица. Этот недуг, по мнению Моора, мог быть поздним проявлением испуга, который малолетний Петр испытал во время стрелецкого бунта. Впрочем, есть и другие версии, воздающие долг как ранним алкогольным излишествам царя, так и генетическим аномалиям Романовых.

Петр I (справа) и его единокровный Иван, репродукция с французской гравюры XVII века
Петр I (справа) и его единокровный Иван, репродукция с французской гравюры XVII века

Все мы знаем о богатырском росте Петра Великого. Это так: по расчетам исследователей он был 204 сантиметра — государь выглядел настоящим великаном. Особенно на фоне окружавших его людей, чей средний рост в XVIII веке равнялся приблизительно 160 сантиметрам. Такие размеры, наверное, должны предполагать атлетическое телосложение. Как бы не так. Фигура царя была слишком непропорциональной, из-за чего он выглядел угловатым и неуклюжим, словно большая цапля на птичьем дворе.

«Водил носом и хлопал подбородком»

Сохранилось некоторое количество царской одежды. Вся она 48-го размера, что больше подходит для юноши, а не зрелого мужчины. Исследуя петровские кафтаны и обувь, эксперты делают вывод, что, богатырь ростом за два метра имел впалую грудь, узкие плечи и короткие руки. Но это полбеды, главное — у Петра был 38-й размер обуви, а должен был быть при таком росте не меньше 45-го. Маленькие стопы приводили к увеличению нагрузки на ноги, что доставляло государю сильные неудобства. Петру было трудно ходить, вот поэтому он часто брал с собой на прогулку трость. Именно с ней изобразил царя Валентин Серов в 1907 году.

Картина Петр Первый кисти Валентина Серова
Картина Петр Первый кисти Валентина Серова

Художник подошел к делу весьма ответственно, изучив архивы, прочитав Ключевского и посмотрев все прижизненные и посмертные портреты царя. Академик Игорь Грабарь, автор первой монографии о Валентине Серове, записал и сохранил слова живописца:

Петра всегда изображали каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшненький: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом.

К слову, о шагах. Про размер ноги Петра I мало кто догадывался, так как государь часто носил специально сшитые для него высокие сапоги-ботфорты. Они имели подошву длиной 31 см, то есть, по сути, выглядели как обувь сорок пятого размера. Причем правитель надевал эти сапоги на туфли своего настоящего 38 размера.

Истинный облик Петра

Теперь поговорим о чертах лица. Возьмем прижизненный портрет Петра, написанный в 1698 году в Англии Готфридом Кнеллером. Здесь 26-летний государь с длинными вьющимися волосами весело смотрит своими большими круглыми глазами. В портрете чувствуется толика слащавости, но в целом лицо довольно приятное, а фигуру можно было бы назвать пропорциональной, если бы не короткие ноги. Вероятно, поэтому живописец облачил на полотне Петра в рыцарскую кирасу.

«Петр Великий, российский царь». Картина Готфрида Кнеллера
«Петр Великий, российский царь». Картина Готфрида Кнеллера

А вот портрет кисти Карла Моора, сделанный через 19 лет, когда государь приезжал в Париж, чтобы ускорить окончание Северной войны и организовать брак своей любимой дочери «Лизетки» с французским принцем Людовиком. Лицо одутловатое, усы будто приклеенные, в складках губ и в выражении припухших глаз чувствуется усталость. Нет следов ни юношеской самоуверенности, ни зрелого довольства своим делом. Перед нами грустный вымотанный годами мужчина, а ведь ему здесь всего 45 лет.

Портрет императора Петра Первого кисти Карла Моора
Портрет императора Петра Первого кисти Карла Моора

В действительности узнать, как выглядел Петр I при жизни проще простого. Достаточно сходить в Русский музей, а затем в Эрмитаж. В первом хранится гипсовая маска царя, сделанная Бартоломео Растрелли в 1717 году для работы над конной статуей. Искусствоведы рассказывают, чтобы снять маску, государю пришлось сбрить все волосы на голове и усы. На него надели фиксирующий колпак, привязали руки и ноги к стулу, так как нельзя было двигаться. Потом голову залили, и приближенные постоянно подходили и прислушивались, дышит ли Пётр. А снимали маску, раскалывая ее ударами молотка, то есть натурально били по самодержцу.

Прижизненная маска Петра I, хранящаяся в Русском музее
Прижизненная маска Петра I, хранящаяся в Русском музее

Растрелли использовал слепок не только в работе над монументом, который ныне стоит в Михайловском замке. Но и в 1725 году уже после смерти Петра создал «восковую персону», которая ныне экспонируется в Эрмитаже. Вот он, настоящий Петр I в подлинном кафтане и парике из собственных же волос.

«Восковая персона Петра I» из Эрмитажа
«Восковая персона Петра I» из Эрмитажа

Шемякин прав?

А теперь сравните воскового царя с растиражированными образами, появившимися благодаря одной единственной картине. Той самой, на которой суровый государь допрашивает царевича Алексея. Полотно автор Николай Николаевич Ге создал в 1871 году. Разумеется, Петра он видеть не мог, и, как говорят эксперты, частично писал его со своей жены Анны Петровны, которая была далеко не из красивых. У Ге Петр получился тяжелым, грузным, с телом самых обычных пропорций. Но важны не они, а черты лица.

Картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год
Картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год

Это самый узнаваемый Петр, так как именно картину Ге взял за основу скульптор Антокольский для создания памятника самодержцу. Растиражированный, он ныне украшает собой Петергоф, Таганрог и Архангельск, а также благодаря последнему попал на 500-рублевую банкноту.

А дальше этот образ проник в кинематограф. В фильме «Петр Первый» 1937 года актер Николай Симонов играет именно такого Петра — порывистого, эмоционального, целеустремленного, и главное — совершенно типичной внешности.

Николай Симонов в роли Петра I
Николай Симонов в роли Петра I

А вот Михаил Шемякин не стал следовать канонам. Голову для своей скульптуры он полностью скопировал с прижизненного слепка (там она без волос и усов), а ваяя торс, руководствовался изображениями Петра кисти западных художников — Таннауэра (1724 год) и Жан-Марка Натье (1717 год), а также восковой фигурой из Эрмитажа. Разумеется, шемякинский Петр диспропорционален, так как голова статуи полностью совпадает с реальными размерами, а вот тело увеличено в 1,5 раза. И если бы не это, то скульптура Шемякина была бы практически ничем не отличима от самого достоверного объемного изображения Петра I — его фигуры, хранящейся в Эрмитаже.

Петру I повезло — для пущей фотогеничности его лишь слегка «подправили» в целом сохранив оригинальные черты лица. А вот про его единокровную сестру царевну Софью такого не скажешь 👇: