Салават строили вчерашние фронтовики, только снявшие боевые шинели, и те, кто ковал Победу в тылу. Люди, ценившие каждый день мирной жизни, с особым трепетом и рвением строили дома и заводы города. Победа была одна на всех, а в сердце каждого — память о страшных годах войны. С первого номера городская газета «Ленинский путь» (потом — «Выбор») публиковала воспоминания салаватцев о годах борьбы с захватчиками. В них было всё — голоса сотен горожан рисовали образ страшной войны, унесшей миллионы жизней. Люди ушли, но газетные полосы сохранили для потомков каждое слово правды. В этом году страна отметит 80-летие Великой Победы. К этой важной дате мы запускаем специальную рубрику, в которой — воспоминания салаватцев, опубликованные в газете в разные годы. Вы услышите голос Солдата Великой Отечественной войны — ему мы обязаны возможностью свободно жить и трудиться, радоваться успехам наших детей, он спас будущее страны и нас в этом будущем. Эти строки надо читать сердцем.
Из фронтового дневника.
22 июня 1941 года. Война... Всё перепуталось в голове. Не хочется верить. Но факт остается фактом. Снова слушаем радио. Проклятое воскресенье. Не уйдешь без выписки врача. Лена пришла бледная, перепуганная, а Юрик улыбается. Не понимает несмышленыш...
16 сентября 1941 года. Который уже день отступаем. Вчера днем проходили через деревню Малиновку. Она словно вымерла. Только у околицы стояла древняя старушка и жалобно смотрела нам в спины, что-то шептала беззубым ртом. Наверное, проклинала нас за позор России. Долго ль так будем шагать? Уже Смоленск остался позади.
30 сентября 1941 года. Утро. Ночью наш взвод шел в арьергарде. Кромешная тьма. Шли по железнодорожной насыпи. Вдруг потянул свежий ветерок. Из-за высокой гривы сосняка выплыла луна и заиграла на мокрых ветках, блеснула по рельсам. Мертво-бледные лучи упали на ворчливый ручеек дождевой воды. «Чудо природы», — проговорил Нафиков. И вдруг тишину ночи разорвал треск автоматов, сдавленные крики. Раздался сотрясающий землю гул. Мы залегли. Приготовились к обороне. Снова большой силы взрыв. Земля закачалась. Вскоре всё замерло. «Молодцы, все-таки взорвали», — проговорил лейтенант Петров... Сегодня не стало среди нас сапера Митрохина.
1 января 1942 года. Сегодня Новый год. Трудно, но мы верим — скоро победим.
30 августа 1942 года. Плохой из меня пророк. Фашисты снова прут, как летом прошлого года. На них работает вся Европа. Вчера красноармеец Егоров спросил: «Когда союзники откроют второй фронт?». «Скоро», — ответил я, а на душе стало муторно.
18 ноября 1942 года. Сейчас с комбатом поедем проводить митинг. Красная армия перешла в контрнаступление под Волжской твердыней. Ура! Вот и на нашей улице праздник!
25 ноября 1942 года. С утра обошел все роты. Настроение у красноармейцев отличное.
Ночью группа старшего лейтенанта Миши Гриневича ходила в поиск. Притащили двух фрицев, но убит парторг 9-й роты Гагин. Да я бы за него одного — убил сто фашистов! Надо написать жене. Осталось трое сирот.
3 февраля 1943 года. В Сталинградском котле сварилось 330 тысяч фашистов. Хороший «навар». Это только начало, еще не то будет. Придет время, гады, горючими слезами умоетесь. Завтра и мы...
5 февраля 1943 года. Вчера прорвали оборону в районе Нахаловки. Хорошо поработали «катюши». Авиация из-за плохой погоды не участвовала. Ой, как трудно рвать оборону! Сколько наших осталось лежать на снегу: Наумов, Климов, Горячкин — отличные были сержанты. Марат ранен. Теперь только вперед. 80 километров до Орла. Плохо, пурга бушует, дорог не будет.
5 февраля 1943 года. Алексеевка, Красное, а там недалеко Панское, ст. Змиевка. Вчера Ахметшин в рукопашном бою трех фашистов убил. Молодец!
6 июля 1943 года. Курская дуга. Поныри I — Поныри II. Вчера фашистская группировка перешла в наступление. Дрожит земля. Над полем боя стоят тучи пыли и дыма. Кругом всё гремит и грохочет. Вторые сутки рота Рябова бьется в окружении. Мухортов из ДШК сбил «Юнкерс-87». Погиб Паша Сафронов.
17 июля 1943 года. Курск. Госпиталь. Не слышу и не говорю. Неужели... Не паникуй, всё будет в порядке. Руки, ноги целы. А что дальше?
22 апреля 1945 года. Бои идут в пригородах Берлина. Каждый метр с боем берем. Отчаяние обреченных. Город горит, рушатся здания.
23 апреля 1945 года. Очищаем улицу за улицей. Как будто с каждым днем нашей авиации и артиллерии всё больше и больше. Все их «штрассе» в руинах. Наши бойцы, словно львы, дерутся. Но враг еще сопротивляется. Сказываются муштра и страх за свои шкуры. Большой урон несем от фаустпатронов, особенно танкисты. Вчера захватили трех фаустников. Один старик и два сопляка по 15 лет. Они, гады, прячутся на чердаках домов, стреляют из-за угла. Ну, что с ними делать? Заслуживают они пули, а расстреливать нельзя: пленные.
1 мая 1945 года. Дни промелькнули, как в калейдоскопе. Потеряли счет дням. Непрерывные бои. Очищаем дом за домом, а ведь знают, что зря губят солдат и мирное население.
Говорят, Гитлер застрелился.
Жаль. Надо было дать его на расправу узникам Майданека или Дахау. Вчера получили приказ пробраться вперед и очищать дома от фаустпатронников. Солдаты и сержанты быстро приладились и самыми разнообразными способами истребляют их, как чумных крыс. Были перестрелки и рукопашные схватки. Перед самым рассветом попал в группу лейтенанта Портянкина. Они очищали большой пятиэтажный дом, который углом выходил на широкую площадь где-то у Бранденбургских ворот. Тут засели отпетые гитлеровцы. Расположение дома было выгодным в смысле обороны для гитлеровцев. С одним столкнулся лицом к лицу на лестничной клетке второго этажа. Фриц бросился наверх. Пришлось разрядить пистолет. Дрались за каждую лестничную клетку, комнату. Когда солнце взошло, очистили дом от этой нечисти. На пятом этаже случайно встретились с Ваней Падериным, автором книги про восьмую гвардейскую армию Чуйкова.
Кругом тишина. Неужто конец?! Будем начинать новую жизнь. Эту новую жизнь надо прожить достойно.
Д. Бердников, офицер запаса, работник Салаватского машзавода. «Ленинский путь», 8 мая 1964 года.
Мы воевали, как братья.
Отправляясь на фронт бить гитлеровцев, он уже имел в своем послужном списке финскую кампанию. Великую Отечественную войну начал под Воронежем, закончил в пражском лесу, а между этим форсировал семь рек: Днепр, Воркслу, Нейсе, Шпрее, Одер, Вислу, Эльбу. Награжден орденом Красной звезды, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней.
Анвар Гатауллович Ибрагимов, начальник сметно-договорного отдела СМУ треста «Двигательмонтаж»:
— Часть наша формировалась в 1942 году. Узнав, что я из Башкирии, а родной мой язык татарский, командир полка, подполковник Завьялов стал направлять ко мне в батарею солдат разных национальностей. Как-то стали считать, и оказалось, что есть среди нас и башкиры, и казахи, и осетины, и узбеки, и чуваши — всего 18 национальностей. Однако все мы были сыновьями одной матери — Родины — и потому воевали, словно братья. Мне пришлось создать смешанный орудийный расчет. Вошли туда бойцы – украинцы, татары, русские, казахи. Все они с одинаковым усердием изучали и осваивали арттехнику, чтобы без промаха бить ненавистного врага, быстрее приблизить победу. Интернациональный расчет по боевой и самоподготовке всегда занимал в полку первое место. Начинал в этой интернациональной батарее рядовым, а закончил войну заместителем командира полка по строевой подготовке.
«Ленинский путь», 22 февраля 1975 года.
Маленький солдат большой войны.
Он ушёл на фронт, когда ему едва минуло семнадцать, чтобы отомстить за убитого брата, приблизить победный час родной земле. Вернулся с войны коммунистом, на груди — ордена Славы второй и третьей степеней, медаль «За взятие Кенигсберга» и другие награды.
Барей Нурлыгатиевич Фаткуллин, газоэлектросварщик завода крупного домостроения, секретарь партийной организации:
— Свою первую награду — медаль «За отвагу» я получил за то, что удержал с восемнадцатью товарищами важный участок дороги. Получил и зашил в карман, все боялся потерять. И лишь когда настоял командир, прикрепил медаль к гимнастерке.
Окончив училище младших командиров, я попал в пехоту, воевал на Витебском направлении Белорусского фронта. Пробирались сквозь болота, шли по земле, разоренной врагом. Нельзя было равнодушно смотреть на опустошенные селения. О том, что некогда здесь жили люди, напоминали печи, одиноко стоявшие на пепелищах. Попадались нам навстречу и жители, которых гитлеровцы лишили крова, обрекли на голод и страдания. Нельзя было без боли смотреть на детей — изможденных, с недетскими глазами. Мы угощали их хлебом, консервами, обещали скорую победу. После таких встреч удесятерялась ненависть к врагу и хотелось сполна отплатить ему за горе, принесенное нашим людям.
Помню кровавые бои под Данцигом, когда мы не давали группировке немцев уйти в море. Они оказывали яростное сопротивление. Выполняя одно из заданий, мы уничтожили 37 фашистов, захватили в плен 149 солдат и одного офицера. Тогда на одного нашего бойца приходилось по одиннадцать захваченных в плен солдат противника.
«Ленинский путь», 22 февраля 1975 года.
Всё для победы!
Анна Михайловна ушла на фронт добровольцем в 1942 году, участвовала в обороне Сталинграда. Война отняла у нее мужа, брата, близкую подругу.
Анна Михайловна Шатилова — бригадир печатного цеха городской типографии, ударник коммунистического труда. Принимает активное участие в общественной жизни на производстве и по месту жительства:
— Когда началась война, мы с Валей Овчинниковой работали в стерлитамакской типографии. Обе мы сразу попросились на фронт и попали в артиллерийский полк. Мне пришлось быть там поваром, а другие девушки работали на дальномерах. Наши передовые оказались рядом с линией фронта. Девушки – бойцы проявляли в бою примеры героизма. Наша батарея была почти уничтожена. Был убит комиссар, сильно ранен комбат. Тогда командование переправило всех девушек за Волгу. Там в артмастерских рабочий день продолжался по 12-14 часов.
Когда противник был отброшен от стен Сталинграда, нас отправили в 70-й отдельный батальон ВНОС. Мы передавали в зенитные части сведения о том, на какой высоте, чей летит самолет.
Трудно приходилось девушкам на фронте — ежеминутно их подстерегала смертельная опасность, они теряли близких, но держались по-геройски. В одном из авиационных налетов погибла моя подруга Валя — веселая, находчивая девушка. Шел ей в то время 21-й год. За Валину молодость и несбывшиеся мечты, за всех павших за свободу и независимость Родины солдат отомстили врагу друзья по оружию.
«Ленинский путь», 22 февраля 1975 года.
Ради жизни на земле.
Вспоминает Хамза Аглутдинович Гиниятуллин, кадровый офицер.
Окончил Рязанское артиллерийское училище и служил в Брестской области. В ночь на 22 июня гарнизон находился в летних лагерях. Стояла тихая, пахнущая разнотравьем ночь.
— Разбуженные громовыми раскатами, мы не сразу поняли, что это бомбежка. Уже через несколько минут лагерь подвергся ожесточенному воздушному нападению.
В районе Гомеля из наступающих артподразделений был сформирован 537-й артполк. Я был назначен командиром батареи дальнобойных орудий. В составе этого полка участвовал в обороне Москвы. В один из дней мне прямо в окопе вручили приказ — сдать батарею и явиться в штаб полка. Там мне вручили пакет с направлением в распоряжение Башвоенкомата.
И вот я — начальник артиллерии и командир полковой батареи 294-го полка 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Вскоре я узнал, что среди добровольцев находится мой отец.
В район станции Ефремово мы прибыли на эшелонах и заняли оборону на рубеже сел Алешки – Малые Барки – Святоша. Начались фронтовые будни. В начале июля у села Набережного противник захватил переправу на реке Олым и начал расширять плацдарм. Командир полка майор Г.А. Нафиков, собрав эскадрон пулеметчиков и взвод автоматчиков, ночью атаковал фашистов, враг потерял свыше ста человек убитыми и отошел на западный берег. Весть о первой маленькой победе облетела всю дивизию и окрылила конников на ратные подвиги.
Наш полк и вся дивизия вели ожесточенные бои с наседающим противником. Гитлеровцы, не считаясь с потерями, преграждали нам путь в направлении Воронеж – Обливская, где находились базы материального снабжения Сталинградской группировки и аэродромы. Боевые расчеты несли большие потери, противнику удалось вклиниться в наши фланги. Тогда я решил поставить все орудия на прямую наводку и в упор расстреливать танки, пехоту рвущегося вперед врага. Стволы орудий накалялись докрасна, перед нами горели десятки танков и бронетранспортеров. Путем огромных усилий к вечеру нам удалось отбросить противника.
«Ленинский путь», 23 февраля 1973 года.
Фото из архива газеты "Выбор": парад на стадионе имени 50-летия Октября в Салавате.