Найти в Дзене
ArtCult

Уличное искусство: вандализм или новая классика?

Споры о том, можно ли считать уличное искусство полноценным художественным направлением, не утихают десятилетиями. Для одних это акт вандализма, порча имущества, для других - смелое высказывание, достойное музеев. Где же проходит грань между искусством и хулиганством? Яркий пример - творчество Бэнкси. Его работы, созданные тайно на городских стенах, сегодня продаются за миллионы долларов. В 2018 году его картина "Девочка с воздушным шаром" самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby's за $1,4 млн. Этот перформанс стал мощным высказыванием о природе искусства и коммерции. В России уличное искусство имеет особую историю. "Стена Цоя" в Москве - место паломничества поклонников музыканта - изначально была актом вандализма, но со временем превратилась в культурный памятник. Местные власти неоднократно пытались закрасить граффити, но фанаты каждый раз восстанавливали изображения. Эволюция уличного искусства поражает. От простых тегов в нью-йоркском метро 1970-х до масштабных му

Споры о том, можно ли считать уличное искусство полноценным художественным направлением, не утихают десятилетиями. Для одних это акт вандализма, порча имущества, для других - смелое высказывание, достойное музеев. Где же проходит грань между искусством и хулиганством?

Работа Бэнкси "Девочка с воздушным шаром" на стене лондонского здания
Работа Бэнкси "Девочка с воздушным шаром" на стене лондонского здания

Яркий пример - творчество Бэнкси. Его работы, созданные тайно на городских стенах, сегодня продаются за миллионы долларов. В 2018 году его картина "Девочка с воздушным шаром" самоуничтожилась сразу после продажи на аукционе Sotheby's за $1,4 млн. Этот перформанс стал мощным высказыванием о природе искусства и коммерции.

"Стена Цоя" в Москве
"Стена Цоя" в Москве

В России уличное искусство имеет особую историю. "Стена Цоя" в Москве - место паломничества поклонников музыканта - изначально была актом вандализма, но со временем превратилась в культурный памятник. Местные власти неоднократно пытались закрасить граффити, но фанаты каждый раз восстанавливали изображения.

Эволюция уличного искусства поражает. От простых тегов в нью-йоркском метро 1970-х до масштабных муралов, преображающих целые кварталы. В Лиссабоне, Берлине, Мельбурне уличное искусство стало туристической достопримечательностью, приносящей городам миллионы доходов.

Одна из работ JR
Одна из работ JR

Современные уличные художники все чаще работают легально, сотрудничая с властями. Француз JR создает масштабные фотоинсталляции на фасадах домов, Invader "заражает" города мозаичными персонажами из видеоигр. Их работы не разрушают, а преображают городскую среду.

Проблема остается в правовом поле. В большинстве стран несанкционированное нанесение рисунков карается штрафами. Но некоторые города нашли компромисс - выделяют специальные зоны для граффити или проводят фестивали стрит-арта, превращая промышленные зоны в арт-пространства.

Сегодня уличное искусство - это уже не просто бунт. Оно поднимает социальные проблемы, украшает серые кварталы, становится частью городской культуры. Музеи собирают выставки стрит-арта, а аукционные дома продают работы уличных художников наравне с классикой.

Где, по-вашему, проходит граница между искусством и вандализмом? Должны ли уличные художники получать разрешение или суть их творчества именно в спонтанности? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Подписывайся на ArtCult и знай все о поп-культуре, искусстве и медиа!