Найти в Дзене
Сергей Михеев

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», - это не про тех, кто любит зарабатывать деньги все равно на чём, в том числе на человеческой беде

Пугающая статья в «Московском комсомольце»: «Подростки попали в зависимость от ИИ». Виртуальная реальность стала заменять им живое общение, даже появился новый термин: «интелфилия». Он означает доверительное, а то и пикантное общение с ИИ. Зависимость от соцсетей, виртуальных искусственных «друзей» настолько популярна, что нужно что-то с этим делать. На Западе проведены исследования, согласно которым современные дети проводят в гаджетах от 6 до 8 часов в день, 30% школьников из-за этого демонстрируют признаки «цифрового слабоумия». Термин пришел из Южной Кореи и означает ухудшение когнитивных навыков из-за чрезмерного использования телефонов и планшетов. Тут же вспоминают китайский опыт, где, едва проявились признаки этого слабоумия, подростков отправляют в трудовые лагеря трудом отучать от общения с соцсетями. Сергей Михеев: Я бы не сказал, что китайский опыт очень успешный. Почему? Потому что они вовремя это не отсекли, а стали реагировать, когда это стало приобретать характер массов

Пугающая статья в «Московском комсомольце»: «Подростки попали в зависимость от ИИ». Виртуальная реальность стала заменять им живое общение, даже появился новый термин: «интелфилия». Он означает доверительное, а то и пикантное общение с ИИ. Зависимость от соцсетей, виртуальных искусственных «друзей» настолько популярна, что нужно что-то с этим делать. На Западе проведены исследования, согласно которым современные дети проводят в гаджетах от 6 до 8 часов в день, 30% школьников из-за этого демонстрируют признаки «цифрового слабоумия». Термин пришел из Южной Кореи и означает ухудшение когнитивных навыков из-за чрезмерного использования телефонов и планшетов. Тут же вспоминают китайский опыт, где, едва проявились признаки этого слабоумия, подростков отправляют в трудовые лагеря трудом отучать от общения с соцсетями.

Сергей Михеев: Я бы не сказал, что китайский опыт очень успешный. Почему? Потому что они вовремя это не отсекли, а стали реагировать, когда это стало приобретать характер массовой эпидемии, «цифрового аутизма», когда человек впадает в невменяемое состояние, адекватно не оценивает окружающую действительность и себя в ней, перестает иметь возможность функционировать, действовать, учиться, работать, впадает в зависимость от игр, соцсетей, общения с тем, чего нет, и т.д. И тогда китайцы пошли на соответствующие, достаточно жесткие меры. Те, кто поумнее, должны были сначала: 1. оценить явление; 2. понять, что здесь полезно, а что вредно; 3. заранее упреждающими действиями ограничить вредные воздействия, а потом уже внедрять. Но получается всё наоборот.

Это зависит от рыночного целеполагания: «Давайте внедрять, потому что это есть». Люди, которые всё внедряют, любят встать на такую позицию: «Это же везде! Это неизбежно, как погода, как день и ночь, как приливы и отливы. Мы не можем этому противостоять». Что является ложью. На самом деле всё, что создано человеком, может быть человеком изменено, остановлено, разрушено или, наоборот, поддержано. Китайский опыт есть, но возможен ли он в наших условиях? Нет, потому что другое государственное устройство. Кто будет содержать трудовые профилактории? Как это соотносится с законом? С правами человека? Сначала надо было думать, а потом делать! Есть пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», но это не про тех, кто любит зарабатывать деньги все равно на чём, в том числе на человеческой беде, на том, что поколение может пропасть. Хочется сказать: вы ещё больше рекламируйте ИИ, рассказывайте по всем каналам, как это «здорово»!

Плюс ко всему, проблема одиночества в большом городе, урбанизация больших территорий, где скапливается большое количество людей, где их вроде бы много, а чувствуют себя одинокими. Им легче становится общаться с коробочкой, пусть даже она неживая, чем налаживать отношения с живыми людьми. Это тоже свойство современной массовой культуры. Констатация факта, что это есть, уже неплохо, но надо понять, что делать. Мне кажется, что в рамках современного целеполагания, во многом остающегося чисто рыночным, а также завиральных мечтаний о цифровом будущем, плюс чьи-то выгоды, довольно сложно будет найти реальные выходы.

Как можно вынуть человека из виртуальной зависимости? Только вернуть в реальный мир. Китайцы через трудовые лагеря, но можно это делать мягче. А реальный мир - это спорт, труд, учеба, общение с живыми людьми и т.д.

Голливуд делает большие деньги на привязанности миллионов поклонников одной известной игры «Майнкрафт». Они выпустили фильм по этой игре, и вторую неделю подряд в США этот фильм собрал более 80 млн долларов. Кинокритики, киноведы объясняют феномен успеха этой игры тем, что фильм вышел, когда подросли первые фанаты игры (десятки миллионов детей), которые готовы воевать, копать, биться с виртуальными драконами на своих порталах. Они говорят, что потеряли поколение: оно живет в цифровом мире, и Голливуд этим пользуется.

Сергей Михеев: Смысл даже не в том, что он цифровой, а каким содержанием наполнен и к чему подталкивает людей. Он затягивает, как трясина, и человек там пропадает - вот в этом беда. Суть не в «железках» - они не добрые и не злые, а такие, какими их сделает и каким содержанием наполнит их человек. Поэтому идеалы, морально-нравственное целеполагание, приоритетные ценности здесь важны, а компьютеры, программы – это просто средства. Они могут быть и добрыми, и злыми. Современная массовая культура, помноженная на безумную жадность и извлечение денег из всего, к сожалению, наполняет их вредным, неполезным смыслом.

Сейчас идет Страстная седмица у православных христиан, и как тут не вспомнить пророчество апостола Иоанна Богослова, называемое «Откровением», о конце света? Там можно найти и таинственные тексты, сложные для понимания, но в том числе и про это, что человек утонет во лжи, что человека соблазнят иллюзиями, картинками того, чего нет, и ему это не даст возможности отличать добро от зла, истину от лжи. Там всё символично, изложено притчами, но пока всё этому соответствует, к сожалению. И если мы претендуем на то, что что-то понимаем в этой жизни и чем-то отличаемся от глобалистского проекта, нам надо, в первую очередь, над этим задуматься. Идет война с Западом, мы воюем с Украиной, но, по сути, мы продолжаем катиться внутри глобалистского проекта, и все основные тенденции развития общества в его рамках. У нас пропаганда патриотизма очень часто приобретает странный характер: «Почему надо любить Россию? Потому что у нас так же, как и там, но это Россия».

С другими ценностями.

Сергей Михеев: Именно с ценностями проблема. Получается: «Смотрите, у нас Интернет, Wi-Fi лучше, чем у них!» Соревнование снова в ту сторону! Технологии технологиями, но они никогда не заменяют ценности, потому что это лишь средство.

Что касается «цифрового аутизма», то это, действительно, реальная проблема, и мы с ней точно так же столкнемся. Мы любим поднимать нос и говорить по разным проблемам: «У нас-то не так!» Они сейчас с этим столкнулись, а вы столкнетесь в ближайшее время! Это большой вопрос с точки зрения государственной безопасности. Почему? Потому что мир, который они навязывают, абсолютно вненациональный, внесуверенный и отстраненный. До такого человека достучаться будет гораздо сложнее, потому что он там живет и оторван от действительности. Конечно, им будет легче манипулировать извне.

По поводу ИИ: не разделяют Ваш скептицизм по поводу его применимости. Слушатель нашел для ИИ одно из идеальных мест применения: консультация по юридическим услугам. В реальной жизни можно нанимать юриста за деньги, а можно спросить в чате, и он даст пошаговый алгоритм действий. Сейчас в соцсетях активно раскручивают видео, как Chat GPT (если не ошибаюсь) ввели в ступор, задав длинное математическое уравнение, а потом стали указывать, что ошибка. Чат «вскипел», «заплакал» и выключился. Это по поводу пошаговой, правильной инструкции ИИ для человека.

Сергей Михеев: Первое: хочется слушателю сказать: я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему! Мы обсуждали реальное явление «цифрового аутизма» у детей и их увлечения, связанные с ИИ. Это не я придумал - это явление констатировано западными учеными (американцами, европейцами, японцами, корейцами); это явление, которое затрагивает десятки миллионов детей, молодых людей и т.д., они в этом тонут.

Второе: я же говорю, что можно и ИИ найти положительное применение, если наполнить нужным содержанием! Меня интересует то, во что будут верить и чем будут жить наши дети, а Вы мне говорите: «Я сэкономил на юристе».

Кто-то из известных американских представителей крупной IT- компании недавно сказал, что ИИ не угрожает человечеству - просто многие люди лишатся своих рабочих мест. Я так понимаю, что будет большая нагрузка на государство. Справится или нет?

Сергей Михеев: В этом смысле многие подмечают, что писатели-фантасты нам обещали, что роботы и компьютер освободят человека от физического труда и дадут ему заниматься творчеством, а сейчас мы, наоборот, видим, что ИИ, в первую очередь, вытесняет людей из сферы творчества, из гуманитарных сфер, а дворники как махали метлами на улице, так и машут. Где же ваши роботы и ИИ?

Насчет того, что «всего лишь» лишат людей работы.

Я нашел полную цитату. Это заявил Билл Гейтс, что «с приходом ИИ люди станут бесполезными для большинства рабочих мест». Вы, люди – бесполезные!

Сергей Михеев: Хочется сказать Биллу Гейтсу: «Тогда готовьтесь к революции». Такое впечатление, что «романтики цифрового будущего» рассуждают, что «будет так, как мы хотим, а что станет с вами, нам наплевать». Рано или поздно все те люди, на которых вам наплевать, скажут: «Нас не волнует, что вы хотите».

«Огромное количество людей лишатся работы» - и вы думаете, что все они будут довольны и покорны? Тогда нужно готовиться к большому росту социальной напряженности, а этот вопрос западная цивилизация решает через снижение рождаемости. Еще раз повторю: мы пока не вышли из их глобалистского проекта. Зачем надо поощрять нетрадиционную сексуальную ориентацию? Зачем надо поддерживать ситуацию, при которой делаются миллионы абортов? Потому что в планах глобальной элиты - глобальное сокращение населения и замена людей этими новыми штучками, и их на этом покупают. А то, что вам откровенно говорят, что огромное количество людей будут теперь ненужными, каждый думает: «Это не про меня и не про моих детей». Нет, это именно про вас, про ваших детей и про детей ваших детей!

Что касается государственных структур, то им надо понять, что техноромантики будут вести дело к росту серьезной социальной напряженности и справляться с этим должно государство. А оно во многих странах мира делает вид, что «это всё ерунда». Все обложились компьютерами и гаджетами, а простейших тенденций просчитать не могут! Почему? Потому что погружены в сиюминутные дела, заботы, и очень часто, когда касается прибыли и доходов, не желают ничего видеть. Хотите быть умнее - прогнозируйте ситуацию на годы вперед.