Анимация — это не жанр: это среда сама по себе, своего рода кинопроизводство, способное рассказывать уникальные истории способами, которые не может имитировать ни один другой вид кино. Это идеальное поле для воображения кинематографистов, где они могут дать волю воображению, использовать виртуальную визуальную безграничность среды, чтобы рассказать любую историю, которую они хотят рассказать любым способом, который они могут придумать. Иногда, однако, эти истории могут стать мрачными — очень, очень мрачными.
Одно дело, когда анимационный фильм мрачный, но совсем другой шаг, когда он безнадежно мрачный. Это фильмы, которые не просто мрачные: это душераздирающие переживания, которые очень редко имеют конец, который можно было бы разумно назвать «счастливым» в каком-либо смысле, если вообще когда-либо. От старой классики до более современных культовых жемчужин, самые мрачные анимационные фильмы в истории доказывают, что анимация определенно не только для детей.
____________________________
Отчаянные псы / 'The Plague Dogs' (1982)
Мартин Розен снял не так уж много фильмов, но он, тем не менее, один из самых недооцененных режиссеров анимации 20-го века. Он снял два фильма по романам Ричарда Адамса, второй из которых — «Отчаянные псы». Это фильм о двух собаках, сбежавших из лаборатории и преследуемых как возможных переносчиков бубонной чумы.
Несмотря на то, что фильм значительно менее известен и культов, чем другой достойный внимания анимационный фильм Розена, это все равно, изобретательно срежиссированный, прекрасно написанный и визуально яркий проект. «Отчаянные псы» — шокирующий, несокрушимый и жестокий опыт для любителей животных, это громкий лай против жестокого обращения с животными, который отказывается оставаться неуслышанным.
____________________________
Обитатели холмов / 'Watership Down' (1978)
Более известная адаптация романа Ричарда Адамса Мартина Розена «Обитатели холмов» долгое время считалась одним из самых грустных анимационных фильмов, когда-либо созданных, — и на то были веские причины. Прекрасно анимированный и интеллектуально стимулирующий (конечно, в большей степени для взрослых, чем для детей), он является вехой в истории британской анимации. Что касается среды, то это один из лучших фильмов 1970-х годов.
«Обитатели холмов» — это жестокое, тщательно выверенное исследование авторитаризма, выживания и политики, но с кроликами. На бумаге это простая уловка, но она работает как по волшебству. Тем не менее, это мрачный, расстраивающий, совершенно пугающий фильм, даже если все заканчивается на прилично счастливой ноте. Иногда счастливого конца недостаточно, чтобы компенсировать целых два акта кошмарного политического ужаса, увиденного глазами милых кроликов.
____________________________
Помутнение / 'A Scanner Darkly' (2006)
Ричард Линклейтер любит экспериментировать с разными жанрами и техниками. С фильмом «Помутнение» он во второй раз нырнул в сферу анимации — и результат оказался ошеломляющим. Возможно, самый головокружительный фильм Киану Ривза (да, включая «Матрицу») — это точная адаптация романа легендарного автора научной фантастики Филипа К. Дика.
Ослепительный визуальный стиль фильма, созданный с помощью интерполированной ротоскопической анимации (слишком редкий прием в индустрии в наши дни), — это не просто пустой трюк. Сделанный в виде комикса или графического романа, «Помутнение» сначала тревожит глаза зрителей, чтобы затем загадить их умы сюжетом, построенным на употреблении наркотиков и политической нестабильности. Кое-где есть немного юмора, но леденящий темный тон постоянен, и фильм определенно не заставляет зрителей улыбаться от радости к тому времени, как пойдут титры.
____________________________
Бульк: Побег в море / 'Padak' (2012)
Преступно недооцененный Padak — южнокорейский фильм о скумбрии из океана, которая пытается сбежать из аквариума ресторана, прежде чем ее съедят. Те, кто думает, что это выглядит как миленькая подделка под «В поисках Немо», должны дважды подумать: Padak — один из самых жестоких анимационных фильмов, с которыми они когда-либо сталкивались.
Padak — психологический survival horror насквозь с едкими социальными комментариями и критикой садистского обращения с животными, которая настолько ужасна, что может отбить желание есть суши на несколько месяцев. Нечасто анимационные фильмы, где персонажи — милые животные, заканчиваются тем, что большинство этих животных, включая главного героя, съедаются заживо. Не совсем то, что можно увидеть в фильмах Disney.
____________________________
Истинная грусть / 'Perfect Blue' (1997)
Сатоси Кон был одним из величайших аниме-режиссеров всех времен, и его безвременная кончина стала одним из самых печальных моментов в индустрии. Тем не менее, наследие, которое он оставил после себя, — это четыре исключительных анимационных фильма, лучшим из которых, возможно, является психологический триллер Perfect Blue. Великолепно сюрреалистичный и потрясающе анимированный, это один из лучших аниме-фильмов, когда-либо созданных.
Perfect Blue идеально сочетает фантазию и реальность, успешно помещая зрителей внутрь фрагментированного пространства головы одержимого совершенством главного героя. Результатом является тревожный, жестокий, часто сбивающий с толку фильм, граничащий с ужасом, неустанно бросающий зрителям все более темные и неуравновешенные сцены и моменты персонажей.
____________________________
Безумный Бог / 'Mad God' (2021)
Фил Типпетт, прежде всего, является супервайзером визуальных эффектов и продюсером — одним из крупнейших и наиболее влиятельных представителей этой области. Однако в 90-х он начал работать над своим режиссерским дебютом, Mad God. Это оказался проект, на который ушло около трех десятилетий, но усилия того стоили. Это фильм, который гарантированно станет культовой классикой в течение не слишком многих лет.
Mad God — это безумное путешествие в глубины Ада, фильм, который с радостью продолжает раздвигать границы того, что зрители считают гротескным и отвратительным. Это, конечно, не для слабонервных, в этом нет никаких сомнений, но те, у кого есть желудок, чтобы не просто терпеть, но и наслаждаться таким мрачным, резким и сюрреалистичным фильмом, наверняка получат незабываемое путешествие с извращенным маленьким детищем Типпетта.
____________________________
Куда покойники уходят умирать / 'Where the Dead Go to Die' (2012)
Если фильм мрачный, это не обязательно означает, что он хороший. Действительно, культовая классика Where the Dead Go to Die, выпущенная сразу на видео, яркий пример экстремального кино и эксплуатационного ужаса, обычно не считается особенно качественным фильмом. Тем не менее, любой список самых мрачных анимационных фильмов будет неполным без упоминания этого ультра-мега-гипер-жестокого фильма.
Анимация уродлива и отталкивающа по замыслу; безвкусное необоснованное насилие и темнота слишком много для большинства зрителей, а бессмысленная история не совсем подкреплена дешевым использованием ленивых пугалок. Тем не менее, те, кто любит сверхмрачную анимацию, просто обязаны посмотреть ее в какой-то момент. Хотя она определенно не хороша, она настолько странна в своих попытках, что, по крайней мере, она абсолютно незабываема.
____________________________
Аномализа / 'Anomalisa' (2015)
Чарли Кауфман, наиболее известный как сценарист (возможно, величайший в индустрии сегодня), также снял несколько фильмов здесь и там. Его вторая режиссерская работа и его первый (и пока единственный) анимационный фильм были сняты совместно с Дюком Джонсоном. Это «Аномализа», дикий трип-фильм, полный фирменной смеси Кауфмана экзистенциального ужаса и абсурдистского сюрреализма.
С его отличительной кукольной покадровой анимацией и одним из величайших сценариев анимации, когда-либо созданных, «Аномализа» является глубоко продуманным исследованием романтики, старения и человеческих связей, подобное которому мог создать только такой художник, как Кауфман. Он до краев наполнен тем же невротическим цинизмом и гнетущей мрачностью, что характеризуют работу сценариста-режиссера, но крупицы надежды и гуманизма, которые он в него вносит, чрезвычайно усиливают впечатления.
____________________________
Могила светлячков / 'Grave of the Fireflies' (1988)
Кинорежиссеры студии Ghibli создают произведения искусства, которые не боятся погружаться в более грустные стороны человеческой жизни, чем большинство анимаций, но никто из них не снимал более душераздирающий фильм, чем «Могила светлячков» Исао Такахаты. Эта абсолютно душераздирающая драма о Второй мировой войне, основанная на реальной истории, способна заставить любого поклонника анимации часами рыдать на полу.
Под руководством двух лучших персонажей студии Ghibli фильм делает то, что часто любит делать военный жанр: оценивает природу войны как разрушителя невинности, показывая ее глазами детей. Однако немногие антивоенные фильмы с детьми-главными героями столь же эффективны, как этот. Потрясающе анимированный, прекрасно написанный и срежиссированный и леденящий душу, «Могила светлячков» — одно из лучших творений легендарной аниме-студии.
____________________________
Вальс с Баширом / 'Waltz With Bashir' (2008)
Возможно, это потому, что это документальный фильм. Возможно, это потому, что он так богато построен и сделан с такой эмоциональной сыростью. Возможно, это из-за того, насколько ужасающе своевременными кажутся его темы. Вероятно, это из-за всего этого и многого другого. Дело в том, что «Вальс с Баширом» , один из самых важных фильмов 2008 года, является самым мрачным анимационным фильмом из когда-либо созданных.
Мастерски поставленное и структурированное исследование израильской оккупации, ценности воспоминаний и сюрреалистической природы насилия военного времени, «Вальс с Баширом» — это шедевр, показывающий творческий уровень, до которого может дойти анимация, если ее отдать в правильные руки. Это, возможно, самый эмоционально напольный опыт, который может предложить анимационное кино, но оно того стоит.