Найти в Дзене
Тайны прошлого

Екатерина Медичи: злодейка или жертва обстоятельств? Часть 3. Абсолютная власть.

Екатерина Медичи — это личность, вызывающая широкий спектр оценок и дискуссий. В разные времена её образ воспринимался по-разному: от коварной интриганки, лишённой каких-либо целей, до выдающейся фигуры, стремившейся объединить Францию. В XIX веке её образ стал символом коварства, но исторические факты говорят об обратном. О Екатерине Медичи достоверно известно лишь то, что она была умна, энергична, верила в астрологию и беспокоилась о будущем своих сыновей и династии Валуа. Какова же была её истинная сущность? 18 августа 1572 года в Париже состоялось бракосочетание французской принцессы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Жених был приверженцем протестантизма, однако Екатерина Медичи не видела в этом препятствий. Безусловно, брак с католиком был бы предпочтительнее, но у флорентинки был свой план. Стремясь избежать войны с Испанией, на которой настаивали протестанты, она решила убить двух зайцев одним выстрелом и задумала организовать убийство всех видных протестантских лидеров, ко

Екатерина Медичи — это личность, вызывающая широкий спектр оценок и дискуссий. В разные времена её образ воспринимался по-разному: от коварной интриганки, лишённой каких-либо целей, до выдающейся фигуры, стремившейся объединить Францию. В XIX веке её образ стал символом коварства, но исторические факты говорят об обратном. О Екатерине Медичи достоверно известно лишь то, что она была умна, энергична, верила в астрологию и беспокоилась о будущем своих сыновей и династии Валуа. Какова же была её истинная сущность?

В иллюстрационных целях
В иллюстрационных целях

18 августа 1572 года в Париже состоялось бракосочетание французской принцессы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Жених был приверженцем протестантизма, однако Екатерина Медичи не видела в этом препятствий. Безусловно, брак с католиком был бы предпочтительнее, но у флорентинки был свой план. Стремясь избежать войны с Испанией, на которой настаивали протестанты, она решила убить двух зайцев одним выстрелом и задумала организовать убийство всех видных протестантских лидеров, которые должны были собраться на свадьбе Маргариты и Генриха. В ходе бойни погибло от 5 до 30 тысяч человек. Гугенот Агриппа д'Обинье назвал это событие Варфоломеевской ночью, подчеркнув безумие и жестокость происходящего. Вину за массовые убийства возложили на Медичи. Хотя можно с уверенностью утверждать, что она не планировала такого масштаба действий. Впрочем, её всё устроило, ведь после смерти супруга сердце Екатерины окончательно ожесточилось.

Эдуард Деба Понсан "Варфоломеевская ночь". Изображение взято из открытых источников
Эдуард Деба Понсан "Варфоломеевская ночь". Изображение взято из открытых источников

Через два года уже второй сын-король Екатерины покинул этот мир. И на престол взошел ее любимый третий сын - Генриха III. А Екатерина продолжая свои попытки спасти династию Валуа. Это было очень сложной задачей!

В отличие от своих братьев, Генрих III взошёл на престол, когда достиг совершеннолетия. Он был самым здоровым из них, хотя и имел слабые лёгкие. Однако характер Генриха III был противоречивым: он то предавался необузданным чувственным удовольствиям со своими фаворитами, то впадал в глубочайшую меланхолию, которая сменялась крайним религиозным рвением. Екатерина не могла контролировать Генриха так же, как она это делала с другими сыновьями. Во время правления Генриха её роль сводилась к роли государственного исполнителя и странствующего дипломата. Она много путешествовала по королевству, укрепляя власть короля и предотвращая войны. В 1578 году, будучи уже в преклонном возрасте по тем временам, Екатерина вновь взялась за непростое дело восстановления мира на юге страны, где встречалась с лидерами гугенотов.

Екатерина Медичи с Генрихом III. Изображение взято из открытых источников.
Екатерина Медичи с Генрихом III. Изображение взято из открытых источников.

Однако король, стремясь править самостоятельно, совершал одну ошибку за другой. И не успела Екатерина оглянуться, как его самоуправство привело к войне между братьями, не говоря уже о короле Наваррском. В это же время разразилась война. Несмотря на свой возраст и недуги, королева активно участвовала в военных действиях, взяв на себя обязанности военного интенданта. Во время осады Парижа она следила за возведением укреплений и организовывала разведывательную деятельность. Екатерина Медичи проявила себя как настоящий воин. Её не пугали орудийные залпы и выстрелы из аркебуз.

Главной задачей по-прежнему оставалось сохранение династии Валуа, но все старания оказались тщетными. К 1585 году в живых оставались лишь Маргарита Наваррская и Генрих III, испытывавшие друг к другу неприязнь. Впрочем, к тому времени Маргарита настолько сильно запятнала свою репутацию, что Екатерина фактически отказалась от дочери и недвусмысленно намекала своему зятю о необходимости расторгнуть брак и заключить новый союз.

Встреча Генриха III и герцога Гиза. Изображение взято из открытых источников
Встреча Генриха III и герцога Гиза. Изображение взято из открытых источников

В мае 1588 года во Франции произошёл государственный переворот, в результате которого было свергнуто королевское правительство. Генрих III бежал, объятый паническим ужасом, оставив свою мать и жену на произвол судьбы. Однако королева Екатерина Медичи проявила удивительное хладнокровие и достоинство в ходе переговоров. Внешне она казалась спокойной и невозмутимой, но в её душе бушевала буря эмоций. Она испытывала боль от потери правительства и стыд за своего сына, который, хотя и оставался на троне, но не был истинным королём.

15 декабря 1588 года Екатерина Медичи слегла с тяжёлой пневмонией. В то время как она из последних сил боролась с коварной болезнью, её сын «обрадовал» её жестоким убийством герцога де Гиза. Тогда Екатерина осознала, что династия Валуа потеряла своё королевство.

5 января 1589 года скончалась королева, которая на протяжении 28 лет защищала свою семью и сохраняла единство Франции. Бедные люди искренне горевали о ней и говорили: «У нас больше нет королевы-матери, которая могла бы дать нам мир».