Иван Творожников (1848-1919), художник-жанрист на протяжении всей творческой деятельности оставался верен реализму, посвятив своё искусство изображению жизни русских крестьян. Хотя он не состоял в Товариществе передвижных выставок, тематика его работ была созвучна идеям передвижников.
Сведения о ранних годах мастера скудны. Родился 10 октября 1848 года в крестьянской семье деревни Жуково Тверской губернии. В 1868 году окончил петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художников с Малой серебряной медалью. Осенью того же года поступил вольнослушателем в Академию художеств, где проявил выдающиеся способности: уже через три месяца его перевели в натурный класс, а в 1870 году зачислили без экзаменов как талантливого ученика. Несмотря на необходимость постоянно подрабатывать, Творожников считался одним из лучших студентов, получив в 1869 году Малую серебряную медаль за рисунок с натуры.
В 1875 году, завершая обучение, он участвовал в конкурсе на Большую золотую медаль, однако награда не была присуждена никому. Вместе с В. И. Суриковым и Н. П. Загорским его работу признали лучшей, а сам он удостоился звания классного художника первой степени. В 1877-1878 годах вместе с Суриковым, трудился над росписями храма Христа Спасителя в Москве, создав четыре картины на тему Вселенских соборов, за что получил золотую медаль.
Ранние произведения 1880-х годов, такие как «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича…», сохраняли черты академизма.
Сюжет картины - событие из истории дворцовых переворотов второй половины XVIIl века.
В дни воцарения Екатерины II один из офицеров Шлиссельбургской крепости поручик Мирович попытался освободить из многолетнего заключения в крепости и возвести на трон Иоанна Антоновича, сына племянницы императрицы Анны Иоанновны, младенцем свергнутого с престола Елизаветой и пожизненно заточенного в Шлиссельбургскую крепость. Попытка закончилась неудачно, Иоанн Антонович был убит стражей, а сам Мирович впоследствии казнён.
Эта картина, написанная Творожниковым в стиле позднего академизма, интересна как мастерски исполненное полотно хорошо подготовленного художника. Замечательна в этой работе высокая техника рисунка, позволяющая художнику изобразить действующих лиц в самых разнообразных позах, использовать эффект сложных ракурсов.
В эти же годы в его творчестве усилился интерес к бытовому жанру, отражённый в альбоме зарисовок уличных типов и сценок. Переломным моментом стала картина «Продавец душеспасительных книжек и образков», принёсшая ему известность.
Свободно, живо и легко написал художник этот образ. Простое, типично русское лицо, удобная, хорошо пригнанная одежда много странствующего человека. В позе и в выражении лица - непринуждённость и спокойное достоинство.
С 1888 года Творожников окончательно обратился к крестьянской теме.
В Русском музее хранятся этюды, написанные Творожниковым на родине, в Тверской губернии. Ему позируют крестьяне, женщины в тулупах, в платках, он пишет избы, деревья, поля, крестьянских детей, которым на протяжении всего своего творческого пути уделял особенно большое внимание. Детей он пишет с необычайной любовью и теплотой, видя в них маленьких тружеников со своим отношением к миру, со своим характером. Такова картина «Дети, собирающие хворост».
В 1888 году была закончена одна из лучших картин Творожникова — «Бабушка и внучка».
Холодный, серый день поздней осени, у ограды деревенской церкви остановились нищие крестьянки — старуха и маленькая девочка, её внучка. При первом же взгляде на картину поражает жизненность этих образов, столь типичных для русской деревни. Сгорбленная от старости и трудной жизни старуха покорно и безучастно опирается на посох покрасневшей от холода рукой, знавшей тяжёлый крестьянский труд. Девочка строго и укоризненно смотрит на прохожих, её бледное худенькое личико не по-детски серьёзно и озабоченно. Выразительный пейзаж - мокрая земля, серое, унылое небо, деревья, окутанные холодным туманом,— подчёркивает печальное содержание картины. Это же впечатление усиливает и сдержанная цветовая гамма.
Критик В. Стасов писал о картине:
«Творожников — редкий пример художника, чьё сердце бьётся в унисон с народной болью. Его „Бабушка и внучка“ — не просто картина, это крик о милосердии, написанный кистью мастера. Жаль, что он не примкнул к Товариществу, но дух его работ — чистейшая правда, за которую мы так боролись»
Эта картина стала известна широкому кругу зрителей, она воспроизводилась в течение многих лет во всех популярных русских изданиях того времени.
В 1889 году появилась многофигурная композиция «Нищие около церкви» .
У церковной паперти в ожидании конца службы выстроились в ряд нищие крестьяне — старики, женщины, дети. Горечью дышит каждый мазок этой правдивой картины, показывающей ужасное состояние людей. Картина была куплена П. М.Третьяковым, который писал:
«В „Нищих около церкви“ Творожников достиг того, чего многие не решались: он показал нищету без пафоса, но с достоинством. Такие полотна должны висеть в музеях, чтобы напоминать нам о тех, кого общество предпочитает не замечать».
Глубина социального анализа проявилась и в работе «Горе», изображающей крестьянскую семью, потерявшую кормильца. В горестном раздумье поникла крестьянка над столом, обхватив прижавшуюся к ней с испугом и жалостью дочку.
Владимир Маковский отозвался о картине:
«Его „Горе“ — это не академический этюд, а исповедь. Творожников умеет говорить о крестьянской доле так, что зритель чувствует холод избы и горечь слёз вдовы. Он — наш брат по духу, даже если не числится в рядах передвижников».
С 1895 года Творожников преподавал в Академии художеств, что позволило ему получать стабильное жалованье и в летнее время путешествовать по России и расширить тематику этюдов. В 1898 году он стал штатным профессором, а в 1906-м — академиком. Лишь в поздние годы он формально присоединился к передвижникам, чьи идеи всегда разделял.
Скончался художник 12 июля 1919 года после продолжительной болезни, оставив наследие, проникнутое состраданием к судьбе простого народа и мастерским воплощением реалистических традиций.
Современный историк искусства Дмитрий Сарабьянов пишет:
«Творожников — фигура-мост между академизмом и передвижничеством. Его работы, такие как „Поручик Мирович“, демонстрируют виртуозное владение формой, а крестьянский цикл — редкую для эпохи этнографическую точность. Он заслуживает переоценки как один из забытых глашатаев „мужицкой России“».
Из каталога Русского музея (XXI в.):
"Этюды Творожникова к картинам — это не просто подготовительные наброски, а самостоятельные произведения. В них читается трепетное отношение к модели, будь то ребёнок-подпасок или старик у церковной паперти. Его наследие — бесценный документ эпохи".
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
🫶 Поддержка канала донатом.